Особенности организации бухгалтерского учета в торговле

Автор: o*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Торговые операции, осуществляемые торговыми и другими субъектами, отражают экономический процесс перехода продукта из сферы обращения в потребление физическим и юридическим субъектам.

Работа содержит 1 файл

Лекции учет в торговле.doc

— 216.50 Кб (Скачать)
  1. по количеству
  2. по качеству и комплектности.

Приемка по количеству – приемка товаров в установленные сроки по массе-нетто и количеству товарных единиц, поставляемых без тары или в открытой таре, или по массе-брутто и числу мест продукции, поставляемой в таре с последующей проверкой массе-нетто и количеству товарных единиц в каждом месте.

Приемка по качеству – проверка сохранности количества и наличия комплектности товаров, в соответствии требованиям стандартов, рецептурам.

Порядок приемки товаров тесно связан с моментом возникновения материальной ответственности. Материальная ответственность  возникает с момента приемки товаров по количеству МОЛ. Если приемка по количеству и качеству совпадает, то наступает полная материальная ответственность. Если приемка по количеству не совпадает с приемкой по количеству, то это дает основания для списания с МОЛ, по актам сумм, связанных с несоответствием качества и комплектности товара, а также предъявления претензий и санкций поставщику.

              Для получения товара со склада, станции, пристани работнику предприятия,  имеющему постоянный договор  о материальной ответственности, выдается доверенность. Доверенность – документ на право получения определенным лицом ТМЦ, денежных средств, документов. Ответственность за правильную выдачу доверенности, их учет и контроль возлагает на главного бухгалтера.

              Доверенность подписывает руководитель и гл. бухгалтер. Доверенности регистрируют в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Срок действия доверенности не более чем 15 дней (кроме доверенности на получение ТМЦ). Доверенность при получении ТМЦ остается у поставщика. МОЛ, получив и оприходовав товары, не позднее следующего дня, должно представить в бухгалтерию торгового предприятия все оправдательные документы.

              Если товар не получен, доверенность  возвращают, бухгалтер делает на ней отметку “не использована”. При получении товара, МОЛ, должно соблюдать правила примерки грузов от органов транспорта. Если в процессе проверки установлены факты недостачи, повреждения или порчи груза, представители получателя должны составить коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензий транспортным организациям или поставщику. Если недостача не превышает установленной нормы естественной убыли, коммерческий акт не составляется и возмещается за счет торгового предприятия-получателя. Товар, принятый на станции железной дороги, доставляются в торговое предприятие автомобильным транспортом, и оформляется товарно-транспортная накладная. Принимает товар МОЛ (по количеству и качеству). Если товары поступают без сопроводительных документов поставщика, их принимает комиссия, в состав которой входит МОЛ, специалисты и представители администрации. Комиссия составляет акт о приемке товара, в двух экземплярах, один из которых отправляют поставщику с просьбой выслать счет-фактуру (платежное требование). 

                                    Бух. учет приобретения товаров.

              Для получения приобретенных  применяют активные счета

№222 “Товары  приобретенные”

№223 “Прочие  товары”

              Оптовые торговые предприятия ведет учет товаров приобретенных на субсчетах:

№222/1 “Товары  на складах”

№222/2 “Тара  под товаром и порожняя”

              Розничные торговые п.п. используют  субсчета:

№222/1 “Товары  на складах п.п. розничной торговли” (по покупным ценам)

№222/2 “Товары, приобретенные, переданные для реализации в розничную торговлю”

              Товары, принятые на ответственное  хранение учитывается на забалансовом  счете 002 “ТМЦ принятые на ответственное  хранение”. Принятые на консигнацию  (комиссию) 004 “Товары, принятые на комиссию”.

              Рассмотрим операции по приобретению  товаров:

    1. Поступили и оприходованы на склад товары на основании счет-фактуры, др. расчетных платежей документов (для оптовых и розничных предприятий)
    2. Дт 222/1,2 – Кт 671. Сумма 100000
    3. 2. Отражен НДС по поступившим товарам
    4. Дт 331 – Кт 671. Сумма 20000
    5. 3. Оплачен счет поставщика
    6. Дт 671 – Кт 441. Сумма 120000
    7. 4. Предъявлена претензия к поставщику
    8. Дт 334 – Кт 671. Сумма 50000
    9. 5. Недостача в пределах норм естественной убыли при переходе к покупателю права собственности за товар.
    10. Дт 334 – Кт 671
    11. Дт 821,935 – 334
    12. 6. Выдан аванс под поставку ТМЦ
    13. Дт 351 – Кт 441
    14. 7. Зачет выданного аванса
    15. Дт 671 – Кт 351
    16. 8. Возврат не качественного товара
    17. Дт 671 – Кт 222,331
    18. 9. Приобретены товары подотчетным лицам
    19. Дт 222 – Кт 333
    20. 10. Принят товар на комиссию
    21. Дт 004 – Кт
    22. 11. Принят товар на ответственное хранение
    23. Дт 002 – Кт

                                 Тема: 11. Учет реализации товаров

      Контроль  за состоянием расчетов с поставщиками подрядчиками.

                    Порядок расчетов с поставщиками определяется условием договора, в которых включается способы обеспечения принять обязательства (неустойки, штрафы). Неустойки и штрафы, как полученные, так и уплаченные относят на финансовый результат. Для контроля за современностью и полнотой оприходования товара и правильностью их оплаты, организуется аналитический учет позиционным способом в регистрациях (ж-о №6). Кредитовые суммы, означающие оприходование товаров, записываются против дебетовых, показывающих оплаты расчетных документов поставщиков, на одной и той же строке. Такое составление предусматривает следующие ситуации:

      1. товары, полученные и полностью  оплачены

      2. переплату денег, если сумма  оплаты больше стоимости фактически  полученных товаров и тары

      3. недоплату денег

      4. товары поступили, но нет расчетных документов поставщика (неотфактурованные поставки).

      5. оплачены расчетные документы,  но нет документов подтверждающих  поступление товаров, (товары в  пути) 

  Порядок документального  оформления реализации  товаров. 

              В процессе реализации товаров торговое предприятие выступает продавцов. Разница между продажной ценой реализованных товаров является основным финансовым источником жизненного цикла торгового предприятия.

              Очень важным моментом при  реализации товаров является правильное оформление документов.

              Существенное значение при документальном  оформлении операций по движению  товаров имеют цены.

Цена  – денежное выражение стоимости товара, услуги. На стадии товарного обращения действуют соответствующие цены оптовые, розничные, договорные, свободные.

Оптовая цена – цена, по которой предприятие реализует продукции или товар оптовым покупателям.

Розничная цена- цена, по которой продается товар население поштучно или мелкими партиями.

Договорная  цена- цена, устанавливаемая по договоренности между производителем и потребителем товаров, услуг.

Свободная (рыночная) цена- цена, которая устанавливается продавцов товара с учетом конъюнктуры рынка.

              Особенность организации бухгалтерского  учета выбытие товаров состоит в том, что учет товаров на основных складах находящихся в пути, во внутрихозяйственных перевозках подразделениях, товаров на складах магазинов оптовой и розничной торговли, ведется на одном счете. Это вызывает необходимость организации четкого аналитического учета движения товаров местам их нахождения в количественном и стоимостном выражении.

              Учет отпуска товаров со склада  ведется в ведомости отгрузки  и реализации товаров.

              Аналитический учет должен форматировать информацию выбытии по следующим направлениям:

  1. в оптовою торговлю
  2. в розничную торговлю
  3. отдельно в магазины, входящие в единую торговую систему одной организации с центрального склада
  4. в магазины, являющиеся дочерними обществами
  5. магазины и торговые организации, независимы от организации владельца товаров.

              Товары со складов оптовых  предприятий могут быть отгружены  непосредственно представителю  покупателя, иногороднему покупателю  железнодорожным, водным, автомобильным  транспортом. 

При отпуске товаров со складов непосредственно покупателю торговый отдел выписывает счет фактуру на отпуск (комбинированный документ) в котором совмещается наряд складу на отборку товаров, фактура на отпуск отобранных товаров покупателю и счет на оплату через банк стоимость отпущенных товаров (дополнительно выписывают спецификации, отвесы-спецификации на продовольственный товар). При отгрузки товаров по ЖД сч-фактуре составляется на каждую товарную единицу упаковочный ярлык или кипная карта в 3-х экземпляров. В условиях розничной торговли продажа товаров осуществляется через кассу торг предприятия за наличный расчет преимущественно с населением. В таком случае, реализация осуществляется без использования договоров, по устной договоренности с покупателем и прямом расчете наличными за приобретаемые товары.

              Формы реализации товаров в  розничной торговли могут быть  самыми разнообразными:

  1. реализация за наличный расчет через продавцов;
  2. порядки самообслуживания;
  3. по образцам;
  4. по потребительским комплексам (супермаркеты);
  5. по предварительным заказам и т.п.

              При любой форме реализации  товаров розничный товарооборот  отражает в б/у в момент фактической  передачи покупателя товара. Например, при продаже товаров, за наличный  расчет объем реализации определяет размером выручки за проданные товары. Порядок определения выручки зависит от способа расчета за товары покупателями - через контрольно-кассовые аппараты или получение денег от покупателей непосредственно к продавцам.

              Сумму выручки за день при использовании контрольно-кассовых аппаратов определяют как разность м/у показателями счетчиков на конец и начало дня. Регистрация показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиках ведется в книгах кассира -  операциониста. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписями руководителя и гл. бухгалтера печатью. Выручка обычно сдается непосредственно инкассатора банка, в мелких розничных торговых предприятиях она может сдаваться в объединенные кассы или непосредственно в банк. При сдаче выручки инкассаторам выписывается предводительная ведомость в трех экз., которая вместе с деньгами вкладывается инкассаторскому сумку и опечатывается пломбой. Если выручка сдается в банк, выписывается объявления на взнос наличными. На всю поступающую выручку в кассу выписывают приходные кассовые ордера, сдачу выручки - расходным кассовым ордером. Особенности отражения движения товаров на счетах бух учетов должны находить отражения в учетной политике, чтобы при проверке ясно отображался момент реализации товаров. Согласно закону Президента РК « О налогах и других обязательных платежей в бюджет» от 24 04 95 реализацией признается отгрузка товаров целью продажи, обмена, безвозмездной передачи по методу начисления. 
 

Учет  реализации товаров  в оптовой и  розничной торговли. 

              В отечественной практике торговые  предприятии использовали счет  «торговая наценка» для учета  товаров по продажным ценам.

              В генеральном плане счетов  такой счет отсутствует. Это  обусловлено тем , что в предприятиях оптовой розничной торговли сумма реализованной торговой наценки определяется как разница между покупной и продажной стоимости товаров. Рассмотрим операции:

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета в торговле