Особенности организации бухгалтерского учета в торговле

Автор: o*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:58, курс лекций

Описание работы

Торговые операции, осуществляемые торговыми и другими субъектами, отражают экономический процесс перехода продукта из сферы обращения в потребление физическим и юридическим субъектам.

Работа содержит 1 файл

Лекции учет в торговле.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

            Тема:10 Особенности организации бух. учета в торговле

1. Особенности  бух. учета в торговле

-1.1- Значение  и задачи бух. учета в торговле

              Торговые операции, осуществляемые  торговыми и другими субъектами, отражают экономический процесс перехода продукта из сферы обращения в потребление физическим и юридическим субъектам.

              Специфика бух. учета хоз. операций  в сфере обращения по сравнению  с производством обусловлена  особенностями, технологического  процесса и системой уплаты НДС. В торговле товары приобретаются у поставщиков для последующей продажи (оптовые), либо реализация непосредственно населению (розничные торговые организации).

              В современных условиях, когда  многие предприятия занимаются  многопрофильной деятельностью, повышается роль бух. учета и его знание становится необходимым не только бухгалтерам, но и менеджерам и руководителям. Поэтому операций позволяет предприятию оперативно влиять на скорость оборота торгового капитала, избегать затоваривания, находить оптимальную рыночную нишу для работы, соблюдать требования налогового законодательства.

              В основе ведения бух. учета  в торговле лежат следующие  задачи:

  1. Организация системы товародвижения
  2. Контроль товарооборота предприятия
  3. Единство оценки и проверка правильности цен на товары
  4. Правильное отнесение затрат торгового предприятия на издержки обращения (расходы по реализации)
  5. Обеспечение сохранности товарно-материальных запасов и денежных средств
  6. Периодическое и качественное проведение инвентаризации
  7. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия.

                     

                                                                Учет приобретения товаров.

- Особенности и  порядок составления хозяйственных договоров.

              Заключение хоздоговоров обычно  возлагается на Юридическую службу  предприятия т.к. договор –  юридический документ. Но разработка  некоторых пунктов договора, таких  как форма оплаты, виды расчетов  и платежей, размер штрафных санкций, применение терминов “начислить”, “зачислить” и “перечислить” требует профессионализма финансиста. Возникает необходимость профессионально грамотно оформлять касающиеся фин. вопросов пункты договора, осмысливать их с точки зрения выгодности, предвидеть последствия его выполнения и отражения на фин. состоянии организации.

              Договоры в целом, подразделяются  на следующие группы:

  1. Договоры нейтральные к бух. учету, т.е. исполнение которых не влечет составления бух. записей (предварительный договор), что в будущем стороны обязуются заключить соглашение о передаче имущества, выполнении работ и оказании услуг; договоры о сотрудничестве, в которых не предусматривается какие-либо материальные обязательства.
  2. Простые договоры, составление которых влечет за собой проведение бух. записей, это договор поставки, купли-продажи, оказания услуг, связные с реализацией благ и поступлением денежных средств.
  3. Сложные договоры – договоры, порядок исполнения которых в каждом конкретном случае связан со специфическим бух. оформлением (договор о совместной деятельности).

              На практике очень часто, все  виды договоров объединяют в  один, что может повлечь за  собой различного рода налоговые  нарушения, которые выявляют налоговые  органы. Поэтому бухгалтеру следует помнить, что заключая:

А) Договор  купли-продажи (поставки), оприходование  ценностей должно отражаться на балансовых счетах

Б)  Договор  комиссии на продажу товаров поступившие  ценности должны быть отражены на за балансовом счете 004 “Товары, принятые на комиссию”

В)  Договор  на переработку давальческого сырья, используется за балансовый счет 003 “Материалы, принятые в переработку”.

              Заключая договор важно определиться  со следующими вопросами:

  1. За счет, каких источников будет осуществляться оплата?
  2. Существуют ли спец условия, связанные с возникновением издержек т.к. некоторые затраты относят на стоимость только при соблюдении особых условий (наличие лицензии на осуществление соответствующей деятельности)
  3. Какой корреспонденцией счетов, и какого показателя налоговых расчетов отразятся данные договора
  4. В какой сумме следует показать в бух. учете и отчетности операция по реализации договоров.

              Для этого бухгалтеру надо  решить ряд вопросов:

  1. Когда возникает момент перехода права собственности к продавцу следует формировать в учете обороты по реализации, переданной покупателю продукции?
  2. В какой момент отражать покупателю приобретенную продукцию на своем балансе и какую дату следует считать датой окончания расчетов по договору?
  3. Оказывает ли покупатель продавцу услуги по хранению товара до его оплаты, являются ли они для него оборотом по реализации?
  4. Куда отнести суммы НДС, закрепленные в стоимости товара (работ, услуг)

              Другой юридический аспект в  работе бухгалтера – это оформление документов в соответствии с действующим положением о бух. учете т.к. возникновении споров, предъявлении исков, при арбитражных судах требуются копии документов, подлинники. Действительными считаются только документы, имеющие все обязательные реквизиты: типовой номер формы, название документа, дата составления, краткая запись содержания хоз. операций, суммовая оценка, место формирования, фамилии и подписи исполнителей.

              Часто используемыми субъектами  в их текущей производственно-хозяйственной деятельности является договор купли-продажи и договор поставки.

              Особенности заключения данных  видов договоров во многом  зависит от составляющего основу  предмета сделки. Поэтому, исходя  из содержания договоров купли-продажи  (поставки) их подразделяют на:

  1. Договор купли-продажи (поставки) продукции (розничной, оптовой).
  2. Договор купли-продажи (поставки) товаров, имущества, акций, транспортных средств и т.п.

              В целом составление таких  договоров обладает сходной структурой, хотя, отдельные статьи могут принципиально отличаться.

              Для бухгалтера, нужно знать, кто  выступает в роли субъекта  сделки, т.е. кто, является покупателем  или продавцом. Если субъектом  договора является покупатель, приобретающий  ТМЗ, то бухгалтер должен определить степень достоверности данных стоимости приобретенных товаров. Кроме того, необходимо исчислить затраты, связанные с приобретением, и правильно отнести их на соответствующие счета. Бухгалтер должен определить, является ли заключаемый договор купли-продажи обычным договором или договором купли-продажи в кредит (пункт 6 договора).

              Если предполагается производить  оплату через какое-то время  после передачи товара покупателю  единовременным платежом, то речь  идет о договоре купли-продажи в кредит с условием об отсрочке платежи, если оплата будет производиться частями, то – о договоре купли-продажи в кредит с условием о рассрочке платежа.

              Особое значение имеет пункт  по уплате процентов на сумму,  соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом, и определяется договором (любой размер %). Кроме этого, стороны могут предусмотреть договорную неустойку за неисполнение или не надлежащее исполнение покупателем обязанностей по оплате товара. В договоре можно также предусмотреть и требование о возврате товара, независимо от размера суммы полученных от покупателей платежей при нарушении тех или иных обязательств (чтобы защитить интересы и усилить гарантию по оплате товаров, проданных в кредит)  

                            Порядок документного оформления поступления товаров. 

              В основе деятельности каждого  товарного предприятия лежит  процесс приобретения товара  для их последующей продажи.  Бух. учет операций по приобретению  товаров должен решить следующие задачи:

  1. Определяется, в чьей собственности находятся товары
  2. Кто является продавцом товара
  3. Для какой продажи (оптовой или розничной) приобретаются товары
  4. Местонахождение товара в торговом предприятии
  5. Нужна ли тара для упаковки товара
  6. Как учитывается НДС при приобретении товара

              При решении первой задачи  важно знать, что если:

  1. приобретенные товары являются собственностью торговых предприятий, то их стоимость отражается на балансовом счете №222 “Товары приобретенные”
  2. если товары не являются собственностью предприятия, но находятся на его территории учитывается на за балансовых счетах 002 “Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение” 004 “Товары, приятные на комиссию”

              В зависимости от того, кто  является продавцом товара, расчеты отражаются на счетах:

№671 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

№351 “Авансы, выданные под поставку товарно-материальных ценностей”

№333 “Задолженность работников и др. лиц” (подотчетные  лица).

              При решении 3 задачи предполагается, что п.п. оптовой и розничной торговли ведут учет по покупным ценам.

              Четвертая задача требует четкой  организации учета товара по  местам его хранения или нахождения, здесь рекомендуется использовать  субсчета к счету №222

№222/1 – товары на складах

№222/2 –  товары в розничной торговле.

              Постановка и решение 5 задачи  в настоящее время упрощается, т.к. многие виды тары являются  включаемыми в стоимость товара  и отдельно не учитывается.  А тара, которая подлежит возврату  поставщикам или таро собирающим организациям, учитывается на отдельном субсчету к счету №222 “Тара под товаром и порожняя” или счете №204 “Тара”

              Шестая задача важна при расчетах  с бюджетом по НДС, т.к. здесь  часто возникают неувязки и  проблемы при исчислении налогооблагаемой база и фактической уплате НДС. По приобретенным товарам НДС учитывается на счете №331, при реализации – на счете №633.

              Поставщик, отгружая товары, выписывает  документы 2 видов:

  1. Товарные – счета-фактуры, товарно-транспортные накладные.
  2. Расчеты – платежное требование, платежное требование-поручение, платежные поручения.

              Товарные документы сопровождают  товары на всем пути их следования  от поставщика до конечного  получателя.

Расчетные документы представляются в банк и служат основанием для расчетов за товары.

              Счет фактура выписывается в  тех случаях, когда перечень  отгружаемых товаров велик, в  4-экземплярах:

1-ый  остается у поставщика

2-ой  предназначен покупателю

3-ий  и 4-ый прилагается к расчетным документам для передачи в банк.

              Товарно-транспортная накладная  выписывается в основном при  доставке автомобильным транспортом  (в 4-5 экз.). В зависимости от  особенностей товаров к товарным  документам могут прилагаться  специфические документы – качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов; документы, подтверждающие массу или количество товаров, упаковочные ярлыки и другое. При доставке ж/д транспортом органы выписывают:

- получателю  товара – железнодорожную накладную.

- поставщику  – грузовую квитанцию.

Если  расчеты за товары производятся после  их отгрузки (получения), то поставщик  выписывает платежные требования, если происходит предварительная оплата, то покупатель выписывает платежное  поручение.

              Поступившие от поставщиков сопроводительные  товарные документы покупатель  записывает в книгу регистрации  счетов поставщиков. Товарные  и расчетные документы должны  быть тщательно проверены (условия  договора поставки по срокам, количеству, ассортименту, качеству и т.д.). Приемка товаров может осуществляться на ж.д. станции, пристани, розничном торговом предприятии. Приемка осуществляется:

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета в торговле