Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и разработка научно обоснованных предложений и методических указаний по управлению операционными рисками коммерческих банков, в новых экономических условиях. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к определению содержания и классификации операционных рисков;
расширить представление об экономической сущности операционных рисков в кредитной деятельности коммерческих банков;
исследовать особенности и методологию управления операционными рисков в коммерческом банке;
разработать возможные рекомендации по улучшению системы риск-менеджмента в условиях финансового кризиса на основе анализа текущего состояния методологии управления операционными рисками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА 6
1.1 Эволюция понятий операционного риска 6
1.2 Виды операционных рисков 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ 11
2.1 Принципы управления операционным риском 11
2.2 Корпоративное управление и роль внутреннего аудита в управлении рисками 16
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В БЕЛАРУСИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Выделены 4 элемента операционных рисков. В той или иной мере данные элементы операционного риска отражены в большинстве определений, например, такая трактовка используется Базельским комитетом по банковскому надзору. Это такие элементы, как:
Элемент «процессы», который предложен Базельским комитетом, рассматривается с двух сторон: как риск, связанный с неверной организацией процессов и риск, связанный с ошибками процессов из-за неверного функционирования ресурсов. Остальные элементы – это риски, возникающие из-за кредитного процесса: человеческие, технические и информационные. Единственное исключение составляют внешние события, так как они возникают независимо от банка и не могут относится к кредитной деятельности.
Исследованы и проанализированы принципы управления операционным риском. В основе организации процесса управления операционными рисками лежит деловая политика коммерческого банка, ориентированная на оптимизацию, совершенствование деловых процессов. Начало управленческому процессу дает стадия идентификации риска, затем проводится его оценка, после принимаются соответствующие управленческие решения и их мониторинг. Кроме того, выделяют еще один этап под названием «экономический капитал». Суть этого этапа в том, что последствия операционных рисков предполагают наличие двух альтернатив: прибыли или убытка. В связи с этим банки, с одной стороны, должны всегда иметь в своем распоряжении резервы для компенсации возможных потерь по этим рискам, с другой – операционные риски должны создавать прибыль. В том, чтобы операционные риски приносили прибыль и формировали экономический капитал банка, состоит задача риск-менеджмента.
Проведен анализ динамики развития кредитной деятельности коммерческих банков и их операционных рисков. Развитие операционных рисков отличается следующими тенденциями:
В заключение можно сделать вывод о том, что до настоящего времени комплексной реализации концепции управления операционными рисками, какой она предложена Базельским комитетом, включающей регулярную идентификацию, измерение и минимизацию операционных рисков, в белорусской банковской практике не произошло. Это можно объяснить как относительной новизной данной концепции в Беларуси (инструкции №137 и №139 Правления Национального банка Республики Беларусь, регламентирующие управление операционными рисками, опубликованы лишь в 2006 г.), так и нежеланием банков внедрять дорогостоящие системы и процедуры.
Развитие мирового финансового кризиса показало, что операционный риск намного более важен, чем считалось раньше. Операционный риск проникает во все аспекты возможных потерь из-за рисков, так как он взаимосвязан со всеми остальными видами риска, усложняя их.
приложение
а
Таблица
1.2.1. Классификация операционных
рисков в зависимости от области возникновения
убытка и их последствий
Область возможного убытка | Последствие убытков |
Правовые обязательства | Судебные и прочие издержки |
Соблюдение
регулятивных и прочих норм (включая налоговые) |
Штрафы или
прямые выплаты в результате любых других наказаний, например, отзыва лицензии |
Утрата
или потеря стоимости активов |
Прямое сокращение
стоимости материальных активов в результате несчастного случая (например, небрежность, авария, пожар, землетрясение и т.д.) |
Возмещение клиентам | Платежи третьим
сторонам в счет операционных убытков, за которые банк несет правовую ответственность |
Убытки от регресса | Убытки в результате невыполнения третьей сто- |
роной обязательств перед банком, проистекающие | |
из операционной ошибки или события (т.е. те, | |
которых можно было избежать даже при намерен- | |
ном или вынужденном дефолте контрагента) | |
Списания | Прямое сокращение стоимости активов в резуль- |
тате воровства, мошенничества, несанкциониро- | |
ванных действий либо рыночные или кредитные | |
убытки в результате операционных событий. |
Источник:
составлено по [2, с. 179]
Приложение
Б
Рисунок
1.2.1. Источники возникновения операционного
риска
Качество управления |
Риски систем |
Человече- ский фактор |
Процессы | Внешние факторы |
Ошибки в принятии решений |
Применение устаревших технологий |
Мошенни- чество |
Оценка ценных бумаг |
Наводнения |
Недостаток привлека- емых данных |
Низкая эффектив- ность систем |
Нехватка кадров |
Перевод денег |
Землетрясения |
Игнорирова- ние предуп- редительных сигналов |
Недостаточ- ная надеж- ность системы |
Некомпе- тентность персонала |
Риск поставки |
Терроризм |
Низкая
ква- лификация персонала |
Совмести- мость систем |
Риски контрагентов |
Войны | |
Недостаточ- ный контроль |
Волнения, забастовки |
Источник:
составлено по [2, с. 171]
Рисунок
1.2.2. Классификация операционных рисков
(сфера риска)
Операционные риски | ||||||
Внутренние риски |
Внешние риски | |||||
Системные риски |
||||||
Риски персонала |
Риски процесса |
Технологические риски |
||||
Мошенничество | Ошибки при
со- вершении сделок и операций |
Несовершенство используемых технологий |
Естественные катастрофы | |||
Ошибки персонала |
Недостатки контроля |
Недостаточная емкость систем |
Просчеты партнеров | |||
Некомпетент- ность |
Недостатки внутренних регламентов и директив |
Грубость мето- дов обработки |
Риски среды, в том числе законодатель- ство, налого-обложение | |||
Недостаток кадров |
Отсутствие регламентов |
Неадекватность проводимым операциям |
||||
Неустойчивость штатов |
Ошибки оформления документов |
Сбои компью- терных систем |
||||
Неблагоприят- ные изменения в трудовом законодатель- стве |
Ошибки учета, отчетности и ценообразо- вания |
Несовместимость компьютерных систем |
Источник:
составлено по [2, с. 177]
Рисунок
1.2.3. Уточненная классификация операционных
рисков в зависимости от сферы их возникновения
Операционные риски | ||||||
Внутренние | ||||||
Риски производственного процесса |
Риски управленческой деятельности |
|||||
Риски персонала |
Риски техноло- гии создания продукта |
|||||
Ошибки персонала |
Выбор банковских технологий |
Неправильный выбор стратегии |
Катастрофы | |||
Мошенничество | Ошибки в
оформ- лении докумен- тов |
Отсутствие
или некачественная внутренняя нор- мативная база |
Риски среды | |||
Низкий
уровень квалификации |
Ошибки в
цено- образовании |
Просчеты | ||||
Изменения
в тру- довом законода- тельстве |