Пенсионная реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Пенсионная защита важна для человека в любой период его жизни. Старость, являющаяся основным пенсионным риском (3/4 пенсионеров в России – пенсионеры по старости), с позиций материального благополучия беспокоит как граждан уже вступивших в возраст, считающийся относительно нетрудоспособным, так и тех, кто задумывается об источниках существования по окончании своей трудовой деятельности и выходе на пенсию по старости. Кроме того, в нашей стране значительна доля граждан (4,9% населения страны), для которых пенсия - основной источник доходов еще до достижения пенсионного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и классификация пенсионных систем. Формирование современной пенсионной системы………………………………………5

1.1. Классификация пенсионных систем ………………………………..10

1.2. Основные принципы формирования современной пенсионной системы……………………………………………..…………………….14

Глава 2. Развитие пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………..…….22

2.1. Анализ исполнения бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………...……….……………………22

2.2. Анализ функционирования системы негосударственного пенсионного страхования населения России. Ключевые проблемы, сдерживающие развитие дополнительного пенсионного страхования………………………………………………………………..27

2.3. Тенденция развития пенсионной системы в условиях действющего налогового и пенсионного законодательства………………………….30

Глава 3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации……………………………………………………..………….37

Заключение………………………………………………………………..43

Список использованной литературы…………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Фины курс..docx

— 71.03 Кб (Скачать)

     По  оценкам экспертов, НПФ достаточно успешно преодолели финансовый кризис 1998 г. Обесценение фондовых инструментов создало благоприятные стартовые  условия для наращивания НПФ  своих активов.

     Выделены следующие ключевые проблемы, сдерживающие развитие дополнительного пенсионного страхования в России:

  • неэффективная система налогообложения негосударственного пенсионного страхования;
  • недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;
  • невысокий уровень доходов граждан России;
  • низкая страховая культура населения;
  • отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного страхования.
 
 

     2.3. Тенденция развития пенсионной системы в условиях действующего налогового и пенсионного законодательства.

     По  прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума около 1,2% ВВП в начале 2020-х гг. При этом, если в 2010 г. несбалансированность составит около 18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050 г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем - темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.

     В долгосрочной перспективе при сохранении параметров начисления страховых взносов объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, так называемый эффективный тариф страховых взносов, из-за роста размера заработной платы будет сокращаться с 11,45% в 2010 г. до 0,59% в 2050 г., т. е. почти 20 раз. Еще больше сократится эффективный тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии - с 8,8% в 2010 г. до 0,3% в 2050 г., т. е. более чем в 25 раз.15

     Разница в динамике показателей обусловлена  относительным увеличением к 2027 г. части страховых взносов, отвлекаемых на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967 г. рождения, доля которых достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста к этой дате.

     Финансирование  базовой части трудовой пенсии из средств федерального бюджета при  условии поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума ПМП пенсионера, достигаемого к 2010 г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2010 г. до 2,1% в 2050 г., т. е. в 4,1 раза.

     Государственные обязательства по выплате страховой  части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР по актуарным расчетам будут сокращаться по причине резкого сокращения числа занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется покрывать за счет средств федерального бюджета в возрастающем размере с 1,5% фонда заработной платы в 2010 г. до 4,1% к 2022 г.16

     В результате этой тенденции к 2050 г. финансирование пенсионной системы почти полностью отходит от страховых принципов, так как 86% доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета. При одновременном сокращении объема средств на ее финансирование, включая накопительную составляющую, сократится с 6,1% ВВП (в том числе на выплату пенсий - 5,5% ВВП) в 2010 г. до 1,5-1,6% в 2050 г., что недопустимо низко для мировой практики пенсионного страхования.

     Другая  тенденция связана с индексацией  пенсионных прав, которые ограничены индексом роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера. С самого начала реформы она отстает от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002-2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.

     Однако  начиная с 2012 г. основным фактором, оказывающим  влияние на снижение темпов роста  доходов ПФР в расчете на каждого  пенсионера, становится не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 по 2050 г.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967 г. рождения и моложе (вдвое за период с 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессивной шкалы базы начисления страховых взносов.

     Рост  доходов ПФР в расчете на каждого  пенсионера с 2016 г., по прогнозным оценкам, не превышает роста цен. В этой связи страховая часть пенсии индексируется лишь раз в год — с 1 февраля на индекс роста цен за предшествующий год, а механизм обеспечения сбалансированности доходов и предстоящих обязательств по выплате страховой части пенсий перестает работать.

     Показатели  динамики доходов пенсионной системы  приведены из параметров оптимистического сценария экономического развития (прогноз Минэкономразвития России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.). Этот сценарий предполагает среднегодовой рост ВВП свыше 6% в период до 2020 г. с последующим поэтапным снижением до 3% в год, а также увеличение фонда заработной платы с 26% ВВП в 2010 г. до 35% ВВП в 2050 г.17

     Сокращение  доходных источников бюджета 11ФР и  действующей пенсионной системе ведет к осложнению проблемы, связанном со снижением соотношения размера трудовой пенсии по старости с заработной платой (коэффициента замещения) в долгосрочной перспективе 2050 г. до 3,5% (против 25,6% в 2009 г. и почти 36% до начала пенсионной реформы 2002 г.). Это означает, что пенсионная система при сохранении действующих норм но формированию пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивает главный принцип обязательного пенсионного страхования - сохранение пенсионных прав застрахованных лиц, нивелируя права лиц, имеющих различные объемы расчетного пенсионного капитала, одновременно усиливая неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением.

     Следующий фактор, определяющий негативное воздействие  на пенсионную систему, - планируемое сокращение численности лиц, работающих по найму: по прогнозу МЭР РФ, снижение составит с 48,5 млн. человек в 2010 г. до 39,1 млн. человек в 2050 г. Численность получателей трудовой пенсии, напротив, за этот же период увеличивается с 37,3 до 51,7 млн. человек. Таким образом, нагрузка возрастает с 0,77 до 1,32, или в 1,7 раза (Приложение 7).

     Традиционным  способом сохранения пенсионных прав в условиях роста нагрузки на пенсионную систему в практике западных стран  являются накопительные компоненты в обязательном пенсионном страховании. Выпадающая часть распределительных доходов бюджета ПФР в 2025-2050 гг. в теоретическом плане должна замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями, однако по актуарным: расчетам объем средств, направляемых на накопление с учетом ожидаемых параметров развития экономики и доходности финансового рынка, не позволяет сохранить накопленный пенсионный капитал и поддерживать целевой уровень коэффициента замещения.

     Актуарные расчеты подтверждают, что накопительная  часть трудовой пенсии не обеспечивает влияние на показатели пенсионной системы по крайней мерс до 2027 г., когда общеустановленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 г. рождения и моложе, полностью подпадающее под действие пенсионной модели, введенной в 2002 г. Доля накопительной части в общем размере трудовой пенсии по старости к 2050 г. не превысит 15%. Средний размер накопительной части при этом составит 0,56% среднемесячной начисленной заработной платы, т. е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%. В течение всего прогнозного периода в системе обязательного пенсионного страхования сохраняется разбалансированность собственных (страховых) финансовых источников текущего объема принятых государственных пенсионных обязательств, что вызывает потребность в дотациях из федерального бюджета. Объем средств федерального бюджета, перечисляемый на выплату базовой части трудовой пенсии, возрастет почти в 3,4 раза, и доля ЕСН увеличится с 60% в начале прогнозного периода до 75% уже в 2015 г.

     Расходы распределительной составляющей пенсионного  бюджета имеют схожую тенденцию: к 2015 г. они составят 4,1% против 4,8% в  начале периода. В результате к 2010 г. необеспеченная потребность распределительной  составляющей пенсионной системы возрастает в 2,5 раза, а к 2015 г. увеличится еще в 2,2 раза относительно 2010 г., в 2025 г. - еще в 5,5 раза и составит более 2,8 млрд. руб. (Приложение 8).18

     Таким образом, актуарный прогноз показывает углубление негативных тенденций, обусловленных дальнейшим ухудшением демографической ситуации в стране, а также нормами действующего пенсионного налогового законодательства. Без реализации мер государственного регулирования макроэкономической и демографической ситуации финансовая стабилизация пенсионной системы возможна только путем приведения ее к страховым принципам. Обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета (Приложения 9 - 11).19 

 

      Глава 3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации.

     Актуарный анализ различных методов регулирования пенсионных прав и обязательств свидетельствуют о неэффективности решения целевых задач пенсионной реформы каким-либо одним методом, но лишь путем их оптимального сочетания.

     С учетом этих и других исходных предпосылок актуарный анализ позволяет сформулировать экономически обоснованные меры, затрагивающие как доходную, так и расходную части системы ПФР, ориентированные на усиление страховых принципов и направленные на повышение эффективности пенсионной системы.

     Одним из условий является то, что комплекс мероприятий не предусматривает шоковых реформ, а необходим длительный переходный период и оптимальная его продолжительность - 30-35 лет, т.е. половина пенсионного цикла, включающего период формирования пенсионных прав застрахованного лица и период получения пенсии. В идеале с учетом реализации этих мер должен строиться перспективный финансовый план.

     1. Первая группа предлагаемых мер  касается тарифной политики. В  рамках совершенствования тарифной  политики предлагается ежегодно устанавливать тариф страховых взносов исходя из финансовой обеспеченности текущих пенсионных обязательств, как это было в начале 90-х годов, когда тарифы взносов в пенсионную систему ежегодно утверждались специальным законом одновременно с пенсионным бюджетом.20

     Наряду  с урегулированием размера тарифа в зависимости от текущей обеспеченности, назрела необходимость установления единой для всех категорий страхователей ставки тарифа страховых взносов, направляемых на формирование и текущее финансирование страховой части трудовой пенсии, что позволит обеспечивать равные права всем застрахованным лицам вне зависимости от сферы (отрасли) деятельности.

     Помимо  унификации тарифов экономически обоснованным представляется отказ от регрессивной шкалы о установлением предельного «потолка» уплаты взносов либо, как минимум, осуществление систематической индексации границ шкалы регрессии страховых взносов по темпу роста средней заработной платы в стране, поскольку как сама регрессивная шкала, так и ее границы в условиях нерегулируемого роста заработка не позволяют поддерживать заданный международными трудовыми нормами уровень замещения пенсией утраченного источника средств существования (доходов).

     Не  менее экономически обоснованным следует  признать полное разделение страховых  взносов и ЕСН с исключением  взносов из Налогового кодекса по причине принципиального различия выполняемых " функций.

     Поскольку государственная налоговая политика ориентирована на снижение налогового бремени на работодателей и активизации участия наемных работников в формировании собственных пенсионных прав, а также в целях недопущения неоправданного снижения ставок отчислений на пенсионное страхование - начать постепенный переход к пропорциональной уплате взносов работодателями и работниками. Однако для предупреждения перекосов в планировании оплаты труда частичный перенос нагрузки на работника должен быть растянут на весь переходный период.

Информация о работе Пенсионная реформа в РФ