Особенности управления операционным риском в условиях мирового финансового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование и разработка научно обоснованных предложений и методических указаний по управлению операционными рисками коммерческих банков, в новых экономических условиях. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к определению содержания и классификации операционных рисков;
расширить представление об экономической сущности операционных рисков в кредитной деятельности коммерческих банков;
исследовать особенности и методологию управления операционными рисков в коммерческом банке;
разработать возможные рекомендации по улучшению системы риск-менеджмента в условиях финансового кризиса на основе анализа текущего состояния методологии управления операционными рисками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА 6
1.1 Эволюция понятий операционного риска 6
1.2 Виды операционных рисков 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ 11
2.1 Принципы управления операционным риском 11
2.2 Корпоративное управление и роль внутреннего аудита в управлении рисками 16
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В БЕЛАРУСИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Работа содержит 1 файл

Dorogenskaya.doc

— 562.50 Кб (Скачать)

    Согласно  Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита3, внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

    Понятие «предоставление гарантий» включает объективную оценку процесса, системы и другого объекта аудиторской проверки. Услуги по консультированию предоставляются по специальному запросу инициатора аудиторской проверки.

    К основным задачам внутреннего аудита по надзору за операционным риском относятся:

    1. Оценка эффективности управления  операционным риском:

    • достоверность и полнота информации о бизнес-процессах;
    • эффективность бизнес-процессов и уровень выявления операционного риска;
    • сохранность активов и подтверждение величины «стоимости под риском»;
    • соблюдение законов, нормативов и договорных обязательств.

    2. Оценка эффективности контроля  в сфере управления операционным  риском, включающая:

    • проверку наличия четко сформулированных оперативных и долгосрочных целей и задач совершенствования бизнес-процессов, оценку степени соответствия их целям и задачам банка;
    • анализ деятельности и планов банка;
    • проверку адекватности критериев выполнения поставленных целей и задач.

    3. Оценка и рекомендации по совершенствованию  процесса корпоративного управления, оказывающего влияние на состояние среды управления операционного риска, в частности:

    • продвижения этических стандартов;
    • обеспечения эффективного процесса управления деятельностью и ее оценки;
    • эффективного обеспечения информацией по вопросам рисков;
    • эффективного координирования деятельности и обмена информацией между советом директоров, аудиторами и менеджментом.

    На  рисунке 2.2.4 (см. Приложение Б) дана схема взаимодействия подразделений банка при проведении внутреннего аудита. На схеме показаны два независимых контура циркуляции управленческой информации: «аудиторский» контур и контур мониторинга и контроля операционного риска. Согласно Базельским принципам, совет директоров должен обеспечивать соответствие охватов и периодичность аудиторских проверок через Комитет по аудиту. Контур мониторинга и контроля должен функционировать в банке на постоянной основе.

    Риск-подразделение  обеспечивает выполнение следующих  функций управления операционными  рисками:

    • сбор данных по прямым и косвенным потерям;
    • разработка методик, мер, процедур, механизмов и технологий по ограничению и снижению риска;
    • анализ подверженности операционному риску направлений деятельности;
    • расчет лимитов риска;
    • мониторинг и отчетность;
    • участие в разработке программ аудиторских проверок;
    • обеспечение взаимодействия с подразделениями банка по вопросам управления риском.

    В управлении операционным риском основную нагрузку взаимодействия риск-подразделения  и бизнес-подразделения несут  риск-менеджеры этих подразделений. На них возлагаются функции по сбору информации и внедрения процедур контроля операционных рисков. [4, с. 237-252; 8; 12, с. 39-47, 84-106]

    Таким образом, управление рисками банка  должно осуществляться на всех иерархических  уровнях системы управления. Данный вопрос напрямую связан с организационным управлением и управленческой культурой. Многие операционные потери удалось бы избежать, если совет директоров и менеджмент банка позаботились бы о создании соответствующей культуры контроля. Самое важное и практичное – это определить необходимые формальные процедуры управления и оформить их документально. Для реализации процесса назначаются ответственные риск-менеджеры. Составляется и регулярно обновляется план работ по управлению рисками. Ведется база данных операционных рисков. Проводится формализованный анализ бизнес-процессов, выявление и количественная оценка рисков. Регулярно формируются и доводятся до всех заинтересованных сторон отчеты о результатах анализа бизнес-процессов и рисков. Без такой «формализации» система операционным риском работать не будет.

    3. система управления  операционным риском  в беларуси

    Динамичное  развитие банковского сектора Беларуси выдвигает объективные требования к формированию адекватной системы риск-менеджмента. Кроме того, существенные изменения внешней среды функционирования банков, внедрение новых технологий обслуживания клиентов, а также повышение со стороны Национального банка критериев оценки устойчивости их работы поставили каждый из банков перед необходимостью четкого, системного управления рисками. Это касается и операционного риска, которому подвержены все операции и направления деятельности банков.

    Соглашением о капитале Базельского комитета операционный риск включен в группу основных банковских рисков (наряду с  кредитным и рыночным).

    Особенностью управления операционным риском в Беларуси является то, что до начала 2009 года вопросы управления им решались каждым белорусским банком самостоятельно, с учетом требований учредителей, акционеров, с поэтапным введением необходимых элементов. Принятие постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 января 2009 года №9 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 года №137 и от 31 октября 2006 года №172» установило единое требование ко всем коммерческим банкам – обеспечить накопление и систематизацию информации о фактах реализации операционного риска на постоянной основе. Вместе с тем в процессе реализации данного постановления банки столкнулись с:

    • отсутствием единой методологии идентификации, классификации фактов операционного риска, оценки потерь по ним;
    • недостаточной подготовленностью персонала по данному вопросу;
    • необходимостью внедрения в сознание каждого работника качественно нового элемента корпоративной культуры: сбои в работе, ошибки, приведшие к потерям банка, подлежат обязательной регистрации в базе данных по операционному риску.[10]

    Операционный  риск является наиболее сложным для  учета, так как его проявления в основном связаны с работой  персонала, трудны для идентификации и регистрации. Так операционный риск связан с персоналом, то систему управления этим риском коммерческого банка нельзя считать эффективной, если для ее стабильного функционирования не будет выстроена вертикаль функций всех уровней управления и исполнения, которую можно представить в виде четкой иерархии: совет директоров (наблюдательный совет) и высшее руководство банка в рамках корпоративного управления – риск-менеджеры – работники банка.

    Для совершенствования механизма корпоративного управления в банках и оценки качества таких механизмов надзорным органом в 2006 году Национальный банк направил банкам рекомендации, основанные на соответствующем руководстве Базельского комитета по банковскому надзору, в которых впервые дано понятие корпоративного управления. К сожалению, белорусские банки не видят особых угроз для своей деятельности, связанных с неэффективным корпоративным управлением. Эта позиция подтверждается результатами проведенного в 2009-2010 годах анкетирования [6] работников и руководителей подразделений управления рисками, формирования отчетности, внутреннего аудита, которым было предложено назвать основные области (факторы) риска в банках. Два года подряд внутренние эксперты указывали в качестве основных областей кредитный риск, ликвидность и макроэкономические тенденции. Корпоративное управление указывалось в середине перечня рисков.

    Подтверждением  того, какие риски несет неэффективная  кадровая политика, могут служить  данные отчета об операционных инцидентах, представляемого в Национальный банк с 2009 года в разрезе семи категорий операционного риска, приведенных в Соглашении о капитале Базельского комитета. Так, на 1 января 2010 года доля инцидентов, связанных с кадровой политикой и безопасностью труда, составила 7% по количеству инцидентов (см. рисунок 3.1, Приложение Б), тогда как по сумме понесенных потерь и/или оценке величины потенциальных потерь – более трети, или 34,7% (см. рисунок 3.2, Приложение Б).

    Если  объединить эти данные в одну диаграмму (рисунок 3.3, Приложение Б), можно отметить то, что категории риска, количество инцидентов которых невелико, тем не менее, приносят банкам значительные убытки, как, например, риски неэффективного управления кадровой политикой или мошенничество. Такая же тенденция наблюдается и для российских банков (см. рисунок 3.4, Приложение Б), следовательно, можно говорить о том, что неэффективное корпоративное управление как элемент управления операционными рисками, приводит к появлению убытков в банке.

    Недостаточный контроль операционных рисков может привести к непоправимым последствиям и прекращению деятельности. В управлении операционным риском системе внутреннего контроля отводится ключевая роль, поскольку регулярные проверки всех бизнес-процессов банка снижают риск возникновения убытков в результате несоответствия масштабам деятельности коммерческого банка, внутренних порядков и процедур проведения банковских операций.

    В кризисных условиях рост значимости операционных рисков кредитной деятельности обусловлен увеличения случаев мошенничества, потерей квалифицированных кадров и пренебрежением стандартными процедурами по регистрации рисков. Качественное изменение структуры операционных рисков связано со сменой основных факторов роста операционных рисков кредитной деятельности. Если в последние годы наиболее часто прослеживалась тенденция роста объемов кредитования, что приводило к экстенсивному росту сопутствующих операционных рисков, то в настоящее время на первый план выходит проблема банкротства заемщиков и интенсивный прирост операционных рисков за счет повышения требований к профессионализму сотрудников кредитного подразделения. Важным фактором роста операционных рисков в современных условиях является массовое изменение организационных структур банков путем создания или усиления подразделений по работе с проблемными активами, что, как и любое другое организационное изменение, является источником повышенных операционных рисков.

    Также на современном этапе наблюдается  совершенствование методологии  и управления операционными рисками. С точки зрения эволюции места и роли операционных рисков в системе рисков, необходимо отметить, что в Базельском соглашении 1988 года операционный риск считался побочным продуктом кредитного и рыночного рисков. Однако нараставшие операционные убытки привели к повышению значимости управления операционными рисками, и по Соглашению Базель II они стали предметом самостоятельного рассмотрения со своими инструментами и методами, аналогичными другим видам рисков. Схожие процессы наблюдаются в надзорной деятельности Национального банка Республики Беларусь, выпустившего в 2006 и 2009 годах ряд документов по управлению операционными рисками.

    В связи с начальной стадией  интеграции концепции управления операционными  рисками в белорусскую банковскую систему этап идентификации и сбора информации об операционном риске является в настоящее время основным реализованным этапом управления операционными рисками. В целом, состояние данного этапа в белорусских коммерческих банках может быть охарактеризованно следующим образом:

    • белорусские банки приступили к регулярному сбору информации об операционных убытках, при этом разработаны стандартизированные формы отчета о наступлении случаев операционных убытков и происходит регулярное их заполнение;
    • в белорусских банках идентифицируются преимущественно риски, связанные с прямыми потерями, так как именно они поддаются наиболее простому измерению;
    • идентификация рисков осуществляется в основном сотрудниками централизованного подразделения операционных рисков на основе отраженных в управленческой отчетности данных о потерях банка;
    • собранные банками к настоящему времени базы данных по внутренним операционным рискам не могут считаться репрезентативными введу недостатка статистической информации. В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору репрезентативной выборкой считается выборка за 3-5 лет, а в Беларуси отчеты о понесенных кредитных рисках направляются в Национальный банк только с 2009 года.[1; 3, с. 12-13; 5; 9; 13]

    заключение

    В ходе работы при изучении и анализе  использующихся в банковской практике определений операционного риска, были получены следующие результаты:

    Дано  определение операционного  риска. С учетом проведенного анализа имеющихся на современном этапе трактовок операционных рисков дается следующее определение операционного риска: операционный риск – это риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий. Такое определение наиболее полно отражает сущность операционных рисков, как совокупность особых признаков, которые отличают их от других видов рисков.

Информация о работе Особенности управления операционным риском в условиях мирового финансового кризиса