Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:32, курсовая работа
Пенсионная защита важна для человека в любой период его жизни. Старость, являющаяся основным пенсионным риском (3/4 пенсионеров в России – пенсионеры по старости), с позиций материального благополучия беспокоит как граждан уже вступивших в возраст, считающийся относительно нетрудоспособным, так и тех, кто задумывается об источниках существования по окончании своей трудовой деятельности и выходе на пенсию по старости. Кроме того, в нашей стране значительна доля граждан (4,9% населения страны), для которых пенсия - основной источник доходов еще до достижения пенсионного возраста.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и классификация пенсионных систем. Формирование современной пенсионной системы………………………………………5
1.1. Классификация пенсионных систем ………………………………..10
1.2. Основные принципы формирования современной пенсионной системы……………………………………………..…………………….14
Глава 2. Развитие пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………..…….22
2.1. Анализ исполнения бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………...……….……………………22
2.2. Анализ функционирования системы негосударственного пенсионного страхования населения России. Ключевые проблемы, сдерживающие развитие дополнительного пенсионного страхования………………………………………………………………..27
2.3. Тенденция развития пенсионной системы в условиях действющего налогового и пенсионного законодательства………………………….30
Глава 3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации……………………………………………………..………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………….47
Перенос нагрузки на работника должен осуществляться с одновременным адекватным повышением его заработной платы, и начинать его нужно с возвращения к порядку, который существовал до введения в 2001 году единого социального налога, когда тариф для работающих граждан был установлен в размере 1 % от выплат, начисленных в виде оплаты труда по всем основаниям.21
Любая страховая система должна иметь страховой резерв средств для поддержания своей финансовой устойчивости. В законодательстве об обязательном пенсионном страховании предусмотрено создание такого резерва, но... только в случае возникновения профицита. Поскольку страховые принципы функционирования пенсионной системы не предусматривают планирование превышения доходов над расходами, то формирование страхового резерва должно стать составной частью страхового тарифа. Размер этой части страхового тарифа должен исходить из актуарной вероятности экономического риска в среднесрочном периоде бюджетного финансового плана.
Страховой резерв должен обеспечивать решение как минимум двух задач: поддержание финансовой устойчивости бюджета ПФР при сохранении установленного размера тарифа, предохраняя негативное воздействие макроэкономических и демографических факторов в течение среднесрочного плана.
2. Как отмечено выше, методы тарифной политики позволяют регулировать формирование пенсионных прав, т.е. доходы пенсионной системы. Для долгосрочной стабилизации пенсионной системы необходимо обеспечивать комплексное регулирование и самих пенсионных обязательств (условия и порядок назначения, перерасчета и индексации трудовых пенсий).22
Поэтому регулирование тарифной политики должно быть дополнено усилением требований к определению объема самих пенсионных обязательств, среди которых на первом месте стоит нормативная стоимость страхового года (цена года стажа). Это позволит установить минимальный порог уплаты страховых взносов для учета страхового периода формирования пенсионных прав и применять секвестирование этого периода исходя из пропорции стоимости соответствующего страхового года.
Действующее пенсионное законодательство предусматривает правовые основы «стоимости страхового года», однако до сих пор эта стоимость используется только для решения локальной задачи - исключительно для определения минимальной суммы страхового возмещения за периоды службы в армии и ухода за ребенком из средств федерального бюджета.
Нормативная
стоимость страхового года показывает,
какая сумма денежных средств
требуется в предстоящем
Актуарно обоснованной является величина нормативной стоимости страхового года исходя из среднестатистической потребности на выплату страховой части трудовой пенсии всем категориям пенсионеров при унифицированном эффективном страховом тарифе.
Для
самозанятых категорий
Однако, как показал актуарный анализ, реализация на практике в полном объеме требования по регулированию пенсионных обязательств страховщика невозможна по причинам макроэкономической несбалансированности переходной экономики и неразвитости рынка труда. Дело в первую очередь в том, что макроэкономические пропорции переходной экономики за период перестройки исказили цену рабочей силы, в которой неправомерно сокращена составляющая долгосрочных социальных рисков. Причем, как это ни парадоксально, именно в государственном секторе экономики - на предприятиях и учреждениях бюджетной сферы.
Следствие этого, жесткое нормирование размера заработной платы в бюджетной сфере не позволяет по действующим тарифам сформировать РПК застрахованным лицам хотя бы на среднестатистическом уровне.
Учитывая данное обстоятельство, необходимо либо увеличивать практически вдвое размер тарифа для бюджетников, либо снизить норматив стоимости страхового года для всех, что отразится в конечном итоге на размере их трудовой пенсии. Минимальной альтернативой актуарной стоимости страхового года может быть расчетная величина ПМП для страховой части. По нашему мнению, на данном этапе переходного периода пенсионной реформы последний вариант представляется наиболее реалистичным. Однако к концу переходного периода этот норматив должен обеспечивать полноценную реализацию пенсионных прав застрахованных лиц на нормальную пенсию.
3.
Третьей составляющей
Базовая часть трудовой пенсии выполняет экономическую функцию гарантированного минимального пенсионного обеспечения для всех граждан, независимо от размера их страхового вклада (достаточно иметь стаж не менее пяти лет), и не имеет никакого отношения к страхованию (Приложение 12). Источником финансового обеспечения выплаты БЧП законодательно установлен ЕСН, который номинально включает в себя страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии (СЧП).24
ЕСН, предназначающийся на финансирование БЧП, зачисляется в федеральный бюджет, однако целевого назначения после внесения последних изменений в Налоговый кодекс он не имеет. При этом сумма ЕСН, зачисляемая в федеральный бюджет, едва ли обеспечивает половину соответствующей потребности на годовую выплату БЧП, и недостающую часть средств федеральный бюджет передает в бюджет ПФР из общеналоговых поступлений.
В этой ситуации экономически обоснованно перейти к финансированию БЧП за счет общеналоговых поступлений федерального бюджета.
Дополнительным
плюсом реализации этого предложения
будет формирование у населения
страны восприятия взносов на пенсионное
страхование как
Вместе с тем законодательно закрепленная субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР должна сохраниться как государственная гарантия солидарного перераспределения страховых пенсионных обязательств между поколениями.
Помимо освобождения трудовой пенсии от нестраховых составляющих необходимо усилить влияние «трудового вклада» каждого застрахованного лица в выполнение солидарных пенсионных обязательств.
Следует подчеркнуть, что пенсионная реформа значительно укрепила страховые интересы и принципы пенсионной системы, однако ее распределительная функция предусматривает не только экономические интересы по формированию собственных пенсионных прав в форме РПК, но и по выполнению обязательств перед предшествующими поколениями застрахованных лиц. Для этого необходимо восстановить влияние трудового стажа на размер пенсии застрахованного лица, т.е. установить актуарно обоснованные минимальные требования по продолжительности периода уплаты страховых взносов. Т. о., наряду с требованием учета стоимости страхового года необходимо введение категории «нормативной продолжительности страхового стажа», необходимого для реализации полного права на трудовую пенсию по старости.
Актуарно обоснованным предлагается установить продолжительность страхового стажа (исходя из современной среднестатистической его характеристики по всем видам трудовых пенсий) не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Если к моменту назначения пенсии застрахованное лицо не выработает этот стаж, размер пенсии должен пропорционально уменьшаться при полном сохранении суммы накопленного РПК.
Введение нормативной продолжительности стажа усилит экономические стимулы застрахованных лиц, не выработавших его, продолжать работу после достижения пенсионного возраста, либо их пенсия будет значительно ниже. Оба результата окажут положительное воздействие на состояние пенсионной системы.
Предложенная мера может рассматривать в качестве альтернативы такой непопулярной и, как показывают актуарные расчеты, неэффективной мере, как повышение пенсионного возраста для стимулирования трудовой деятельности после пенсионного возраста.
Не менее серьезная проблема страховой ориентации пенсионной формулы связана с корректировкой периода выплаты трудовой пенсии (периода дожития), который учитывается в знаменателе пенсионной формулы.
В действующем пенсионном законодательстве значение показателя ожидаемого периода получения трудовой пенсии по старости установлено на уровне 19 лет, а в переходный период предусмотрен учет сокращенного срока дожития -12 лет в 2002 г. с постепенным его увеличением до статистического - 19 лет - в 2013 году.25
Это означает на практике, что пенсионные обязательства страховщика перед среднестатистическим застрахованным лицом почти вдвое завышаются, а в финансовом плане - это усиливает нестраховое перераспределение в пользу лиц с низким РПК. Для устранения данной проблемы предлагается устанавливать размер этого показателя (как для страховой, так и в будущем - для накопительной частей пенсии) в соответствии с текущими статистическими или прогнозируемыми значениями.
Следующее предложение в блоке мер, направленных на усиление страховых принципов, состоит в законодательном закреплении возмещения из Федерального бюджета полном объеме средств на финансирование нестраховых периодов. Это положение нужно распространять не только на периоды ухода за ребенком и службы в армии, но и на остальные. Кроме того, возмещение должно производиться исходя из размера предложенной нами нормативной стоимости страхового года.
4.
Страховые принципы в
Актуарно обоснованным считается разграничение солидарно-распределительных обязательств льготных категорий застрахованных лиц и категорий, формирующих свои пенсионные права на общих основаниях. Для этого необходимо формирование пенсионных прав на финансирование досрочного периода выплаты трудовой пенсии непосредственно увязывать с целевым (дополнительным) тарифом страховых взносов. А поскольку продолжительность льготного периода выплаты пенсии у различных категорий застрахованных лиц значительно отличаются по причине разных условий труда (вредности и опасности производства), то и размеры тарифов должны быть установлены соответственно различные.
В течение переходного периода пенсионной реформы, безусловно, необходимо сохранить полный объем государственных пенсионных обязательств перед всеми застрахованными лицами, которые выработали более половины своего нормативного стажа в опасных и вредных условиях труда, однако источником финансирования этих обязательств не могут быть общестраховые пенсионные взносы. Традиционному предложению возложить данную финансовую ответственность на федеральный бюджет предлагается альтернатива - установить целевой дополнительный тариф (не выше 1 %) на всех работодателей для выполнения обязательств по выплате досрочных пенсий указанным категориям лиц.26