Пенсионная система РФ и пенсионная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Изъяны и противоречия, накопившиеся в старой пенсионной модели, поставили ее на грань кризиса, из которого за счет косметических изменений старого пенсионного законодательства, нельзя было выйти. Речь могла идти только о создании новой модели системы пенсионного обеспечения, которая была бы свободна от недостатков и противоречий, характерных для прежней модели.

Содержание

Введение 3
Понятие и структура пенсионной системы государства. 5
Организационно-финансовые основы пенсионной системы. 11
Проблемы функционирования пенсионной системы РФ и
необходимость ее реформирования. 19
Заключение 27
Список использованных источников 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

Пенсия курсач.docx

— 88.76 Кб (Скачать)

            II. Страховая часть зависит от пенсионного стажа, то есть от того периода, в течение которого предприятие делало отчисления за сотрудника в Пенсионный Фонд, и от суммы этих отчислений. Размер страховой части трудовой пенсии, которая будет ежемесячно выплачиваться человеку, рассчитать очень просто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначения пенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии. Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярно индексируется в зависимости от роста цен и роста среднемесячной заработной платы по стране.

          III. Накопительная часть также зависит от величины пенсионных накоплений. Однако, в отличии от страховой части, данные пенсионные накопления формируются не только из сумм налогов, уплаченных работодателем, но и в немалой степени зависят от выбора негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, которые увеличивают эти средства с помощью различных инвестиционных инструментов. После назначения пенсии размер накопительной части ежегодно индексируется с учетом доходов, полученных от инвестирования.

     Согласно  Федеральному Закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взнос на формирование этой части пенсии составляет от 2-х до 6-ти процентов заработка и зависит от возраста человека, в пользу которого перечисляется взнос. Чем он моложе, тем больше эта доля. (С 01.01.2005г. взнос на формирование накопительной части пенсии может отчисляться только в пользу лиц 1967 года рождения и моложе).

   Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах»  устанавливает право любого человека, в пользу которого отчисляются или отчислялись ранее такие взносы, подать заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе накопительной части своей пенсии в Негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Также предусмотрены схемы перевода накоплений из одного НПФ в другой. Таким образом, человек имеет возможность осуществлять разумный выбор и контроль за  формированием своих пенсионных накоплений.

  • Добровольное пенсионное обеспечение. Добровольное пенсионное обеспечение является органичной составной частью пенсионной системы России и подразумевает формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах исключительно за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Оно осуществляется в самых разнообразных формах, как в виде пенсионных систем отдельных предприятий и организаций, отраслей производства, так и в виде пенсионного обеспечения отдельных граждан, перечисляющих взносы в свою пользу или в пользу своих близких. В отличии от обязательного государственного пенсионного обеспечения, условия которого установлены законом, условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.

     Накопления  в негосударственных пенсионных фондах могут осуществлять как работающие в настоящий момент граждане, так  и граждане просто обладающие доходом, достаточным для осуществления  регулярных взносов. Пенсионные фонды  предлагают также варианты, применимые для клиентов, имеющих разовые  поступления. Подробнее о негосударственных пенсионных фондах остановимся во второй главе.

     Схема взаимодействия вкладчика и фонда  проста: в соответствии с условиями  пенсионного договора, определенными  в соответствии с потребностями  и возможностями вкладчика, последний  перечисляет в фонд пенсионные взносы. Фонд обеспечивает сохранность и прирост этих средств с помощью разнообразных инвестиционных инструментов, а при наступлении пенсионного возраста производит участнику пенсионные выплаты. 
 
 
 
 
 

  1. Организационно - финансовые основы пенсионной системы РФ
 

   Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются обязательные страховые  взносы работодателей и работающих граждан, ассигнования из федерального бюджета, а также займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений. Кроме того, при эффективной организации  финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные  средства в государственные ценные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банках, может иметь определённый доход. В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда [16, с.178]. Наглядно представить финансовые потоки элементов пенсионной системы можно следующим образом (рис.1) [19]:

   

     Трудовая пенсия 

   

     

     Дополнительная  пенсия

     
 
 

   Рис.1 Финансовые потоки элементов пенсионной системы РФ 

       Нерассмотренное звено данной  схемы  софинансирование. Рассмотрим  подробнее: 

     Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство.  
Программа действует в соответствии с
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».  
        В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше). Программа работает следующим образом. Если Вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии 2 000 и более рублей в год, государство удваивает эти деньги: на Ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечислена такая же сумма в пределах 12 000 рублей в год. Если вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии менее 2000 рублей в год, софинансирование пенсии государством не осуществляется [29]. 
       Пример: 
Вы платите 2 000 рублей в год - государство доплачивает еще 2 000 рублей.  
Итого, на Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год.  
         Если Вы платите 12 000 рублей в год - государство доплатит еще 12 000 рублей.  
         Итого, за год Ваш счет пополнится на 24 000 рублей.  
         Вы можете вносить в фонд своей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства при этом не превысит 12 000 рублей в год.  
      Пример:
 
      Вы внесли 15 000 рублей в год, государство - 12 000 рублей.  
Итого, за год Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде пополнится на 27 000 рублей. [29].  
        Нынешние пенсионеры могут участвовать в Программе на общих условиях. Государство софинансирует их взносы на накопительную часть пенсии в пределах 12 000 рублей в год. Вывод, что индивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год суммарно пополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно работающим пенсионерам. Но имеется один существенный недостаток – невозможность оставить в наследство накопленную часть.

     В настоящее время работодатель уплачивает в ПФР страховые взносы в размере 20% (взамен существовавшего до 31.12.2009 единого социального налога) пропорционально  выплачиваемой работнику заработной плате. Для застрахованных лиц - мужчин 1953-1967г. р. и женщин 1957-1967 г. р. уплаченные страховые взносы идут на формирование страховой части пенсии. Накопительная часть у перечисленных возрастных категорий все же имеется, хотя и формировалась весьма непродолжительный период времени - с 2002 по 2004 г. Для застрахованных лиц 1967г. р. и моложе 14% идет на формирование страховой части пенсии, оставшиеся 6% - на накопительную. Страховая часть пенсии по сути - это виртуальные средства, которые в данное время выплачиваются существующим пенсионерам. При достижении застрахованным лицом пенсионного возраста сумма взносов по страховой части пенсии будет разделена на средний период дожития (на данное время эта цифра составляет 228 мес.) и в таком виде будет ежемесячно выплачиваться пенсионеру пожизненно. Размер выплат по накопительной части трудовой пенсии будет рассчитываться аналогично. Отличие состоит в том, что средства накопительной части трудовой пенсии инвестируются ПФР, НПФ, УК в различные высоконадежные финансовые инструменты в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". По результатам года на эту часть пенсии начисляется инвестиционный доход. Усредненные расчеты показывают, что при средней доходности в 11 % годовых, суммарный размер пенсионных выплат для человека, которому сегодня 30-35 лет, только лишь за счет инвестиционного дохода от накопительной части может увеличиться в 2-2,5 раза. Предполагается, что приблизительно такую доходность при инвестировании средств пенсионных накоплений могут получать НПФ и УК, поскольку инвестиционные возможности последних гораздо шире, нежели возможности ПФР, который размещает средства пенсионных накоплений в облигации федерального займа и государственные корпоративные облигации, получая при этом среднюю доходность порядка 5 %. Заслуживает внимания тот факт, что с сентября 2009 г. ПФР инвестирует средства пенсионных накоплений граждан также в расширенный портфель, где инвестиционные возможности несколько шире [29].

     Что касается аккумуляции и перераспределение средств ПФ, то оно проходит по следующему маршруту: страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает объёмы перераспределение средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения неснижаемого остатка на счетах и оптимизации сумм в пути.

   Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые  в Пенсионном фонде, используются:

-   на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);

-   оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

-   выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

-   повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни;

-   содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;

-   участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;

-   осуществление коммерческих операций фонда;

- другие  мероприятия, предусмотренные уставной  деятельностью фонда.         

     В новой пенсионной системе важную роль стали играть добровольные пенсионные взносы работодателя в пользу своих  работников и личные накопления граждан  в негосударственных пенсионных фондах.

     Что же такое негосударственные пенсионные фонды, которые с 2004 года принимают  участие в реализации пенсионной реформы, как они работают и какую  реальную помощь могут оказать будущим  пенсионерам?

     Негосударственный пенсионный фонд - это некоммерческая финансовая организация, работающая по сберегательно - накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению клиентом пенсионного возраста [30].

     Деятельность  НПФ регулируется федеральными законами № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" и № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах". Количество негосударственных пенсионных фондов в России во II квартале  2010 года уменьшилось с 203 до 169, свидетельствуют данные ФСФР.

     Деятельность  НПФ подлежит обязательному лицензированию Министерством труда и социального  развития РФ. Контрольные функции  возложены на специально созданную  Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ.

     Негосударственное пенсионное обеспечение строится по накопительному принципу формирования пенсий, предполагающее регулярное перечисление пенсионных взносов в негосударственный  пенсионный фонд в течение определенного  периода времени и их прирост, за счет дохода, получаемого по результатам  размещения пенсионных резервов. Мы можем  заниматься регулярными отчислениями в НПФ, но влиять на его инвестиционный портфель – нет [21].

Информация о работе Пенсионная система РФ и пенсионная реформа