Особенности осуществления факторинговых операций на современных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выделить наиболее важные особенности осуществления факторинговых операций, а также выявление основных тенденций развития российского рынка факторинговых услуг.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
изучить основные характеристики факторинга, его сущность и функции;
рассмотреть классификацию факторинговых операций;
проанализировать состояние мирового рынка факторинга;
исследовать особенности осуществления факторинговой деятельности на примере материалов предприятия ОАО Коммерческий банк «Петрокоммерц»;
выявить проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения;
проанализировать основные отличия факторинговых операций от кредитных.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика факторинговой деятельности
1.1. Сущность, субъект, объект факторинговых операций
1.2. Классификация факторинговых операций, функции факторинга
1.3. Состояние мирового рынка факторинга
2. Особенности осуществления факторинговой деятельности на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»
2.1.Общая характеристика деятельности банка ОАО «Петрокоммерц»
2.2. Механизм функционирования факторинговых операций на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»
3. Проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения
3.1. Проблема законодательного регулирования факторинга и пути её решения
3.2.Оптимизация выбора схем финансирования деятельности организации (факторинг и кредит)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая факторинг.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ  РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» В Г.ЛИПЕЦКЕ 

 
 
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине

«ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНК» 

на тему: «Особенности осуществления факторинговых операций на современных предприятиях

(на примере ОАО Коммерческий банк «Петрокоммерц») 
 
 
 

                                                                                                          Выполнила:

студентка группы Ф-06-1

                                                                                                           Горяинова А.Е.

         
 

Руководитель:

                                                                                кандидат экономических наук,

доцент

Рыбина И.А. 

Работа принята

«___»___________200_года

Методист _______________

Оценка _______      ________ 

«___»____________200_ года 
 

Липецк-2008

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика  факторинговой деятельности…………………………….5

1.1. Сущность, субъект,  объект факторинговых операций………………………….5

1.2. Классификация  факторинговых операций, функции факторинга……………...8

1.3. Состояние  мирового рынка факторинга………………………………………...12

2. Особенности  осуществления факторинговой деятельности  на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»…………………………………………...15

2.1.Общая характеристика  деятельности банка ОАО «Петрокоммерц»…………..15

2.2. Механизм  функционирования факторинговых операций на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»………………………………………..….18

3. Проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения……...24

3.1. Проблема  законодательного регулирования  факторинга и пути её решения..24

3.2.Оптимизация выбора схем финансирования деятельности организации (факторинг и кредит)………………………………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………….....33

Список использованной литературы………………………………………………...35

Приложение………………………………………………………………………..….36 
 
 
 
 

 

      Введение 

    Стабильная  работа предприятия, прежде всего, зависит  от постоянства денежных потоков. В  то же время даже при расчетах с  постоянными и надежными покупателями периодически случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего денежного дефицита предприятие вынуждено прибегать к различным методам финансирования. Новым кредитным продуктом, получившим широкое распространение в зарубежной практике, является факторинг. Он возник на базе товарного кредита и сформировался как самостоятельный кредитный продукт в середине ХХ в.

     На  сегодняшний день российский рынок факторинга стремительно растет - в последние два года объем факторинговых сделок ежегодно утраивался. Факторинг как услуга имеет свои особенности. Он обеспечивает эффективный производственный процесс и реализацию продукции. Факторинг обеспечивает не только оборотность стоимости, но и такие условия общественного производства, как реализация продукции, поддержка поставок предприятия необходимым сырьём и материалами, предоставление производителям информации о состоянии и структуре спроса на их продукцию, ведение бухгалтерского учёта поставщика.

     Таким образом, актуальность данной темы заключается  в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового и перспективного для России рынка факторинговых услуг.

     Цель  данной работы – выделить наиболее важные особенности осуществления факторинговых операций, а также выявление основных тенденций развития российского рынка факторинговых услуг.

     Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

    • изучить основные характеристики факторинга, его сущность и функции;
    • рассмотреть классификацию факторинговых операций;
    • проанализировать состояние мирового рынка факторинга;
    • исследовать особенности осуществления факторинговой деятельности на примере материалов предприятия ОАО Коммерческий банк «Петрокоммерц»;
    • выявить проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения;
    • проанализировать основные отличия факторинговых операций от кредитных.

     Объектом  исследования является Открытое акционерное общество Коммерческий банк «Петрокоммерц».

     Предметом исследования являются социально – экономические и финансовые отношения по поводу осуществления факторинговых операций.

     Теоретической базой исследования являются учебные издания, различные периодические материалы и другие источники.

     Информационная  база курсовой работы представлена действующими федеральными и региональными нормативно-правовыми  актами, Гражданским  и Налоговым  кодексом РФ. 

 

      1. Общая характеристика факторинговой  деятельности 

1.1. Сущность, субъект, объект осуществления  факторинговых операций. 

     Факторинг представляет собой разновидность  торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции являются покупка банком (или факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.

     Субъектами  факторинговых операций являются:

  1. Фактор-посредник – факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания;
  2. Клиент (поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактор - посредником;
  3. Покупатель товара.

     Клиент  уступает посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Фактор – посредник по договору принимает на себя обязанность за комиссионное вознаграждение взыскивать с покупателей платежи, предоставляя денежные средства клиенту (поставщику) сразу после отгрузки товаров. [4.,c.277]

     В мировой практике существуют следующие  виды факторингового обслуживания:

  • покупка фактором платежных требований кредитора по отношению к заемщику;
  • предоставление фактором кредитору комплекса услуг, которые помимо переуступки права востребования долгов включают в себя ведение бухгалтерского учета по этим требованиям, анализ информации о финансовом положении должников, обеспечение страхования кредитных рисков, рекламные, складские, транспортные, консультационные и юридические услуги.

     Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной  оплаты 80 % стоимости этих счетов-фактур. Оставшиеся 20 % выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения  платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.

     За  операции по востребованию долгов фактор (банк или компания) взимает с  клиента:

  • факторинговую комиссию. В зарубежных странах это 1,5-3%, а в России — 15-20% от суммы счета-фактора. Ее размер зависит от суммы долга (чем сумма больше, тем процент может быть меньше), степени риска и объема необходимой посреднической работы;
  • ссудный процент с ежедневного остатка, выплаченного клиенту аванса против инкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Ставка ссудного процента обычно на 1,5-2,5% выше ставок денежного рынка краткосрочных кредитов или на 1-2% выше учетной ставки Центрального банка РФ.

     Степень риска зависит от платёжеспособности должников клиента, а объём конторской работы – от количества счетов-фактур и набора дополнительных услуг, связанных с управлением дебиторской задолженностью поставщика.

     В соответствии с Конвенцией о международном  факторинге, принятой в 1988 г. Международным  институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет хотя бы двум требованиям из следующих четырёх:

  • наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
  • ведение бухгалтерского учёта поставщика, прежде всего учёта реализации;
  • инкассирование его задолженности;
  • страхование поставщика от кредитного риска.

Вместе  с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учёт счетов-фактур – операцию, удовлетворяющую лишь первому из названных признаков. [5.,c.427]

     В РФ факторинговая деятельность регулируется гл.43 ГК РФ «Финансирование под уступку  денежного требования», в соответствии с которой предоставление денежных средств в форме предоплаты долговых требований является определяющим признаком факторинговой деятельности. [1.,c.57]

     Правовой  основой взаимоотношений фактор-посредника с клиентом является договор, определяющий предмет уступки, вид факторинга, срок договора, размер факторингового кредита и платы за его предоставление, обязательства посредника по оказанию клиенту дополнительных услуг, величину комиссионного вознаграждения посредника, порядок оформления документов и иные условия по усмотрению сторон. [6.,c.452]

     Осуществлению факторинговой сделки предшествует работа фактор - посредников по оценке рисков. Получив заявку поставщика, банк проводит ту же предварительную работу, как и при выдаче обычного кредита: комплексно оценивает кредитоспособность клиента, сферу его деятельности, виды выпускаемой продукции, возможности её реализации на рынке, структуру и длительность дебиторской задолженности. Особое внимание уделяется оценке платёжеспособности основных покупателей продукции, поскольку именно от них зависит окончательная оплата по факторинговой сделке.

     В договоре может предусматриваться  как разовое кредитование клиента, так и обязательство фактор- посредника по кредитованию продаж клиента в течение определённого периода времени. В последнем случае устанавливается предельная сумма факторингового кредита.

     Таким образом, факторинг позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учёту счетов – фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступлений платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика.

 

1.2. Классификация  факторинговых операций, функции факторинга. 

     Существующие  виды факторинговых операций могут  быть классифицированы по различным  признакам:

1. По  страновой принадлежности поставщика  и покупателя:

  • факторинг внутренний – поставщик и покупатель являются резидентами одной страны;
  • факторинг внешний (международный) – поставщик и покупатель являются резидентами разных стран.

Информация о работе Особенности осуществления факторинговых операций на современных предприятиях