Особенности осуществления факторинговых операций на современных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выделить наиболее важные особенности осуществления факторинговых операций, а также выявление основных тенденций развития российского рынка факторинговых услуг.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
изучить основные характеристики факторинга, его сущность и функции;
рассмотреть классификацию факторинговых операций;
проанализировать состояние мирового рынка факторинга;
исследовать особенности осуществления факторинговой деятельности на примере материалов предприятия ОАО Коммерческий банк «Петрокоммерц»;
выявить проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения;
проанализировать основные отличия факторинговых операций от кредитных.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика факторинговой деятельности
1.1. Сущность, субъект, объект факторинговых операций
1.2. Классификация факторинговых операций, функции факторинга
1.3. Состояние мирового рынка факторинга
2. Особенности осуществления факторинговой деятельности на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»
2.1.Общая характеристика деятельности банка ОАО «Петрокоммерц»
2.2. Механизм функционирования факторинговых операций на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»
3. Проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения
3.1. Проблема законодательного регулирования факторинга и пути её решения
3.2.Оптимизация выбора схем финансирования деятельности организации (факторинг и кредит)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая факторинг.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     Введение в действие 25 гл. Налогового кодекса, изменило принципы отнесения факторинговой комиссии на себестоимость:

  1. Комиссия за выплаченное досрочное финансирование в рамках факторингового обслуживания согласно ст.279 гл.25 НК РФ может быть отнесена налогоплательщиком на уменьшение налогооблагаемой базы.
  2. Вторая составляющая – комиссия за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания согласно ст.265 гл.25 НК РФ включается в состав внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией, если эти услуги экономически оправданы и связаны с осуществлением деятельности. [2., c.348]

     Для банка (факторинговой компании) также  появляются новые возможности:

  • расширение круга услуг для клиентуры и увеличение числа клиентов;
  • диверсификация бизнеса;
  • укрепление связей с контрагентами;
  • укрепление позиций на кредитном рынке.

     Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для  предприятий, впервые выходящих на рынок, а также малых и средних предприятий, не всегда располагающих необходимой информацией о платёжеспособности своих покупателей и имеют ограниченный доступ к кредитам.

     Но  не всякое малое или среднее предприятие  может воспользоваться услугами факторинговой компании, которые  очень осторожны по отношению  к клиентам повышенного риска:

  • предприятиям с большим количеством дебиторов;
  • предприятиям, занимающимся производством нестандартной и узкоспециализированной продукции;
  • строительным и другим фирмам, работающим с субподрядчиками;
  • предприятиям с послепродажным обслуживанием реализуемой продукции и практикующими компенсационные бартерные сделки.

     Основным преимуществом факторинга является также то, что фактически это беззалоговый кредитный продукт, поэтому он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Фактор-посредника интересует не прошлое, а будущее поставщика, т.е. сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи в будущем. В этом заключается основное отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита определяется прошлыми доходами, выраженными в накопленном имуществе, которое может стать предметом залога, и благополучном финансовом состоянии заёмщика.

     Следующее преимущество факторинга заключается  в том, что он представляет собой целевой инструмент для увеличения объёмов продаж. Факторинг позволяет предоставлять поставщикам отсрочку платежа, что служит одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности компании. Кроме того, фактор-посредник может предоставлять поставщику независимую информацию о платёжеспособности его дебиторов. Это позволяет поставщикам существенно оптимизировать свои отношения с дебиторами, снизить риски, связанные с управлением дебиторской задолженностью. 
         Несмотря на данные достоинства и преимущества факторинга, существуют недостатки и сложности, препятствующие более широкому использованию факторинга в отечественной экономике. Наиболее существенным из них является его относительная дороговизна. В настоящее время уровень факторинговой комиссии составляет до 3% от суммы уступленного денежного требования. В зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности эта комиссия при пересчете доходит до 20-30% годовых. Средние ставки по факторингу превышают средние ставки по кредитам на 4-12% годовых. Однако в реальности ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но и во многом зависят от дополнительного сервиса.  
         Другим отрицательным моментом в использовании факторинга являются организационные проблемы, связанные с усложнением документооборота, следствием чего является снижение со стороны клиента оперативности управления своим предприятием.

     Также ограничением применения факторинга является то, что он подходит организациям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактор-посредника по управлению дебиторской задолженностью. Факторинг не актуален на монополизированных рынках, где у поставщика нет необходимости бороться за покупателей путём предоставления им отсрочки платежа.

     Таким образом, проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что по сравнению с таким инструментом финансирования, как банковский кредит, факторинг представляет собой более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме.

 

Заключение 

     Подводя итоги, можно сказать, что факторинг  является сравнительно новой для  нашей страны системой улучшения  ликвидности и снижения финансового  риска при организации платежей. Факторинг - весьма эффективная форма кредитования оборотных средств поставщиков, так как по своей сути он включает инкассирование дебиторской задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления сомнительных долгов.

     В данной курсовой работе были рассмотрены основные виды факторингового обслуживания; требования, предъявляемые к факторингу, его классификация, в соответствии с которой факторинг может быть как открытым, так и закрытым, с регрессом и без регресса, внутренним и внешним. Статистика показывает, что сегодня в мире преобладает безрегрессный факторинг (44,5%). На российском рынке большинство сделок факторинга заключается с регрессом.           Главной причиной неразвитости факторинга без регресса в России является невысокий интерес к этому продукту со стороны самих фактор-посредников. Они не всегда могут оценить надёжность покупателей клиента и в связи с этим не готовы принимать на себя кредитный риск. Общий объём сделок международного факторинга в России не велик.

     В работе проанализированы основные функции факторинга, главной из которых, как было установлено, является функция финансирования. То есть с помощью факторинга поставщик продукции получает денежные средства сразу после её отгрузки или в определённый договором факторинга день. Т.о. поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после её осуществления или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя.

        В России факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой, но  уже в настоящее время российский рынок стремительно растет.

      Развитие  факторинга в нашей стране столкнулось  с множеством проблем, например, отсутствие ясного законодательства в отношении субъекта факторинга. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой деятельности. Сдерживающими факторами стали непонимание большинством потенциальных клиентов сути факторинга, тяжело перестраиваемый российский менталитет, противоречивое законодательство, противоречивая судебная практика, дефицит кадров.

      Наиболее  популярен факторинг у торговых компаний, которые используют его в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения новых клиентов-покупателей.

     В работе рассмотрены особенности  осуществления факторинговых операций на примере ОАО банка «Петрокоммерц», портфель факторинговых операций которого по итогам I полугодия 2008 года увеличился на 24,6% и составил 20,8 млрд. рублей. Банк предоставляет факторинг двух видов: с регрессом и без регресса.

     Также в ходе работы проведена сравнительная  характеристика банковского кредита  и факторинга, было установлено, что  несмотря на более высокую стоимость  факторинга и сложный процесс документооборота, факторинг представляет собой более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме. Факторинг позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учёту счетов – фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступлений платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика. 

 

Список  использованной литературы 

  1. Гражданский кодекс РФ: По состоянию на 28 июля 2008 года  [Текст]. – М.: Эксмо, 2008. – 476 с.
  2. Налоговый кодекс РФ: По состоянию на 1 октября 2008 года  [Текст]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 607 с.
  3. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка [Текст]: учебник/Г.Н.Белоглазова. – М.: Высшее образование, 2008. – 422 с.
  4. Корчагин Ю.А. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник/Ю.А.Корчагин. – М.: Феникс, 2006. – 348 с.
  5. Кузнецова Е.Н. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник/Е.Н.Кузнецова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 527 с.
  6. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник/ О.И.Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
  7. Мацкуляк, И.Д. Финансы, налоги и кредит [Текст]: учебник/И.Д.Мацкуляк. – М.: Издательство РАГС, 2007. – 656 с.
  8. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник/А.С.Нешитой. – М.: ИТК «Дашков и К», 2008. – 576 с.
  9. Щегорцов В.А. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник для вузов/В.А.Щегорцов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 383 с.

 

Приложение

Информация о работе Особенности осуществления факторинговых операций на современных предприятиях