Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и разработка научно обоснованных предложений и методических указаний по управлению операционными рисками коммерческих банков, в новых экономических условиях. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к определению содержания и классификации операционных рисков;
расширить представление об экономической сущности операционных рисков в кредитной деятельности коммерческих банков;
исследовать особенности и методологию управления операционными рисков в коммерческом банке;
разработать возможные рекомендации по улучшению системы риск-менеджмента в условиях финансового кризиса на основе анализа текущего состояния методологии управления операционными рисками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА 6
1.1 Эволюция понятий операционного риска 6
1.2 Виды операционных рисков 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ 11
2.1 Принципы управления операционным риском 11
2.2 Корпоративное управление и роль внутреннего аудита в управлении рисками 16
3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В БЕЛАРУСИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Три данных принципа мы можем отнести к задачам создания среды управления. Внутренняя среда управления организации — это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда управления имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Таким образом, создание грамотно организованной среды управления организацией позволит снизить операционные риски, связанные с персоналом.
Принцип 4. Банкам необходимо выявлять и оценивать операционный риск, присущий существенным для них продуктам, видам деятельности, процессам и системам. Банки также должны обеспечивать надлежащую оценку операционного риска, присущего продуктам, видам деятельности, процессам и системам, до начала их реализации и внедрения.
Принцип 5. Банки должны внедрять процессы регулярного отслеживаня рисковых параметров и сущетвенной подверженности убыткам. Соответствующая информация должна регулярно доводиться до исполнительного руководства и совета директоров служить основой для упреждающего управления операционным риском.
Принцип 6. Банки должны иметь политики, процессы и процедуры контроля и/или ограничения существенных операционных рисков. Банкам следует периодически пересматривать стратегии ограничения и контроля риска и соответственно менять параметры операционного риска, используя подходящие стратегии.
Принцип 7. Банки должны иметь планы действий при наступлении непредвиденных обстоятельств и обеспечения непрерывности деятельности, с тем чтобы не прекращать работу и ограничивать убытки.
Данные принципы мы можем отнести к задачам управления риском. Так как риски приносят банку убытки, задачами банка становится как можно более эти убытки сократить. Чтобы это сделать, необходимо иметь в своем распоряжении все необходимые инструменты, например, специальное программное и техническое обеспечение для своевременного распознавания и оценки риска, регламентированные и хорошо организованные процедуры контроля и ограничения рисков и так далее.
Принцип 8. Надзорные органы обязаны требовать, чтобы банки независимо от размера применяли эффективные подходы к выявлению, оценке, мониторингу и контролю существенных операционных рисков.
Принцип 9. Надзорные органы должны осуществлять прямо или косвенно независимую оценку политик, процедур и практики банка, связанных с операционными рисками. Надзорные органы должны иметь механизмы, позволяющие им отслеживать изменения в управлении рисками банка.
Принципы 8 и 9 – нормативная составляющая управления операционным риском. В финансовой отчетности банков, составляемой по МСФО, обязательно присутствует раздел, описывающий состояние контроля операционных рисков. И хотя сейчас эта отчетность обычно не предусматривает опубликование каких бы то ни было цифр, очень важно, что операционным рискам уделяется внимание, и контроль за ними осуществляется не только внутри организации, но и проводится контроль и мониторинт операционных рисков независимыми экспертами-аудиторами.
Кроме того, перед банками ставится задача раскрытия информации, тем самым выполняется принцип 10: банки должны публиковать достаточную информацию, с тем чтобы дать возможность участникам рынка оценить их подход к управлению операционным риском.[8; 12, с. 30-35]
Рассмотрим организационно-функциональную структуру управления операционным риском. В иерархии органов управления банком выделяют три основных уровня:
1. Совет директоров, исполнительные органы, комитеты;
2.
Функционально-штабные
3.
Линейно-функциональные
Результаты решения организационных задач управления вышестоящего уровня используются в качестве обобщенных требований к нижестоящему уровню управления. На третьем уровне решается собственно задача минимизации операционного риска путем повышения качества бизнес-процессов.
Организационно-
В соответствии с рекомендациями Базельского комитета, распределение полномочий между участниками управления должно осуществляться следующим образом. К компетенции совета директоров банка относятся:
Базельский комитет рекомендует в составе совета директоров создавать камитеты: по аудиту, вознаграждениям и назначениям, управлению рисками.
К компетенции исполнительных органов банка относятся:
К
компетенции Подразделения
Контроль установленных правил и процедур осуществляется в рамках системы внутреннего контроля банка. В отношении контроля операционных рисков наиболее важными являются:
Управление операционным риском осуществляется на уровне бизнес-линий (направлений деятельности), процессов и функций соответствующими подразделениями банка.
В материалах Базельского комитета содержатся рекомендации по созданию в банке специального подразделения по оценке и контролю рисков. Возможная структура риск-подразделения представлена на рисунке 2.1.3 (см. Приложение Б).
В функции этого подразделения должны входить:
Результатом решения задач организационного управления операционным риском должны стать документы, определяющие:
Система внутренней нормативной документации не может быть выстроена единовременно. Она должна совершенствоваться по мере развития бизнес-процессов банка. Однако основные принципы управления операционным риском должны быть обязательно отражены в документе «Политика управления операционным риском банка».[8; 12, с. 34-38]
Парадигма риск-менеджмента «риск сам по себе не зло, а злом является тот риск, который неверно оценен» заставляет задуматься о трансформации риска отношений субъектов корпоративного управления (акционеров, совета директоров, исполнительного руководства и т.д.) в финансовые и операционные риски банка. То есть для эффективного управления банком необходимо учитывать связь корпоративного управления и управления операционным риском.
Суть корпоративного управления состоит в следующем. Во-первых, корпоративное управление определяется как круг отношений R между советом директоров, исполнительным руководством банка (менеджментом), акционерами и другими заинтересованными сторонами [см. рисунок 2.2.1, Приложение Б]. Заинтересованные стороны – это сотрудники, клиенты, общественность, органы надзора, правительство.
Во-вторых, стратегическое управление включает системы определения целей, средства их реализации и механизмы контроля (реализация отношений R, которая показана на рисунке 2.2.2, Приложение Б). Таким образом, отношения субъектов управления реализуются в технологии управления. Технология управления напрямую связана с операционными рисками, вызываемыми действиями персонала и внутренними технологическими процессами. Очевидно, что качество применяемых в банке технологий и качество управления рисками определяются, в первую очередь, характером отношений субъектов деятельности, в формировании которых не последнюю роль играет Центральный Банк страны.
В-третьих, стратегическое управление должно обеспечить совету директоров и менеджменту соответствующие стимулы для согласования целей и ресурсов [см. рисунок 2.2.3, Приложение Б].
Стимулы
– это не абстрактная категория,
ассоциируемая с властью и деньгами, а
конкретные побуждающие факторы (включающие
морально-материальное стимулирование),
которые могут быть описаны набором качественных
и количественных показателей. В новой
методологии корпоративного управления,
разработанной американской компанией
Stern Stewart & Co, предлагается строить систему
стимулирования руководящего персонала
на основе показателя экономической добавленной
стоимости EVA (Economic Value Added) с учетом риска
[формула 2.2.1]:
EVA=E
– COE × C, (2.2.1)
где:
E – чистая прибыль после уплаты налогов и процентов;
COE – доходность на акционерный капитал;
С – капитал, который связан с основными рисками через соотношение уровня достаточности капитала.
Одним
из возможных вариантов оценки
С является линейная комбинация показателей
регулятивного рискового капитала [формула
2.2.2]:
С=RC=CRC+MRC+ORC, (2.2.
где:
RC (risk capital) – капитал, резервируемый против совокупного риска;
СRC (credit risk capital) – оценка непредвиденных потерь вследствие кредитного риска;
MRC (market risk capital) - оценка непредвиденных потерь вследствие рыночного риска;
ORC (operational risk capital) - оценка непредвиденных потерь вследствие операционного риска.
В
указанной системе
S=k×EVA+f(x1,…,xn), (
где:
k – фиксированный процент (например, 2%);
x1,…,xn – нефинансовые показатели, соответствующие критериям «лидерство», «отношения с субъектами управления» и так далее.
Повышению эффективности корпоративного управления и процессов управления операционными рисками способствует внутренний аудит. Его роль в управлении операционным риском ключевая, поскольку именно аудиторы могут дать документированную экспертную оценку качества конкретного бизнес-процесса и соответствующего уровня операционного риска.