Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и разработка научно обоснованных предложений и методических указаний по управлению операционными рисками коммерческих банков, в новых экономических условиях. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к определению содержания и классификации операционных рисков;
расширить представление об экономической сущности операционных рисков в кредитной деятельности коммерческих банков;
исследовать особенности и методологию управления операционными рисков в коммерческом банке;
разработать возможные рекомендации по улучшению системы риск-менеджмента в условиях финансового кризиса на основе анализа текущего состояния методологии управления операционными рисками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА 6
1.1 Эволюция понятий операционного риска 6
1.2 Виды операционных рисков 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ 11
2.1 Принципы управления операционным риском 11
2.2 Корпоративное управление и роль внутреннего аудита в управлении рисками 16
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В БЕЛАРУСИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Классификацию
операционных рисков проводят на основе
выделения ряда критериев. В качестве
таковых могут выступать
Классификацию операционных рисков в зависимости от источников иллюстрирует рисунок 1.2.1 (см. Приложение Б). Как видно на данной схеме, по источникам возникновения операционные риски можно разделить на обусловленные неудовлетворительным качеством управления, недостатками в функционировании систем, действиями персонала, организацией процессов внутри кредитной организации, а также внешними форс-мажорными факторами.
Из данной классификации следует, что большая часть операционных рисков оказывается связанной непосредственно с деятельностью человека. Например, прямые и косвенные потери возникают из-за ошибок персонала при соблюдении внутренних процедур и регламентов, ошибок в принятии управленческих решений, хищений, злоупотреблений, недостаточной компетентности кадров и низкого уровня их квалификации. Более того, даже в тех случаях, когда убытки вызваны сбоями в работе телекоммуникаций, вычислительной техники и информационных систем, в основе их в большинстве случаев лежат ошибки людей. Как видно на схеме, четыре из пяти источников так или иначе связаны с деятельностью персонала: качество управления, риски систем, человеческий фактор, процессы. Исключением являются лишь внешние обстоятельства, не зависящие от человека.
Можно выделить ряд конкретных источников, характеризующих риски, связанные с персоналом. Это прежде всего человеческая ошибка, убытки от допущения которой могут быть весьма значительными. Особенно это касается ошибок, возникающих в сфере управления и связанных с качеством принимаемых решений. Источниками таких проблем является, в первую очередь, низкий уровень квалификации кадров, использование при принятии решений ограниченного круга исходных данных, игнорирование предупредительных сигналов о первых признаках проблем и другие.
Другая группа источников обусловлена нарушением бизнес-процессов внутри коммерческого банка. Например, последствием перевода средств из-за неверного указания банка-контрагента может стать непреднамеренная поставка денежных средств. Для возврата средств, перечисленных по ошибке даже в нормально работающий банк, придется приложить немало сил и времени.
Также классифицировать операционные риски можно на основе содержания банковской деятельности. Разделим деятельность банка на управленческую и производственную. Управленческая деятельность направлена на достижение поставленных банком целей и задач, а производственная – на осуществление персоналом банка операций или других действий, которые направлены на формирование активов и пассивов, использование финансовых инструментов для обслуживания клиентов и хеджирование рисков, обеспечение внутрибанковской и хозяйственной деятельности, создание информационных технологий.
Все эти виды деятельности можно разделить на блоки в зависимости от процессов, которые происходят внутри каждого вида. Например, в сфере управленческой деятельности это могут быть следующие блоки:
Если в каком-то из процессов данных блоков происходит сбой, то это отражается на качестве принятия управленческих решений. Сбои, в свою очередь, могут быть вызваны, к примеру, ошибками персонала, включая недостаток приведенных данных либо вследствие игнорирования или недоучета предупредительных сигналов. Тогда источниками рисков, связанных с управленческой деятельностью, будут такие как, например, неправильный выбор стратегии банка, несовершенство процессов управления, отсутствие или некачественная разработка внутренних положений, внешние события.
В сфере производственной деятельности выделим такие блоки как:
Для данного блока будут характерны такие источники операционных рисков, как ошибки персонала, сбои информационных систем, технологические ошибки, недостаточный уровень контрольных процедур. [2, с.170-176]
В основе многих классификаций, которые в основном предлагают зарубежные финансовые институты, лежит такой критерий, как сфера риска. В соответствии с этой классификацией, риски подразделяются на внутренние и внешние. Дальнейшую структуру разделения рисков в рамках данного подхода иллюстрирует рисунок 1.2.2 (см. Приложение Б).
Внутренние риски включают:
Внешний риск – это риск, который наступает в результате злоумышленных действий сторонних организаций, физических лиц, а также в результате изменения государственной политики, законодательства и требований регулирующих органов.
Более
детальная классификация
Кроме того, в качестве критерия классификации операционных рисков можно предложить область возникновения возможных убытков и их последствий [таблица 1.2.1, Приложение А].
Каждая из вышеприведенных классификаций указывает, с одной стороны, на многогранность операционных рисков, с другой – демонстрирует их связь с другими видами банковских рисков. [2, с. 170-181] Все факторы лежат в основе классификации операционных рисков, предложенной Базельским комитетом. В частности, в определении операционного риска, которое было предложено Базельским комитетом и принято всеми участниками рынка в качестве стандартного, четко выделяются источники операционного риска, по которым его можно классифицировать следующим образом:
Элемент «процессы», который предложен Базельским комитетом, рассматривается с двух сторон: как риск, связанный с неверной организацией процессов и риск, связанный с ошибками процессов из-за неверного функционирования ресурсов. Остальные элементы – это риски, возникающие из-за кредитного процесса: человеческие, технические и информационные. Единственное исключение составляют внешние события, так как они возникают независимо от банка и не могут относится к кредитной деятельности.
В настоящее время в белорусских коммерческих банках существует определенное недопонимание значения операционного риска в управлении бизнес-процессами внутри банка. К сожалению, руководителями банков воспринимается только первая часть назначения управления операционными рисками – снижение возможных операционных потерь. Вторая часть стратегии управления, а именно тот принцип, что управление операционными рисками – это один из способов управления технологическими изменениями банка, управления его развитием, не всегда находит должно понимание среди руководителей банков. Источник такой проблемы – в неразвитости методического и мотивационного обеспечения перехода банка из исходного состояния в желаемое. Согласно документам Базельского комитета, методическое и инструментальное обеспечение такого перехода должны брать на себя службы анализа бизнес-процессов и контроля операционного риска (или комитет по управлению рисками), подчиняющиеся руководству банка [см. рисунок 2.1.1, Приложение Б]. «Мотивационная составляющая», включающая стимулы финансового и управленческого характера, должна определяться специализированным комитетом, который подотчетен совету директоров банка. [8; 12, с. 19-20]
Важным методологическим аспектом является определение понятия управления операционным риском.
Управление операционным риском – это способ управления бизнес-процессами в условиях неопределенности, направленный на устойчивое развитие банка, создание культуры операционного контроля и снижение операционных потерь посредством следующих мер:
Следует подчеркнуть, что в настоящее время у банков нет устоявшейся методологии управления операционными рисками. Это относится не только к белорусским, но и к российским банкам. Хотя помимо исследований Рабочей группы Базельского комитета, в части управления бизнес-процессами в российских условиях, ведутся разработки в группе БИГ1 и бизнес-инжиниринговые технологии фирмы Betec2.
Существует и другая сторона проблемы – сложность оценки операционных рисков. Ввиду того, что в Беларуси отсуствуют ряды исторических данных по случаям реализации операционных рисков (по рекомендациям Базель II период сбора информации должен составлять не менее 5 лет), становится крайне затруднительным использование статистических методов.[8; 12, с. 20-22]
Основные принципы управления рисками, включающие операционные риски банка, изложены в документах Базельского комитета по совершенствованию корпоративного управления. К ним относятся «Принципы управления процентным риском» (сентябрь 1997 г.), «Основы систем внутреннего контроля в кредитных организациях» (сентябрь 1998 г.), «Повышение транспарентности банков» (сентябрь 1998 г.), «Принципы управленя кредитными рисками» (июль 1999 г.), «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях» (сентябрь 1999 г.), «Передовая практика управления и надзора за операционным риском» (февраль 2003 г.)
Принцип 1. Совет директоров должен знать об основных аспектах операционных рисков банка как особой категории рисков, которой следует управлять, должен утверждать и периодически пересматривать подходы к упрвлению операционными рисками. Они должны давать единое для банка определение операционного риска и устанавливать принципы выявления, оценки, мониторинга и контроля операционного риска.
Принцип 2. Совет директоров обязан позаботиться, чтобы подходы к управлению операционным риском подвергались эффективному и всеобъемлющему внутреннему аудиту функционально независимыми, соответствующим образом обученными и компетентными сотрудниками. Функция внутреннего аудита не должна напрямую отвечать за управление операционным риском.
Принцип 3. Исполнительное руководство должно отвечать за реализацию утвержденных подходов к управлению операционным риском. Эти подходы должны последовательно реализовываться во всей банковской организации, сотрудники на всех ее уровнях должны понимать свои обязанности в отношении операционного риска. Исполнительное руководство обязано отвечать за разработку политик, процессов и процедур управления операционным риском в рамках всех существенных для банков продуктов, видов деятельности, процессов и систем.