Пенсионная реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Пенсионная защита важна для человека в любой период его жизни. Старость, являющаяся основным пенсионным риском (3/4 пенсионеров в России – пенсионеры по старости), с позиций материального благополучия беспокоит как граждан уже вступивших в возраст, считающийся относительно нетрудоспособным, так и тех, кто задумывается об источниках существования по окончании своей трудовой деятельности и выходе на пенсию по старости. Кроме того, в нашей стране значительна доля граждан (4,9% населения страны), для которых пенсия - основной источник доходов еще до достижения пенсионного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и классификация пенсионных систем. Формирование современной пенсионной системы………………………………………5

1.1. Классификация пенсионных систем ………………………………..10

1.2. Основные принципы формирования современной пенсионной системы……………………………………………..…………………….14

Глава 2. Развитие пенсионной системы Российской Федерации…………………………………………………………..…….22

2.1. Анализ исполнения бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………...……….……………………22

2.2. Анализ функционирования системы негосударственного пенсионного страхования населения России. Ключевые проблемы, сдерживающие развитие дополнительного пенсионного страхования………………………………………………………………..27

2.3. Тенденция развития пенсионной системы в условиях действющего налогового и пенсионного законодательства………………………….30

Глава 3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации……………………………………………………..………….37

Заключение………………………………………………………………..43

Список использованной литературы…………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Фины курс..docx

— 71.03 Кб (Скачать)

     На  третьем уровне с помощью страховых компаний, банков, частных пенсионных и иных фондов осуществляется дополнительное индивидуальное добровольное пенсионное обеспечение. Государство на этом уровне непосредственного участия в финансировании пенсий не принимает. 
 
 

     1.2. Основные принципы формирования современной пенсионной системы.

     В системе пенсионного обеспечения  РФ существует три вида пенсий:

  • трудовая пенсия;
  • государственная пенсия;
  • негосударственная пенсия.

     Трудовые  пенсии формируются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 137 ФЗ «О трудовых пенсиях в  РФ».

     Существуют  следующие виды трудовых пенсий:

  1. трудовая пенсия по старости
  2. трудовая пенсия по инвалидности
  3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца

     Трудовая  пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:5

  1. базовой, которая формируется в рамках распределительной системы;
  2. страховой, являющейся условно накопительной частью (средства отражаются на лицевом пенсионном счете, но не инвестируются);
  3. накопительной, средства которой инвестируются на фондовом рынке.

     Трудовая  пенсия формируется за счет единого  социального налога (ЕСН), уплачиваемого  работодателе с фонда оплаты труда  работника с целью финансирования пенсий, социального и медицинского страхования. В настоящее время  ЕСН составляет 26%. Отчисления на формирование пенсии – 20%. Из них 6% направляется на формирование базовой пенсии в федеральный  бюджет, а потом переводится в  Пенсионный Фонд РФ. Взносы на страховую  и накопительную части трудовой пенсии направляются в ПФР. Для мужчин и женщин до 1966 г. рождения включительно взносы на страховую часть трудовой пенсии составляют 14%. Накопительная  часть трудовой пенсии для них  отсутствует. Для мужчин и женщин, родившихся в 1967 г. и позже, взносы на страховую часть трудовой пенсии составляют 8%, на накопительную часть  трудовой пенсии – 6%.

     У граждан молодых возрастов ( мужчины  и женщины 1967г. рождения и моложе) с 2002 г. появилась возможность перевода накопительной части своей трудовой пенсии из государственной управляющей  компании в уполномоченные частные управляющие компании, а также с 2004 г. из Пенсионного Фонда РФ в уполномоченный негосударственный фонд.6

     В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц, участвовавших в старой пенсионной системе и выходящих на пенсию после 1 января 2002 г.

     Отдельным категориям граждан выплачиваются  пенсии за счет федерального бюджета  – государственные пенсии. Государственные  пенсии уплачиваются в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ»  и Законом РФ от 12 декабря 1993  г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной  противопожарной службе, органах  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьей».7

     Право на государственные пенсии при наличии  необходимого стажа имеют:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • участники ВОВ
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане.

     Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия.

     Социальная  пенсия выплачивается гражданам, не имеющим трудового стажа, достигшим  возраста 65 лет – мужчины, 60 лет  – женщины. Размер социальной пенсии равен размеру базовой части  трудовой пнесии по старости, который  на 1 февраля 2008 г. составил 1560 руб.8

     Негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно  выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договор — соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), в соответствии с которым вкладчик обязуется  уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать  участнику (участникам) фонда негосударственную  пенсию.

     В целом российская пенсионная система  представляет собой устойчивую распределительно накопительную модель формирования пенсий и имеет следующие положительные  стороны.

  1. Формирование многоуровневой функциональной системы формирования пенсий, представленной распределительной, страховой и накопительной частью трудовой пенсии.
  2. Наличие социальных гарантий по выплате пенсий со стороны государства.
  3. Отсутствие задолженности по выплате пенсий.
  4. Повышение уровня пенсий в зависимости от уровня инфляции.

     В то же время система имеет рад  недостатков.

  1. Низкий уровень замещения пенсий уровня заработной платы.
  2. Растущий уровень дефицита Пенсионного Фонда РФ на фоне увеличивающихся затрат на пенсионное обеспечение в целом.

 

      

     Глава 2. Развитие пенсионной системы Российской Федерации. 

     2.1. Анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда России.

     В ходе исследования проведен анализ исполнения бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). В Приложении 1 приведена структура доходных источников бюджета ПФР. На протяжении пяти последних лет (2003 – 2007 гг.) происходил неуклонный рост доходов бюджета ПФР. В данный период общая сумма доходов увеличивалась неравномерно – от 3,4% (в 2003 г.) до 33,0% (в 2005 г.). В целом за данный период доходная часть бюджета к 2007 г. увеличилась в 2,3 раза по сравнению с 2002 г. Наибольшую долю в доходах бюджета ПФР составляют страховые взносы на ОПС: в 2007 г. их доля (совокупная – на страховую и накопительную части) составили 46,9%.9

     В Приложении 2 приведена структура расходов бюджета ПФР. Совокупные расходы ПФР к 2007 г. выросли в 2,2 раза по сравнению с 2002 г. В рассматриваемом периоде максимальные темпы роста наблюдались в 2005 г. – 137,2%, что связано с получением ПФР статуса агента, осуществляющего ежемесячные денежные выплаты. Минимальные темпы роста имели место в 2003 г. – 101,8%.10

     Среди расходных статей бюджета ПФР  превалируют расходы на выплату  трудовых пенсий, они стабильно составляли 80-90% всех его расходов. В рассматриваемый  период максимальная величина данного  направления расходов была достигнута в 2003 г. – 88,5% всех расходов. С 2005 г. доля данного вида расходов существенно  сократилась, что было вызвано появлением в бюджете ПФР расходов на осуществление  ежемесячных денежных выплат (12,2% всех расходов в 2007 г.), никак не связанных  с осуществлением обязательного  пенсионного страхования. Расходы на осуществление выплаты страховой части пенсии превалируют над расходами на выплату базовой части пенсии, однако данный разрыв постепенно сокращается: если в 2004 г. он составил 24,7 п.п., то в 2007 г. уже 13,5 п.п.

     Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 г., оказывает влияние на формирование системы пенсионной защиты каждого  государства, затронутого кризисными явлениями. Есть основания полагать, что текущий финансовый кризис развивается  по сценарию, сходному с тем, что имел место в 1997-1998 гг.11

     Финансовый  кризис 1998 г. нанес существенный ущерб  отечественной пенсионной системе. В результате недостатка финансовых ресурсов у предприятий - плательщиков обязательных платежей в бюджет ПФР  сократились платежи в доходную часть бюджета ПФР, в 1998 г. доходы бюджета ПФР снизились по сравнению  с 1997 г. на 7,7% (до 170,0 млрд.руб. со 183,1 млрд.руб.). Вследствие развития данных негативных тенденций выросла задолженность  по выплате пенсий, которая в IV квартале 1998 г. достигла 30,2 млрд. руб. (17,8% по отношению к размеру бюджета ПФР), а реальный размер пенсии – на 4,8%.  В Приложении 3 приведена динамика доходов бюджета ПФР в сопоставлении с динамикой основных экономических показателей в 1995-2008 гг.

     Снижение  доходной базы ПФР, проходившее в 1998 г. на фоне высоких темпов инфляции (84,4%), привело к снижению покупательной  способности пенсии – ее реальный размер сократился на 4,8%, как это видно в приложении 4. В то же время размер пенсии сократился в меньшей степени, чем доходы населения и заработная плата – на 15,9% и на 13,3% соответственно. Более существенно реальный размер пенсии снизился в следующем, 1999 г., - на 39,4%. Это было обусловлено индексацией пенсии в размере, отстающем от темпов инфляции в стране, с тем чтобы сократить расходную часть бюджета ПФР.

     На  покрытие дефицита бюджета ПФР в 1998-2000 гг. направлялись средства из различных  источников. При этом в кризисный  период из федерального бюджета России средства на эти цели не выделялись. Как видно из данных, представленных в Приложении 5, впервые к бюджетным дотациям на покрытие дефицита системы ОПС РФ российские органы власти были вынуждены прибегнуть только с 2005 г. в связи со значительным снижением ставки ЕСН, зачисляемой в бюджет ПФР – на 9,6 п.п. В последующий период сбалансированность бюджета ПФР могла быть обеспечена только за счет дотаций из федерального бюджета.12

     Погасить  задолженность по выплате пенсий удалось только к сентябрю 1999 г. Ликвидация долгов по пенсиям по времени совпала  с преодолением финансового кризиса в нашей стране. Есть основания прогнозировать, что финансовый кризис 2008-2009 гг. окажет сходное влияние на развитие процесса пенсионной защиты в нашей стране и его негативные последствия будут преодолены в ближайшие год – два.

     В качестве источника покрытия возможного дефицита бюджета ПФР следует  использовать средства Фонда национального  благосостояния РФ, как это предусмотрено  российским бюджетным законодательством (ст. 96.10 Бюджетного Кодекса РФ). К 1 февраля 2009 г. Фонд национального благосостояния РФ достиг размера 3,0 трлн.руб., что составляет 6,8% ВВП. 
 

     2.2. Анализ функционирования системы негосударственного пенсионного страхования населения России. Ключевые проблемы, сдерживающие развитие дополнительного пенсионного страхования.

     В ходе исследования было установлено, что  деятельность по негосударственному пенсионному  страхованию, осуществляемая негосударственными пенсионными фондами (НПФ), – динамично развивающийся сектор финансового рынка России. За период 2001-2007 гг. собственное имущество НПФ увеличилось в 13,4 раза, пенсионные резервы – в 14,1 раза, количество получателей негосударственной пенсии – в 3,1 раза, общая сумма пенсионных выплат – в 13,5 раза, количество участников НПФ – в 1,7 раза (Приложение 6). 13

     Доверие населения страны к такому финансовому  институту, как НПФ, неуклонно повышается – к началу 2008 г. в НПФ было застраховано уже 6,8 млн. человек, что  составляет 9,6% трудящегося населения  России. В данной связи можно отметить определенные успехи проводимой пенсионной реформы, ставящей задачу, (в соответствии с концепцией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7.08.95г.), повышения  уровня материального обеспечения  пенсионеров за счет увеличения негосударственной  составляющей. Тем более что уровень  государственного пенсионного страхования  в текущем столетии вырос несущественно, тогда как средний размер негосударственной  пенсии за рассматриваемый период вырос  достаточно значительно и в 2007 г. составил уже 1124,4 рубля.14

     Финансовый  кризис 1998 г. нанес немалый урон негосударственным  пенсионным фондам. Это проявилось прежде всего в том, что пенсионные резервы НПФ были размещены в  ценные бумаги, и в значительной степени в ГКО, выплаты по которым  были приостановлены. Тем не менее  негосударственные пенсионные фонды  России во время обострения финансового  кризиса 1998 г. оказались в более  выгодной ситуации, чем иные финансовые институты, чему способствовал долгосрочный характер юридических отношений  между НПФ и его вкладчиками, которым в кризисный период чаще всего не нужно было производить  выплаты. Благодаря этому, за время кризиса 1998 г. не было зарегистрировано ни одного факта банкротства НПФ.

Информация о работе Пенсионная реформа в РФ