Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России» (гор. Нерчинск)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:28, отчет по практике

Описание работы

Становление рыночной экономики в нашей стране открыло новый этап и поставило новые задачи в развитии банковского дела. В настоящее время в России функционирует огромное количество банков, при этом важной особенностью современного банка является его универсальность, т.е. практически каждый банк стремится оказывать все виды банковских и небанковских операций, поскольку совершаемые им операции - это доходообразующие факторы в его деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Краткая информация об ОАО «Сбербанк России»………………………………..4
2. Организационная и управленческая структура коммерческого банка……..........5
2.1. Органы управления ОАО «Сбербанк России»………………………………..….5
2.2. Стратегия развития Сбербанка России…………………………………………...8
3. Ресурсы коммерческого банка……………………………………………………….9
3.1. Структура ресурсов………………………………………………………………...9
3.2. Порядок формирования собственных средств………………………………….10
3.3. Источники привлечения средств…………………………………………………12
3.4. Управление ресурсной базой коммерческого банка……………………………14
4. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов коммерческого банка………………15
4.1. Порядок открытия, ведения и закрытия расчетных, ссудных счетов…………15
4.2. Межхозяйственные расчеты: применяемые формы и способы безналичных четов

расчетов………………………………………………………………………………...19
4.3. Межбанковские расчеты: порядок открытия и особенности ведения расчетов в системе РКЦ и других кредитных организациях……………………………………24
4.4. Приходно-расходные кассовые операции коммерческого банка……………...25
4.5. Новые направления расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………..26
5. Организация кредитной деятельности коммерческого банка…………………….32
5.1. Организация процесса кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ОАО «Сбербанк России»……………………………………..32
5.2. Формы и порядок обеспечения кредитов……………………………………….33
5.3. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита, решение о кредитовании..35
5.4. Оформление кредитной документации………………………………………….38
5.5. Кредитование ОАО «Сбербанк России» субъектов малого бизнеса…………..39
6. Операции с ценными бумагами…………………………………………………….41
7. Банковские риски: методы оценки и управления ими…………………………….44
8. Информационные технологии……………………………………………………...46
Заключение……………………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………………………………………49
Приложение…………………………………………………………………………….51

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ ГОТОВЫЙ.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Договор банковского счета, может быть, расторгнут по заявлению клиента в любое время, а по требованию банка в следующих случаях:

1. сумма средств на счёте является ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, и не была восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банком;

2. отсутствие операций  по счёту в течение года (если  иное не предусмотрено договором).

Расторжение договора банковского  счёта служит основанием для закрытия счёта клиента. Остаток средств на нём выдаётся клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счёт не позднее 7 дней после получения письменного заявления клиента.

Ссудный счёт

Ссудный счёт открывается  клиентам и коммерческим банкам на условиях межбанковского кредитования.

В международной практике широко используется "кредитная  история" заёмщика (документ, в котором содержатся хронологические сведения о полученных и возвращённых кредитах). Заёмщик при получении ссуды обязан представить заимодавцу такую "кредитную историю".

На открываемых ссудных  счетах ведётся учёт ссуд по каждому  объекту кредитования на отдельном лицевом счёте. По одному лицевому счёту не допускается вести учёт нескольких владельцев счета. Режим ссудного счёта определён кредитным договором: выданная ссуда может быть перечислена на расчётный (корреспондентский) счёт заёмщика либо в оплату долговых обязательств по сделке заёмщика в пределах выделенного ему кредита.

4.2. Межхозяйственные расчеты: применяемые формы и способы безналичных расчетов

Формы безналичных расчётов ОАО «Сбербанк России» и условия их применения регламентируются положением № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», положением № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», инструкцией № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».

В ОАО «Сбербанк России» используются следующие формы безналичных расчётов: платёжные поручения, аккредитивы, инкассовые поручения и др.

Платёжные поручения

Платёжным поручением является распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:

  • за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
  • в целях возврата или возмещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;
  • по распоряжениям физических лиц (в том числе без открытия счёта)
  • в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платёжные поручения  принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счёте плательщика, если договором банковского счёта не определены условия оплаты расчётных документов сверх имеющихся на счёте денежных средств, платёжные поручения помещаются  в картотеку по  внебалансовому счёту 90902 «Расчётные документы, не оплаченные в срок» (картотека № 2) и оплачиваются по мере поступления средств в очерёдности, установленной законодательством. Из данной картотеки допускается частичная оплата платёжных поручений. Для этого банк использует платёжный ордер. В данном случае на лицевой стороне частично оплачиваемого платёжного поручения в верхнем правом углу ставится отметка «частичная оплата», а на обратной стороне операционный работник делает запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платёжного ордера, сумма частичного платежа, сумма неоплаченного остатка, подпись).

Банк обязан информировать  плательщика по его требованию об исполнении платёжного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта.

Инкассовые поручения

Инкассовое поручение  является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; для взыскания по исполнительным документам; по договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Порядок расчетов инкассовыми  поручениями определяется гл. 12 Положения Банка России № 2-П.

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке  в случаях, установленных законодательством  РФ, в инкассовом поручении в поле “Назначение платежа” должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи). При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего решение.

Инкассовые поручения  на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании  исполнительных документов, принимаются  банком взыскателя с приложением  подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Банк не принимает к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством РФ.

Банк при получении  документа исполняет поступившие  инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами не позднее дня, следующего за днем его  поступления или в иные сроки, установленные действующим законодательством РФ, либо при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя делает отметку на исполнительном документе о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещает инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету № 90902. Инкассовые поручения оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством РФ.

Платёжные требования

Форма расчетов, используемая при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных  договором. Платежные требования являются расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Кроме заполнения реквизитов, указанных для платежных поручений, получателем средств в платежном  требовании указываются – условие оплаты, срок для акцепта; наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты в поле “назначение платежа”; дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику.

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика, регулируется гл. 10 Положения Банка России № 2-П.

4.4. Приходно-расходные кассовые операции коммерческого банка

Кассовые операции банка  – это операции, связанные с  инкассацией, приемом, хранением и  выдачей наличных денег, иностранной  валюты и других ценностей.

Порядок ведения кассовых операций кредитными организациями  регламентируется Банком России, осуществляющим эмиссию и регулирование денежного обращения. Основной документ по организации кассовой работы – Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 9 октября 2002 г. № 199-П. На базе этого документа кредитная организация разрабатывает свое положение о кассовом подразделении и должностные инструкции кассовых работников.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В её состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчёта денежной наличности.

  Остаток денежных средств в операционной кассе лимитируется. Территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждого банка лимит операционной кассы, который представляет собой сумму минимально-допустимого остатка наличных денег на конец дня, и осуществляет контроль за его соблюдением.

Документом на приём наличности в приходную кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из трёх частей: собственно объявления, ордера и квитанции. Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.

Другой канал поступления  наличных денег в банк – через  аппарат инкассации. ОАО «Сбербанк России» предлагает юридическим лицам, имеющим счета в банке, услуги инкассации и доставки денежной наличности следующих видов:

  • инкассация торговой выручки и денежной наличности, полученной в оплату услуг, с последующей доставкой в кассу банка, пересчетом и зачислением денежной наличности на расчетный счет клиента;
  • доставка денежной наличности с подбором купюр (монеты) необходимого номинала из банка в кассу клиента.

Выдача наличных денег организациям производится по денежным чекам. Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек бухгалтерскому работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу.

Для совершения расходных кассовых операций заведующий кассой выдаёт кассовым работникам расходных  касс под отчёт необходимую сумму денег под роспись в книге учёта принятых и выданных денег (ценностей). Полученную сумму кассовый работник записывает в книгу учёта принятых и выданных денег (ценностей).

В конце операционного  дня кассовый работник сверяет сумму  полученных им под отчёт денежных средств с суммами, указанными в расходных документах, и фактическим остатком денежных средств, после чего составляет справку о суммах принятой и выданной денежной наличности, подписывает её и приведённые в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах бухгалтерских работников.

Работа банка  с денежной наличностью по обслуживанию клиентов – физических лиц, а также  сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым ордерам. В приходных, расходных кассовых ордерах указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) или другие персональные данные клиента, позволяющие его идентифицировать и отраженные в заключённом с ним договоре банковского счёта (вклада). Для подтверждения приёма, выдачи денежной наличности в сберегательной, вкладной книжке или другом документе, остающемся у клиента, делается соответствующая запись.

  • «Сбербанк Бизнес Онл@йн»

Функциональность системы «Сбербанк Бизнес Онл@йн» включает:

1. Интернет-банкинг: 

  • прием и обработка электронных платежных документов;
  • предоставление полной информации об операциях по счетам и актуальных остатках;
  • прием электронных документов в соответствии с условиями отдельных договоров, например, реестров на пополнение счетов физических лиц;
  • обмен сообщениями свободного формата в виде электронных документов с возможностью приложения файлов.

2. SMS-банкинг: 

  • прием информации для формирования электронных платежных документов по заданным шаблонам;
  • предоставление Клиенту информации посредством SMS-сообщений об операциях, совершенных по счетам, и актуальных остатках.

3. Сервис по  дистанционной подаче заявок  на продукты банка и обмену  соответствующими сообщениями. 

Преимущества системы: 

1. Простота подключения: 

  • для заключения договора в форме присоединения и подключения к системе требуется заполнение заявления  на одном листе;
  • для подключения требуется только один визит в банк (при предоставлении всех необходимых документов);
  • для начала работы не требуется установки специального программного обеспечения.

2. Удобство работы:

  • в системе реализован интуитивно понятный удобный интерфейс;
  • статусы документов позволяют отслеживать ход их обработки;
  • предусмотрена гибкая система фильтров и сортировки, позволяющая осуществлять поиск документов по разным параметрам;
  • в системе ведутся актуальные справочники банковских реквизитов, при этом существует возможность создавать собственные справочники, например, контрагентов;
  • шаблоны позволяют автоматизировать создание типовых документов;
  • реализован импорт / экспорт документов в формате 1С;
  • наличие специального штампа на печатных формах документов об операциях по счету дает возможность не посещать банк для его проставления.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России» (гор. Нерчинск)