Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - бюджетное финансирование. Задачи данной курсовой работы:

-изучить особенности бюджетного финансировании в различных сферах деятельности;

-выявить и проанализировать его проблемы и недостатки на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………………………..5

1.1 Бюджетное финансирование, его принципы и формы.…………………….….5

1.2 Расходы бюджета и их классификация………………………………………..11

2. Основные направления совершенствования системы

бюджетного финансирования в РФ………………………………………………..14

2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и

непроизводственной сферы………………………………………………………...14

2.2 Финансирование ЖКХ и национальной обороны…………………………....23

2.3 Финансирование управления…………………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………….. 33

Список используемой литературы…………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 75.88 Кб (Скачать)

На реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предлагается дополнительно направить  в 2009 году 12,2 млрд. рублей, в 2010 году - 16,8 млрд. рублей, в 2011 году - 19,9 млрд. руб. [4]. 
 

                               2. Финансирование социальной политики

Во всех странах для решения социальных проблем формируются фонды общественного  потребления. Одним из направлений  использования общественных фондов потребления бюджетных средств  является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам  населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и  др.). Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, находится в зависимости  от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального  производства. Источником формирования государственных фондов, из которых  финансируются мероприятия по соцзащите  населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение  через бюджетную систему и  внебюджетные фонды. 

Пенсионный  фонд. Цель его - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом  за счет средств единого социального  налога, поступающих из федерального бюджета, и страховых взносов  предприятий всех форм собственности, работников, работающих по найму, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии. Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

Фонд  социального страхования Российской Федерации - второй по величине фонд. Цель его - финансирование выплат пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу  за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда социального  страхования РФ служат: страховые  взносы предприятий и организации  всех форм собственности в размере 5,4% от величины начисленной оплаты труда; ассигнования из республиканского бюджета РФ; добровольные взносы юридических  и физических лиц и др.

Бюджетные ассигнования - один из важных источников этих социальных фондов. Бюджетные  средства поступают в эти фонды  главным образом в виде взносов  бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды  могут также направляться бюджетные  дотации. 

Наиболее  крупные ассигнования из бюджета  выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения (12%), социальную помощь (16%), пенсии военнослужащим (16%) и работникам правоохранительных органов (10%). Из общей суммы бюджетных  средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через  региональные (40%) и местные бюджеты (20%). За счет средств федерального бюджета  финансируются в основном пенсии военнослужащим и работникам правоохранительным органам, а также расходы на осуществление  миграционной политики. 

За счет региональных бюджетов финансируются  главным образом учреждения соцобеспечения, социальная помощь, прочие мероприятия  социальной политики, молодежная политика, пособия гражданам, имеющим детей. Эти средства используются для строительства  и содержания домов-интернатов для  престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, для их обучения и трудового устройства, оказания им санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям, на проведение и др.

Важное  место в расходах федерального бюджета  на осуществление социальной политики занимает финансирование федеральных  программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних", "Организация летнего отдыха детей" и др.

Наибольший  объем средств территориальных  бюджетов, направляемых на осуществление  социальной политики, ассигнуется на содержание учреждений социального  обеспечения и на социальную помощь населению. Эти средства используются на следующие цели:

-социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми. В том числе на выплату пособий, доплат и компенсаций, на оказание натуральной помощи, организацию досуга детей, на льготы, предоставляемые семьям с детьми;

-социальная поддержка пожилых граждан. В том числе материальная поддержка, оказание социальной помощи, натуральная помощь;

-социальная поддержка инвалидов (материальная помощи предоставление льгот);

социальная  поддержка молодежи. В том числе  на укрепление здоровья, материальную помощь, мероприятия по молодежной политике, содействие занятости трудоустройству. 

Правительство РФ в пределах средств, предусмотренных  по разделу "Национальная экономика" функциональной классификации расходов бюджетов РФ на мероприятия в топливно-энергетической области, направляет средства в сумме  не менее 750 000,0 тыс. руб. на дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные  пенсии) для уволенных и увольняемых  работников ликвидируемых организаций  угольной промышленности, имеющих право  на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих  сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей и шахтостроительных организациях.

Основной  характеристикой федерального бюджета  будет оставаться его социальная ориентированность. Бюджетные ассигнования на эти цели на 2009 год планируются  в размере 302,2 млрд. рублей, в 2010 году - 335,6 млрд. рублей, в 2011 году - 304,7 млрд. рублей. В 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, что превысит уровень 2007 года в 1,7 раза. Средний размер трудовой пенсии превысит прожиточный  минимум пенсионера более чем  в 1,5 раза (не менее 5500 рублей). В федеральном  бюджете на 2009-2011 годы будут также  предусмотрены средства на индексацию пособий гражданам, имеющих детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами. Предусмотрены  бюджетные ассигнования на продолжение  реализации демографической программы, а также приоритетных национальных проектов. В составе бюджетных  ассигнований учтено увеличение фондов оплаты труда работникам федеральных  бюджетных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, в 2009 году на 89,9 млрд. руб., в 2010 году на 87,8 млрд. руб. и в 2011 году на 95,2 млрд. руб. с одновременным переходом  на новые системы оплаты труда, предусматривающие  более тесную увязку оплаты труда  с результатами деятельности работника  и учреждения в целом. 

             3. Финансирование образования, здравоохранения и спорта 

В Российской Федерации в настоящее время  действуют государственные, муниципальные  и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных  бюджетов и за счет личных средств  граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется  из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются  из местных бюджетов. 

Расходы на образование и подготовку кадров - самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов  РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах - более 30%. В  расходах региональных бюджетов она  составляет примерно 7%. 

Из общей  суммы расходов территориальных  бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных  учреждений, на втором месте дошкольные учреждения - 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное  и среднее профессиональное образование  и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть  средств (97%) направляется на текущее  содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения. 

Финансовое  обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие  параметры, заложенные в Законе РФ "Об образовании": финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение  финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального  дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета. Однако в настоящее время  эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования  зависит от величины бюджетных доходов.

Бюджетная политика в сфере образования  будет направлена на развитие инновационной  деятельности, предусматривающей, в  том числе дальнейшее развитие сети федеральных университетов, модернизацию высшего профессионального образования  на основе интеграции науки, образования  и производства, подготовки квалифицированных  кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на эти цели в 2009 году составит 409,9 млрд. рублей с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,2 раза, в 2010 году - 443,3 млрд. рублей, в 2011 году - 453,2 млрд. рублей. Кроме того, планируется направить бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий и субвенций в сфере образования соответственно 36,2, 30,6 и 31,3 млрд. рублей.

Развитие  здравоохранения предусматривает  его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения  лечебным учреждениям средств в  зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим  законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения  на основе программно целевых методов  планирования с постепенным внедрением медицинского страхования. В настоящее  время модель финансового обеспечения  здравоохранения включает бюджетные  ресурсы, ресурсы фондов обязательного  медицинского страхования, фондов медицинских  страховых организаций и другие источники. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых  программ обеспечения населения  медицинской помощью при этом ведущим направлением определены:

-обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи;

-развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;

-оптимизация существующих и внедрения новых медицинско- хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли;

-формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений. 
 
 
 

4.Финансирование культуры, искусства, науки и охраны окружающей среды

В целях  поддержания и роста культурного  уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В  России в соответствии с Законом  РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства РФ о культуре" объем средств, направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных  бюджетов.

Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные  бюджеты. Их доля в консолидированном  бюджете России превышает 77%. При  этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных - 32%. Такое распределение  средств обусловлено тем, что  за счет местных бюджетов финансируются  самые массовые учреждения культуры (общедоступные библиотеки, музеи, дворцы, дома культуры и клубы). За счет региональных бюджетов финансируются объекты  республиканского областного значения (крупные библиотеки, театры, организации, памятники истории и культуры). Если бюджетное финансирование музеев, библиотек, дворцов культуры осуществляется по полному перечню статей расходов, то для театров, концертных организаций, цирков, организаций, кинематографии бюджетные  ассигнования выделяются главным образом  в виде субсидий и средств на капитальный  ремонт. В виде бюджетных субсидий оказывается также поддержка  средствам массовой информации (телерадиовещанию, периодической печати, издательствам). 

Одним из важнейших аспектов сохранения и  развития человеческого капитала является расширение возможностей духовного  развития, удовлетворение потребности  в досуге и творчестве, обеспечение  доступа к культурному наследию. Доля федерального бюджета в финансировании данного направления расходов составит в 2009 году 29,3% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации". Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составит 108,3 млрд. рублей, что  на 15,6% больше по сравнению с текущим  годом, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Для более эффективного использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено через федеральные целевые программы, например таких, как:

Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ