Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и разработка научно обоснованных предложений и методических указаний по управлению операционными рисками коммерческих банков, в новых экономических условиях. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к определению содержания и классификации операционных рисков;
расширить представление об экономической сущности операционных рисков в кредитной деятельности коммерческих банков;
исследовать особенности и методологию управления операционными рисков в коммерческом банке;
разработать возможные рекомендации по улучшению системы риск-менеджмента в условиях финансового кризиса на основе анализа текущего состояния методологии управления операционными рисками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА 6
1.1 Эволюция понятий операционного риска 6
1.2 Виды операционных рисков 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ 11
2.1 Принципы управления операционным риском 11
2.2 Корпоративное управление и роль внутреннего аудита в управлении рисками 16
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В БЕЛАРУСИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Согласно Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита3, внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.
Понятие «предоставление гарантий» включает объективную оценку процесса, системы и другого объекта аудиторской проверки. Услуги по консультированию предоставляются по специальному запросу инициатора аудиторской проверки.
К основным задачам внутреннего аудита по надзору за операционным риском относятся:
1.
Оценка эффективности
2.
Оценка эффективности контроля
в сфере управления
3.
Оценка и рекомендации по
На рисунке 2.2.4 (см. Приложение Б) дана схема взаимодействия подразделений банка при проведении внутреннего аудита. На схеме показаны два независимых контура циркуляции управленческой информации: «аудиторский» контур и контур мониторинга и контроля операционного риска. Согласно Базельским принципам, совет директоров должен обеспечивать соответствие охватов и периодичность аудиторских проверок через Комитет по аудиту. Контур мониторинга и контроля должен функционировать в банке на постоянной основе.
Риск-подразделение обеспечивает выполнение следующих функций управления операционными рисками:
В управлении операционным риском основную нагрузку взаимодействия риск-подразделения и бизнес-подразделения несут риск-менеджеры этих подразделений. На них возлагаются функции по сбору информации и внедрения процедур контроля операционных рисков. [4, с. 237-252; 8; 12, с. 39-47, 84-106]
Таким образом, управление рисками банка должно осуществляться на всех иерархических уровнях системы управления. Данный вопрос напрямую связан с организационным управлением и управленческой культурой. Многие операционные потери удалось бы избежать, если совет директоров и менеджмент банка позаботились бы о создании соответствующей культуры контроля. Самое важное и практичное – это определить необходимые формальные процедуры управления и оформить их документально. Для реализации процесса назначаются ответственные риск-менеджеры. Составляется и регулярно обновляется план работ по управлению рисками. Ведется база данных операционных рисков. Проводится формализованный анализ бизнес-процессов, выявление и количественная оценка рисков. Регулярно формируются и доводятся до всех заинтересованных сторон отчеты о результатах анализа бизнес-процессов и рисков. Без такой «формализации» система операционным риском работать не будет.
Динамичное
развитие банковского сектора Беларуси
выдвигает объективные
Соглашением о капитале Базельского комитета операционный риск включен в группу основных банковских рисков (наряду с кредитным и рыночным).
Особенностью управления операционным риском в Беларуси является то, что до начала 2009 года вопросы управления им решались каждым белорусским банком самостоятельно, с учетом требований учредителей, акционеров, с поэтапным введением необходимых элементов. Принятие постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 января 2009 года №9 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 года №137 и от 31 октября 2006 года №172» установило единое требование ко всем коммерческим банкам – обеспечить накопление и систематизацию информации о фактах реализации операционного риска на постоянной основе. Вместе с тем в процессе реализации данного постановления банки столкнулись с:
Операционный риск является наиболее сложным для учета, так как его проявления в основном связаны с работой персонала, трудны для идентификации и регистрации. Так операционный риск связан с персоналом, то систему управления этим риском коммерческого банка нельзя считать эффективной, если для ее стабильного функционирования не будет выстроена вертикаль функций всех уровней управления и исполнения, которую можно представить в виде четкой иерархии: совет директоров (наблюдательный совет) и высшее руководство банка в рамках корпоративного управления – риск-менеджеры – работники банка.
Для
совершенствования механизма
Подтверждением
того, какие риски несет
Если объединить эти данные в одну диаграмму (рисунок 3.3, Приложение Б), можно отметить то, что категории риска, количество инцидентов которых невелико, тем не менее, приносят банкам значительные убытки, как, например, риски неэффективного управления кадровой политикой или мошенничество. Такая же тенденция наблюдается и для российских банков (см. рисунок 3.4, Приложение Б), следовательно, можно говорить о том, что неэффективное корпоративное управление как элемент управления операционными рисками, приводит к появлению убытков в банке.
Недостаточный контроль операционных рисков может привести к непоправимым последствиям и прекращению деятельности. В управлении операционным риском системе внутреннего контроля отводится ключевая роль, поскольку регулярные проверки всех бизнес-процессов банка снижают риск возникновения убытков в результате несоответствия масштабам деятельности коммерческого банка, внутренних порядков и процедур проведения банковских операций.
В кризисных условиях рост значимости операционных рисков кредитной деятельности обусловлен увеличения случаев мошенничества, потерей квалифицированных кадров и пренебрежением стандартными процедурами по регистрации рисков. Качественное изменение структуры операционных рисков связано со сменой основных факторов роста операционных рисков кредитной деятельности. Если в последние годы наиболее часто прослеживалась тенденция роста объемов кредитования, что приводило к экстенсивному росту сопутствующих операционных рисков, то в настоящее время на первый план выходит проблема банкротства заемщиков и интенсивный прирост операционных рисков за счет повышения требований к профессионализму сотрудников кредитного подразделения. Важным фактором роста операционных рисков в современных условиях является массовое изменение организационных структур банков путем создания или усиления подразделений по работе с проблемными активами, что, как и любое другое организационное изменение, является источником повышенных операционных рисков.
Также на современном этапе наблюдается совершенствование методологии и управления операционными рисками. С точки зрения эволюции места и роли операционных рисков в системе рисков, необходимо отметить, что в Базельском соглашении 1988 года операционный риск считался побочным продуктом кредитного и рыночного рисков. Однако нараставшие операционные убытки привели к повышению значимости управления операционными рисками, и по Соглашению Базель II они стали предметом самостоятельного рассмотрения со своими инструментами и методами, аналогичными другим видам рисков. Схожие процессы наблюдаются в надзорной деятельности Национального банка Республики Беларусь, выпустившего в 2006 и 2009 годах ряд документов по управлению операционными рисками.
В
связи с начальной стадией
интеграции концепции управления операционными
рисками в белорусскую
В ходе работы при изучении и анализе использующихся в банковской практике определений операционного риска, были получены следующие результаты:
Дано определение операционного риска. С учетом проведенного анализа имеющихся на современном этапе трактовок операционных рисков дается следующее определение операционного риска: операционный риск – это риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий. Такое определение наиболее полно отражает сущность операционных рисков, как совокупность особых признаков, которые отличают их от других видов рисков.