Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - бюджетное финансирование. Задачи данной курсовой работы:

-изучить особенности бюджетного финансировании в различных сферах деятельности;

-выявить и проанализировать его проблемы и недостатки на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………………………..5

1.1 Бюджетное финансирование, его принципы и формы.…………………….….5

1.2 Расходы бюджета и их классификация………………………………………..11

2. Основные направления совершенствования системы

бюджетного финансирования в РФ………………………………………………..14

2.1 Финансирование важнейших отраслей экономики и

непроизводственной сферы………………………………………………………...14

2.2 Финансирование ЖКХ и национальной обороны…………………………....23

2.3 Финансирование управления…………………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………….. 33

Список используемой литературы…………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 75.88 Кб (Скачать)

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской.

Более подробно определим роль государства  как кредитора, заемщика и гаранта.

Государственный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  и физическим лицам на возвратной и возмездной основах [БК РФ, ст.6].

Как экономическая  категория он охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и  управления, с одной стороны, и  физических и юридических лиц - с  другой. 

Государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита  и несет признаки как тех, так  и других.

Государственное заимствования РФ определяют как  займы и кредит, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В  результате заемной деятельности образуется государственный долг. Для покрытия бюджетного дефицита РФ длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства.

В зависимости  от валюты, в которой выпускаются  займы, БК РФ делит их на две группы - внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

Государственные внутренние заимствования РФ - это  займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ [БК РФ, ст.110].

Кредиторами по внутренним займам преимущественно  выступают физические и юридические  лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может  приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в  национальной валюте. Для привлечения  средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного  поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Государственные внешние заимствования - это займы  и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте [БК РФ, ст.108].

В тех  случаях, когда государство берет  на себя ответственность за погашение  займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.

Государственные или муниципальные гарантии - это  способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу, которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации  или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство  отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная  гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. 

В отличие  от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор); сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно  приводит к их изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме рассчитался  по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных  гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные  гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влечет за собой рост расходов бюджетных средств [7,c.222-230]. 

                            1.2 Расходы бюджета и их классификация 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств  централизованного фонда денежных средств государства по различным  направлениям.

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В первую очередь применяется экономическая  классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные  расходы.

Текущие расходы представляют собой часть  расходов бюджета, обеспечивающих текущее  функционирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы  включают затраты на государственное  потребление, текущие субсидии нижестоящим  органам власти, государственным  и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы  в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете  или бюджете расходов и доходов.

Капитальные расходы бюджета - эти денежные затраты  государства, связанные с финансированием  инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций, в действующие и вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Важное  значение имеет функциональная классификация  расходов бюджета, отражающая сферы  общественной деятельности, в которые  направляются денежные средства.

Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или  юридическое лицо, получающее бюджетные  ассигнования [6,c 122-135].

Код классификации  расходов бюджетов состоит из:

1) кода  главного распорядителя бюджетных  средств; 

2) кода  раздела, подраздела, целевой статьи  и вида расходов;

3)кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень  главных распорядителей средств  федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается  законом о соответствующем бюджете  в составе ведомственной структуры. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные  вопросы; 

2) национальная  оборона; 

3) национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность;

4) национальная  экономика; 

5) жилищно-коммунальное  хозяйство; 

6) охрана  окружающей среды; 

7) образование; 

8) культура, кинематография, средства массовой  информации;

9) здравоохранение,  физическая культура и спорт; 

10) социальная  политика;

11) межбюджетные  трансферты;  

2. Основные  направления совершенствования  системы бюджетного финансирования    в РФ

2.1 Финансирование  важнейших отраслей экономики  и непроизводственной сферы

                  1.Финансирование важнейших отраслей экономики

Проведем  сравнительный анализ расходной  части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (см. прил.1).

Бюджетные ассигнования в условиях рыночной экономики  призваны обеспечить решение крупных  и важных государственных задач, к основным из которых следует  отнести следующие:

-финансирование приоритетных направлений, связанных с развитием высоких технологий и производством конкурентно способной продукции в области авиастроения, энергомашиностроения, включая атомную промышленность;

-поддержка научно-технического уровня военно-промышленного комплекса и совершенствования технологий двойного назначения;

-поддержка реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

-концентрация инвестиционных ресурсов на объектах с высокой степенью готовности в сфере незавершенного строительства;

-оказание поддержки агропромышленному комплексу для обеспечения преодоления спада и создание рыночных механизмов в сельском хозяйстве;

-создание условий для развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры. 

Для решения  этих задач органы государственной  власти имеют возможность использовать различные формы поддержки. Прежде всего, это прямое финансирование государственной  собственности - инвестиции в государственные  унитарные и казенные предприятия. Такая форма поддержки не требует  принятия дополнительных мер, связанных  с оформлением прав собственности, поскольку деньги вкладываются в  государственный сектор.

Долевое участие в финансировании инвестиционных проектов негосударственного сектора  предполагает обязательное оформление доли государственной собственности  во вновь создаваемом или модернизируемом  предприятии. Инвестиционные кредиты  из бюджета на финансирование инвестиционных проектов выделяются, как и банковские кредиты, на возвратной и возмездной основе. Привлекательность таких  кредитов связана с более низкими  ставками, поскольку государство  имеет возможность получать в  последующем налоговые платежи  и компенсировать потери из-за низких ставок. 

Применение  отдельных форм поддержки или  их сочетание позволяет государству  оказывать существенную поддержку  экономики страны или отдельных  отраслей. В условиях рыночной экономики  сфера материального производства призвана быть самодостаточной. Это  в первую очередь относится к  промышленности и энергетике. Что  касается строительства, то данная отрасль  требует капитальных затрат, результаты от которых будут проявляться  после введения объекта в строй. Причем результаты могут быть разными. Если строится предприятие, то в последующем  оно поступлением налогов компенсирует вложенные средства, а если учреждение, то его последующее содержание потребует  выделения средств и в дальнейшем. Один из важнейших секторов экономики - агропромышленный комплекс (АПК) как  жизнеобеспечивающий - имеет специфические  особенности, которые обусловливают  необходимость его государственной  поддержки и регулирования.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на национальную экономику  в 2009 году составит 1 024,0 млрд. рублей с  увеличением по сравнению с 2008 годом  в 1,3 раза, в 2010 году -1 175,3 млрд. рублей, в 2011 году - 1 392,4 млрд. рублей. В целях  подготовки к проведению Олимпийских  игр 2014 года в 2009 году будут предусмотрены  ассигнования на имущественный взнос  в государственную корпорацию "Олимпстрой" в объеме 65 млрд. руб., в 2010 году - 10,7 млрд. руб., в 2011 году - 9,3 млрд. руб. 

В рамках федеральной целевой программы "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года" предполагается выделение средств  федерального бюджета на развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском  регионе. Дополнительно на реализацию указанной программы предлагается направить в 2009 году 25,8 млрд. рублей, в 2010 году - 31,7 млрд. рублей и в 2011 году 102,5 млрд. рублей.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования в РФ