Особенности осуществления факторинговых операций на современных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выделить наиболее важные особенности осуществления факторинговых операций, а также выявление основных тенденций развития российского рынка факторинговых услуг.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
изучить основные характеристики факторинга, его сущность и функции;
рассмотреть классификацию факторинговых операций;
проанализировать состояние мирового рынка факторинга;
исследовать особенности осуществления факторинговой деятельности на примере материалов предприятия ОАО Коммерческий банк «Петрокоммерц»;
выявить проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения;
проанализировать основные отличия факторинговых операций от кредитных.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика факторинговой деятельности
1.1. Сущность, субъект, объект факторинговых операций
1.2. Классификация факторинговых операций, функции факторинга
1.3. Состояние мирового рынка факторинга
2. Особенности осуществления факторинговой деятельности на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»
2.1.Общая характеристика деятельности банка ОАО «Петрокоммерц»
2.2. Механизм функционирования факторинговых операций на примере материалов банка ОАО «Петрокоммерц»
3. Проблемы осуществления факторинговых операций и пути их решения
3.1. Проблема законодательного регулирования факторинга и пути её решения
3.2.Оптимизация выбора схем финансирования деятельности организации (факторинг и кредит)
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая факторинг.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

2. По  возможности обратного требования  к поставщику:

  • факторинг с регрессом – с правом возврата фактор-посредником клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. В результате кредитор (получатель) при заключении факторингового соглашения с правом регресса продолжает нести кредитный риск по проданным им факторинговой компании долговым требованиям;
  • факторинг без регресса – без права возврата неоплаченных счетов, в этом случае фактор – посредник риск неплатежа покупателя берёт на себя. Предусматривает, что факторинговая компания при невыполнении заемщиком (плательщиком) своих финансовых обязательств в течение определенного срока (обычно от 30 до 90 дней) должна оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика).

     Таким образом, при факторинговом соглашении без права регресса кредитор (предприятие-поставщик) не испытывает кредитного риска по проданной им фактор - компании дебиторской задолженности заемщика.

3. По  условию уведомления должника:

  • факторинг открытый – покупатель (должник) уведомлён о том, что поставщик (клиент) переуступил требование фактор – посреднику. Оповещение осуществляется путем записи на счете-факторе о направлении платежа в адрес факторинговой фирмы. В современных условиях это может быть система обслуживания клиента, включающая бухгалтерское обслуживание, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование и т.д. Эта система позволяет предприятию-клиенту сосредоточить свои усилия на производстве и сократить издержки, связанные со сбытом продукции;
  • факторинг закрытый (конфиденциальный) – покупатель не осведомлён о переуступке поставщиком требования фактор – посреднику, он ведёт расчёты с самим поставщиком, который после получения платежа перечисляет соответствующую сумму фактор – посреднику для погашения кредита. Тариф на конфиденциальное факторинговое обслуживание выше размера оплаты открытых факторинговых услуг.

4. По  форме финансирования:

  • предварительная оплата;
  • оплата требований к определённому сроку;
  • оплата на момент предоставления документов.

5. По  видам переуступаемых долгов:

  • переуступка всех долгов по мере их появления;
  • переуступка выборочных долгов.

     В настоящее время широко используется международный факторинг, который делится на экспортный и импортный.

     При экспортном факторинге фактор и экспортёр  находятся в одной стране, а  импортёр в другой. Фактор выкупает у экспортёра долговые обязательства импортёра и предоставляет кредит своему клиенту до окончания согласованной между партнёрами отсрочки платежа. После погашения импортёром своих обязательств фактор – кредитор производит окончательный расчёт с экспортёром.

     При импортном факторинге фактор импортёра выдаёт последнему гарантии оплаты и перевода выручки на счёт экспортёра. Интерес фактора здесь представлен в виде комиссионного вознаграждения за выдачу гарантии и инкассацию документов. [7.,c.510]

     Можно выделить четыре основные функции факторинга:

  • финансирование;
  • административное управление дебиторской задолженностью;
  • оценка платёжеспособности покупателей поставщика;
  • страхование рисков.

     Финансирование  – это основная функция факторинга, с его помощью поставщик продукции получает денежные средства сразу после её отгрузки или в определённый договором факторинга день. Т.о. поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после её осуществления или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя.

     Административное  управление дебиторской задолженностью позволяет поставщику избавиться от работы, связанной с отслеживанием  состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания пор первому требованию своего клиента предоставляет ему отчёт о состоянии дебиторской задолженности, включающей в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. В случае факторинга без регресса фактор – посредник берёт на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для работы с проблемными долгами.

     Оценка  платёжеспособности покупателей поставщика особенно важна в странах, где недостаточно развита инфраструктура кредитного рынка. В государствах с развитой сетью кредитных бюро и рейтинговых агентств эта функция факторинга является не самой востребованной.

     Страхование рисков важно при поставке товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для выполнения обязательств перед его собственными поставщиками. В случае факторинга без регресса фактор-посредник принимает на себя кредитные риски поставщика по поставкам с отсрочкой платежа, поскольку не имеет права обратно переуступить денежное требование своему клиенту по поставке при её неоплате покупателем по истечению определённого срока. Покрытие валютных рисков поставщика подразумевает возможность немедленного конвертирования денежных средств, полученных от фактор-посредника в качестве авансового платежа по поставке, под оплату валютного контракта. Процентные риски возникают у компаний, строящих свой бизнес на заёмных и привлечённых оборотных средствах. При факторинге, как правило, фактор-посредник гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени. Ликвидные риски представляют собой риски возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия важных текущих затрат и пр. при факторинге поставщик получает средства от фактор-посредника практически в момент поставки, поэтому данные риски переносятся на последнего. [3.,c.168]

     Таким образом, современный факторинг  рассматривается как комплекс финансовых услуг, оказываемых в обмен на уступку дебиторской задолженности. Компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги, полностью принимая на себя работу с покупателями по поручению клиентов: консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчётов, заключения хозяйственных договоров; ведение бухгалтерского учёта дебиторской задолженности; транспортное, складское, страховое, рекламное, юридическое и другое обеспечение. В этих условиях факторинг становится универсальной системой обслуживания клиентов. 
 

 

1.3. Состояние  мирового рынка факторинга. 

     В мировом обороте факторинга, который в 2006 году составил сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны, следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. Здесь насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2006 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового.

     Просматривая  общие тенденции рынка, можно  заключить, что лидерство той  или иной страны не определяется большим  количеством факторинговых компаний . Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, приблизительно в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании. А Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, также далеки от ведущих стран мира – их совокупный оборот за 2006 год колеблется около 20 000 млн. евро.

          В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг – invoice discounting (инвойс дискаунтинг), либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности – full factoring (полный или классический факторинг). Стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс дискаунтингу составляет 0,35-1% от суммы сделки, то по классическому факторингу она равняется 0,75-2,5%. Во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга остается приблизительно одинаковым. Инвойс дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате услуг. [8.,c.576] 
          В отличие от России, Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование. В этом случае оплата товара осуществляется фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, так как продукция еще не была отгружена. Согласно конвенции УНИДРУА, может использоваться факторинг и без непосредственно финансирования дебиторской задолженности. При этом услуги фактора могут включать оценку платежеспособности покупателя, инкассацию долга, ведение его учета и др. 
          Статистика показывает, что сегодня в мире преобладает безрегрессный факторинг (44,5%), следом за ним по объему оборота идут финансирование под уступку дебиторской задолженности – инвойс дискаунтинг (30,7%) и факторинг с регрессом (22,3%).  
          Крупные факторинговые компании стремятся к узкой специализации, как по виду предоставляемого факторинга, так и по сфере хозяйственной деятельности, которую они обслуживают. В Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли. В Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая промышленность, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли.

     На  российском рынке большинство сделок факторинга заключается с регрессом. Главной причиной неразвитости факторинга без регресса в России является невысокий  интерес к этому продукту со стороны  самих фактор-посредников. Они не всегда могут оценить надёжность покупателей клиента и в связи с этим не готовы принимать на себя кредитный риск. В том случае, если и поставщик, и фактор-посредник уверены в платёжеспособности покупателя, заключать договор безрегрессного обслуживания поставщику становится невыгодно, поскольку обычно такой вид факторинга стоит дороже, чем факторинг с регрессом.

     Общий объём сделок международного факторинга в России не велик. С одной стороны, это можно объяснить  неразвитостью  рынка, а с другой – преобладанием  сырьевой составляющей в российском экспорте.

     Традиционными секторами для факторинга являются отрасли, характеризующиеся более  высокой степенью передела: пищевая, фармацевтическая, химическая отрасли, приборостроение.

     Факторинг особо востребован в пищевой  отрасли, где сильны западные компании: как производители, так и торговые фирмы. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку считают его высокорисковым. Российская факторинговая компания имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно определяет их значительно ниже, такие сделки выгодны и для западных поставщиков, и для российских фактор-посредников.

     Размер  предприятия-клиента не оказывает  существенного влияния на привлекательность  для факторинга. Факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых предприятий – поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. [3.,c.170]

         Таким образом, по темпам развития рынка следует сказать, что рост факторинга составляет 11,8% ежегодно. Очень высокие темпы роста у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки. В Европейских странах рынок растет в среднем на 11,2 % (по данным 2001-2006 гг.), но тенденция роста стабильна, а это говорит о том, что факторинговые услуги в Европе востребованы. 

Информация о работе Особенности осуществления факторинговых операций на современных предприятиях