Пенсионная система РФ и пенсионная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений старого пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели системы пенсионного обеспечения, которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных для прежней модели.

Содержание

Введение 3
Понятие и структура пенсионной системы государства. 5
Организационно-финансовые основы пенсионной системы. 11
Проблемы функционирования пенсионной системы РФ и
необходимость ее реформирования. 19
Заключение 27
Список использованных источников 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

Пенсия курсач.docx

— 88.76 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  образования и  науки российской федерации

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
     вЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
     «Казанский  Государственный
     Финансово – Экономический  Институт»
 
 

Кафедра денег и ценных бумаг 

По дисциплине «Финансы и кредит» 
 
 

Курсовая  работа

Тема: «Пенсионная система РФ и пенсионная реформа» 
 
 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы     __________

Научный руководитель      ______ Кайгородова Г.Н. 

«____»  __________________2010г. 

Казань 2010 

Содержание 

Введение            3

  1. Понятие и структура пенсионной системы государства.    5
  2. Организационно-финансовые основы пенсионной системы.   11 
  3. Проблемы функционирования пенсионной системы РФ и

    необходимость ее реформирования.        19

Заключение           27

Список  использованных источников       30

Приложение              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

    Любая пенсионная система - это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.

       В 2002 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина в стране стартовала реформа системы пенсионного обеспечения. В силу вступили принятые Государственной Думой Федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

     Изъяны  и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений старого  пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели системы  пенсионного обеспечения, которая  была бы свободна от недостатков и  противоречий, характерных для прежней  модели.

     Ведь  за последние годы в стране произошли  коренные изменения, преобразившие  социально-экономический облик России, поставившие на повестку дня совершенно новые задачи. Можно назвать главные  из них:

- социальные  гарантии минимального обеспечения  в старости;

- связь  размера пенсии с размером  оплаты труда работников путем  учета реального вклада (отчислений) на финансовое обеспечение пенсионной  системы;

- регулярное  повышение пенсий нынешним пенсионерам  и эффективный учет пенсионных  обязательств перед ныне работающими  гражданами.

     По  сути дела на решение именно этих задач, выполнив обязательства перед пенсионерами по старому пенсионному законодательству, были направлены изменения в законодательстве, открывающие новые возможности  для повышения пенсионных выплат.

     Вопрос  о рассмотрении и изучении пенсионной реформы в Российской Федерации  в настоящее время актуален. Нововведения в пенсионной системе включают в  себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы. Достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы; повышение уровня пенсионного обеспечения граждан; формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

      Мы  считаем, что тема курсовой работы очень актуальна, поскольку пенсионная система затрагивает абсолютно все слои населения. Большинству людей совсем не безразлично их «пенсионное» будущее.

         Объектом данной курсовой работы является пенсионная система в РФ.

         Предмет - процессы реформирования пенсионной системы в РФ.

         Цель курсовой работы - изучить пенсионную систему в РФ и выявить проблемы ее функционирования.

         Исходя из поставленной цели, главная задача – представить пенсионную систему РФ и дать характеристику ее элементов. 

         Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и  структура пенсионной системы государства
 

   Пенсионный  фонд Российской Федерации- крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он образован 27 декабря 1991 г. №2122-1 Постановлением Верховного Совета РФ. Сегодня бюджет ПФР- второй по величине после федерального [16, с.179].

   Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Он также имеет  право выполнять отдельные банковские операции в порядке, установленном  действующим на территории Российской Федерации законодательством о  банках и банковской деятельности.

   Пенсионная  система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующий видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии [21, с.608].  Структура пенсионной системы России представлена в приложении 1.

   На  сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных  ресурсов. Конфигурацию реформированной  пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений» .

   Важнейший принцип пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком  уровень жизненных благ путем  перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение  нынешних) и в пространстве - где  бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными  отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем [15, с. 156].

   В современной энциклопедии дается такое  понятие пенсии: (от латинского pensio - платеж), денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых  и иных фондов по окончании трудовой деятельности при достижении установленного законом определенного возраста (обычно 60-65 лет) и по другим основаниям. В Российской Федерации выплата  государственных пенсий осуществляется из Пенсионного фонда России. Трудовые пенсии по возрасту (по старости) назначаются  мужчинам, достигшим 60 лет, при стаже  работы не менее 25 лет и женщинам, достигшим 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям трудящихся (например, шахтерам, летчикам, лицам, работавшим на Крайнем Севере) пенсии (за выслугу лет) назначаются  при меньшем возрасте или стаже. Назначаются также пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию.

Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч. [27]:

      - учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному    страхованию;

    - назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

    - назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    - персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    - взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

     - выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    - управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    - реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на октябрь 2010 года в Программу вступили свыше 3 000 000 россиян.

     Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости  от тех источников, за счёт которых  выплачиваются пенсии. Первая из них  финансируется за счёт обособленного  страхового пенсионного фонда, в  орбите её действия находятся главным  образом наёмные работники и  некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется  за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории  государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые  по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная  пенсионная система слагается, таким  образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть - "возвышается" над всеми, она для тех, кто  служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

    Иногда  эти две подсистемы переплетаются - к страховой пенсии производится бюджетная доплата  [19,с.26].

    С принятием пакета пенсионных законов  об обязательном пенсионном страховании  и трудовых пенсиях, определилась следующая  структура системы пенсионного  обеспечения в Российской Федерации [22, с.248]:

- обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей);

- добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей и  самостоятельных пенсионных накоплений  граждан.

            Согласно Федеральным Законам «Об обязательном пенсионном страховании» и «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственные пенсионные фонды, действующие в настоящие время и имеющие соответствующие лицензии,  вправе осуществлять деятельность по каждой из перечисленных составляющих структуры пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

     Рассмотрим каждую из элементов структуры немного подробней.      Обязательное пенсионное страхование.  Согласно концепции пенсионной реформы, современная государственная пенсия должна состоять из трех частей.

         I. Базовая, или социальная – установленный законом, единый для всех минимум. Она объединила ранее устанавливаемые законами и указами Президента минимальную пенсию, компенсационные доплаты и надбавки к пенсии. Ее размер не зависит ни от заработка, ни от суммы страховых взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности. В общем, как бы не сложилась трудовая биография человека, государство гарантирует ему выплату определенного уровня дохода, индексируемого в соответствии с инфляцией.

Информация о работе Пенсионная система РФ и пенсионная реформа