Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки

Автор: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

В международной практике наиболее распространено третье определение: аудит - это деятельность, направленная на уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для ее пользователей. Под информационным риском понимают риск, который может получиться в связи с подтвержденной отчетностью (или это вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения).

Работа содержит 1 файл

Осн этапы и порядок проведения аудиторской проверки.docx

— 92.44 Кб (Скачать)

       По  итогам проведенной аудиторской  проверки аудиторская фирма представляет Письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта. В отличие от аудиторского заключения она имеет более ограниченный круг пользователей – руководство (собственников) экономического субъекта.

       Некоторые аудиторские фирмы предоставляют  заказчику первоначальный вариант  аудиторского отчета для обсуждения содержания. Это предотвращает недоразумения  в формулировках и содержании аудиторского отчета.

       Цель  отчетов состоит в том, чтобы  прокомментировать те недостатки в  учетных записях, системах учета  и контроля, которые могут привести к значительным ошибкам и соответственно исказить отчетность; дать конструктивный советы; определить, что может иметь  значение для будущих аудиторских  проверок.

       Согласно  стандартов отчетности, информация, представленная в отчетах, должна быть четкой и ясной, надежной и компетентной, а также  независимой, объективной, правдивой  и конструктивной, содержать руководство  к действию. 

       2.2 Порядок проведения аудиторской проверки 

       Аудиторская проверка включает в себя сбор и  анализ информации, необходимой для  оценки достоверности финансовых отчетов  и бухгалтерского баланса. Процедуру проверки изначально необходимо начинать с изучения учредительных документов, устава организации, характера и содержания его уставной деятельности. Затем следует сравнить деятельность организации с той, которая предусмотрена учредительными документами или уставом, и выявить отклонения и нарушения, если они имеют место. При этом необходимо поставить в известность руководство организации и предложить ему внести дополнения и изменения в устав организации и перерегистрировать его в соответствующих государственных органах.

       Если  в организации проводится аудиторская  проверка повторно одной и той  же фирмой, и характер ее уставной деятельности не претерпел изменений, аудит начинается с анализа показателей годового отчета и предварительной оценки полноты и правильности составления  бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

       Затем аудитор внимательно анализирует  весть отчетный период записи в Главной  книге. В случае сомнительной корреспонденции  счетов или обнаружения неправильных сумм он должен запросить соответствующие  учетные регистры и первичные  документы, на основании которых  сделаны записи.

       При проверке первичной документации и  записей в учетных регистрах  аудитор должен исходить из следующих  требований:

  • полнота учета. Проверяя формирование и расчет отдельных показателей, например, прибыли или себестоимости, аудитор должен исходить из того, все ли расходы учтены в составе затрат на производство продукции или в составе коммерческих расходов из всей совокупности хозяйственных операций;
  • точность записей. Она означает, что аудитор должен проверять правильность записей хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, так как от этого зависит точность формирования показателей баланса, финансовой отчетности и др.;
  • верность стоимостных оценок. Которая в значительной степени влияет на размер активов и пассивов организации. Оценка хозяйственных средств часто определяется субъективными факторами, поэтому аудитор должен строить свою работу с учетом требований верности стоимостных оценок активов и пассивов баланса в соответствии с действующими положениями и указаниями по ведению бухгалтерского учета;
  • объективность. Аудитор, проверяя активы, должен быть уверен, что приведенные в балансе статьи отражают действительное наличие производственных запасов, реальное состояние дебиторской задолженности и т.д.;
  • соблюдение границ учетного периода. В практической деятельности аудитор должен строить свою работу таким образом, чтобы быть уверенным в том, что расходы и доходы организации правильно разграничены между учетно-отчетными п6ериодами (например, расходы, произведенные в отчетном периоде, относятся к будущим отчетным периодам; доходы полученные (начисленные) в отчетном периоде, однако, относятся к будущим отчетным периодам);
  • соблюдение прав и обязательств. Аудитор должен выяснить, отражены ли на счетах бухгалтерского учета и в балансе все юридически оформленные в отчетном периоде финансовые и расчетные взаимоотношения организации (например, расчеты векселями, по авансам, выданным или полученным и др.);
  • открытость сведений. Выполнение этого требования означает, что аудитор не должен сомневаться в том, что отдельные хозяйственные операции не отражены на бухгалтерских счетах и в учетных регистрах.
  • правильность формирования, учета и исчисления показателей себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли. При этом проверяют все калькуляционные статьи, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг). По материальным и трудовым затратам нужно проверить документальную обоснованность записей в учетных регистрах, правильность составления первичных документов, законность и реальность отраженных в них хозяйственно-финансовых операций. Большую роль играет проверка правильности распределения косвенных расходов и точности исчисления себестоимости отдельных видов продукции.

       После проверки первичной документации сплошной проверке подвергаются все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Документы по учету материальных ценностей и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда могут анализироваться выборочно.

       При проверке прибыли изучают, соблюдается ли действующий порядок формирования и распределения балансовой прибыли, исчисленной с учетом внереализационных доходов и расходов, правильность и своевременность платежей в бюджет из прибыли и отчислений от прибыли в различные фонды и резервы. Проверяют также обоснованность распределения суммы прибыли, оставшейся в распоряжении организации, между учредителями и акционерами.

       Проверяя  достоверность показателей финансовой отчетности сопоставляют данные финансовых отчетов, бухгалтерского баланса, регистров синтетического и аналитического учета.

       Для окончательного получения выводов  о достоверности или недостоверности  показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса во внимание принимаются выявленные отклонения в учете, факты не отражения или отражения в учете в искаженном виде отдельных хозяйственных операций. Результаты выполнения аналитических процедур, а также анализа необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов фиксируются в рабочей документации аудитора и служат основой для составления заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

       Вместе  с тем, в ходе проверки, аудиторская  организация должна оценить согласованность  и взаимодействие всех экономических  служб предприятия (организации): бухгалтерии, финансового, планово-производственного отделов, отделов снабжения, сбыта, службы маркетинга, если таковые имеются в структуре предприятия (организации).

       Если  согласованность действий экономических  служб недостаточна, то аудитору следует  аргументировано оценить негативные последствия такого не удовлетворительного  взаимодействия и предложить руководству  предприятия (организации) ряд мер  по улучшению ситуации. Аудиторская проверка должна сопровождаться внесением аудитором руководству организации предложений и пожеланий по улучшению учета и внутреннего аудита.

 

    

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

       С того времени, как в Республике Беларусь возник и начал развиваться аудит, возникли и проблемы оценки его качества, меры по обеспечению этого качества, а также ответственность аудиторов  в случае его несоблюдения.

       Одним из наиболее важных вопросов на современном  этапе является определение критериев  качества аудита. Обычно в зарубежной практике качественным признается такой  аудит, который соответствует принятым в соответствующей стране стандартам и принципам работы.

       В настоящее время на основе Международных  стандартов аудита разработано 38 республиканских  правил аудиторской деятельности, содержащих соответствующие требования и принципы проведения аудита.

       Республиканские правила аудиторской деятельности максимально приближены к Международным  стандартам аудита, при этом ряд  республиканских правил включают дополнительные нормы и положения, соответствующие  законодательству Республики Беларусь.

       Международной практикой подтверждается необходимость  определения органами надзора качества управления хозяйствующим субъектом, в том числе посредством привлечения внешних аудиторов, в целях определения его соответствия характеру и объему деятельности. Необходимо отметить, что надзорные органы и внешние аудиторы в своей деятельности сталкиваются с одинаковыми проблемами, и их деятельность воспринимается как взаимодополняющая.

       14 января 2010 г. Была зарегистрирована Ассоциация аудиторских организаций. В настоящее время в нее входят 27 компаний, в которых работает 209 аудиторов, среди них: ОДО «АудитПрестиж», АООО «Аудитэл», ЗАО «АудитКонсульт», ООО «Абсолютаудит», ООО «АудитБизнесКонсалт», ООО «Аудитинформ», ООО «Аудит и управление», ЧУП «АвальАудит», ООО «Аудиткомсервис», ООО «Ажур-Аудит», ООО «БелАудитАльянс», ЧУП «Внешаудит», ООО «ГлобалАудит», ООО «Дикса-аудит», ОДО «КлассАудит», ООО «КвалитетАудит», ООО «Фирма «Могилеваудит», АООО «Профитаудит», ООО «Партнераудит», ОДО «Промаудит», ООО «Силар», ООО «Силар плюс», ООО «Финансовая Гавань», ЧУП «Царев и партнеры», ООО «ЭСЭЙ», ООО «Эксперт-Эко», ООО «Юрисаудит».

       17 марта 2010 года данной ассоциацией была подписана Концепция развития аудита в Республике Беларусь, в которой были высказаны концептуальные подходы к развитию национального аудита. В данной концепции было предложено:

  1. объединить аудиторов в единую общественную организацию, способную установить единые правила регулирования аудиторского рынка,
  2. осуществить разработку методологии национального аудита,
  3. внедрить новые технологии,
  4. соответствовать требованиям международных стандартов аудита.

       При этом основанием для успешной реализации концепции является внедрение разработанных белорусскими учеными технологий оценки качества аудита, механизма противодействия недобросовестной конкуренции, критериев проведения тендеров и построения аудиторского рейтинга. Где механизм проведения тендеров представляется в виде ввода единых для всех и доступных для контроля показателей в закрытую от внешнего воздействия программу. Оценка качества ориентирована на пользователей отчетности и возможность контроля всех проводимых аудиторами проверок. Реальное повышение качества будет обеспечиваться методологией, позволяющей осуществить выполнение национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудита. Реализация новых технологий позволит зафиксировать пределы ответственности аудиторов, обосновать параметры аудита (трудоемкость, существенность, риски) при заключении договоров, оперативно контролировать соблюдение законодательства.

       Так же в концепции было предложено распределить функции государственного и общественного регулирования аудита, которое будет основано на обобщении опыта развитых государств, в которых управление аудитом осуществляется общественными организациями, либо государством и общественными организациями.

       Функции государственного регулирования:

    • определение субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту;
    • ведение контрольного реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
    • утверждение национальных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    • утверждение единой системы проведения тендеров на аудит.
    • установление ограничений допуска аудиторов к обязательному аудиту;
    • организация условий для подготовки кадров по МСФО и МСА;
    • обобщение статистической отчетности аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
    • иные, установленные законодательством функции.

       Функции общественного регулирования:

  • контроль качества аудита и контроль выполнения аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь;
  • разработка и внедрение методологического обеспечения национальных и международных стандартов аудита;
  • обеспечение финансовой устойчивости национальных аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
  • представление интересов аудиторов в органах исполнительной и законодательной власти;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства и внесение их в органы государственной власти;
  • унификация рабочей документации аудиторов с целью снижения затрат времени на выполнение работы и контроль;
  • разработка единых требований к содержанию договоров оказания аудиторских услуг с целью предотвращения недобросовестной конкуренции и упрощения контроля;
  • использование единых методик расчета трудоемкости аудита с целью реализации национальных правил и МСА на этапе планирования;
  • разработка и внедрение системы аттестации и повышения квалификации аудиторов, основанной на знании современной методологии аудита, МСА;
  • разработка системы показателей и методов их обработки для проведения тендеров на аудит с целью минимизации мошенничества;
  • ведение реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
  • досудебное урегулирование споров между аудиторами и заказчиками;
  • внедрение методики построения рейтинга аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, приближенной к международным стандартам;
  • обеспечение взаимодействия аудиторских организаций (аудиторов — индивидуальных предпринимателей) и координация их деятельности при совместном проведении аудита;
  • разработка механизма, обеспечивающего равные экономические условия деятельности аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
  • организация взаимодействия с органами государственного и внутреннего контроля министерств и ведомств [24].

Информация о работе Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки