Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки

Автор: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

В международной практике наиболее распространено третье определение: аудит - это деятельность, направленная на уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для ее пользователей. Под информационным риском понимают риск, который может получиться в связи с подтвержденной отчетностью (или это вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения).

Работа содержит 1 файл

Осн этапы и порядок проведения аудиторской проверки.docx

— 92.44 Кб (Скачать)

       В целях получения более глубоких доказательств информации, содержащейся в документах, аудитор должен применять  процедуру прослеживания, в ходе которой аудитор отбирает первичные документы и движется вперед по системам учета, чтобы найти заключительную корреспонденцию счетов и убедиться в том, что хозяйственные операции отражены в бухгалтерском учете должным образом.

       Подготовка  альтернативного баланса используется для получения доказательств  о реальности и полноте отражения  в учете готовой продукции (выполненных  работ, оказанных услуг). Для этого  аудиторская организация может  составить баланс из израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции. Это позволяет  выявить отклонения от нормативов расхода  сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и  тем самым убедиться в достоверности  исчисления финансового результата.

       Аналитическая процедура представляет собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей  проверяемого учреждения с целью  выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение их причин.

       Аналитические процедуры способствуют выявлению в отчетности существенных искажений и других финансовых проблем. Выводы, сделанные в результате таких процедур, позволяют прийти к заключению о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом или выявить области, требующие дополнительных аудиторских процедур.

       Выполнение аналитических процедур способствует определению областей потенциального аудиторского риска и может помочь определить необходимость, характер, время выполнения последующих аудиторских проверок.

       В процессе проведения аудита могут применяться  следующие аналитические процедуры: сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с плановыми (сметными) показателями; сопоставление фактических показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за различные периоды; сопоставление финансовой и нефинансовой информации; сопоставление показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями.

       Аналитические процедуры должны выполняться на протяжении всего процесса аудита. Выполнение аналитических процедур условно можно разделить на четыре основные этапа: определение целей, выбор вида, выполнение и анализ результатов выполнения.

       Вид аналитических процедур зависит  от целей их проведения, доступности  и достоверности информации, необходимой  для их проведения, вида деятельности субъекта, профессионального суждения аудитора [9, c.5].

       Результаты  планирования, выполнения аналитических  процедур, а также анализа необычных  или неверно отраженных в бухгалтерском  учете фактов фиксируются в рабочей  документации аудитора и служат основой  для составления заключения о  достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

       Отдельно  следует остановиться на методах  аудита систем компьютерной обработки  данных (далее по тексту - КОД).

       Применение  аудируемым лицом системы КОД  существенно влияет на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, внося в них дополнительные риски:

  • концентрация управленческих, контрольных и исполнительских функций у ограниченного числа работников и, как следствие, к увеличению вероятности внесения искажений в программы или данные в процессе их обработки и хранения.
  • наличие у персонала, занятого компьютерной обработкой данных бухгалтерского учета, необходимых знаний и навыков, так как вследствие неквалифицированных действий работников повышаются риски, связанные с возможностью искажения и потери данных.
  • несанкционированный доступа к системе КОД.
  • использование нелицензионного программного обеспечения повышает риск искажения данных бухгалтерского учета, поскольку такие программы приобретаются без необходимой пояснительной документации, и не обновляются в плановом порядке.
  • формирование проводок системой КОД самостоятельно, без участия специалистов и без составления первичных документов, что может привести к появлению несанкционированных записей и расчетов, которые сложно обнаружить из-за отсутствия специальных регистров или документов.
  • риск утраты информации вследствие порчи компьютеров и электронных носителей.
  • системы КОД лишена возможности гибкого реагирования на изменения правил учета и условий деятельности аудируемого лица, так как построена на основе ранее заданных алгоритмов.

       При этом системы КОД не допускают технических и счетных ошибок, потенциально они являются более надежными, чем ручные системы, при условии, что все виды операций учтены и введены в систему.

       Внутренний  контроль в условиях применения системы  КОД должен сочетать обычные методы контроля, и специальные программные  средства контроля. Целью внутреннего  контроля за системой КОД является обеспечение достаточной уверенности  в надежности обработки финансовой информации в системе КОД.

       На  этапе планирования аудита аудиторской  организацией оценивается надежность внутреннего контроля за системой КОД, поскольку эффективная система  внутреннего контроля существенно  снижает вероятность искажения  бухгалтерской (финансовой) отчетности.

       Если  аудитор пришел к выводу, что общий  контроль за системой КОД неэффективен, то имеется вероятность возникновения  ошибок и риска их необнаружения  в прикладных программах. Это приводит к необходимости увеличения объема процедур проверки по существу. Если же аудитор убедился, что общий контроль эффективен, то следует переходить к тестированию специального контроля за системой КОД.

       Таким образом, подводя итоги данной главы, следует отметить, что при осуществлении  аудиторских проверок могут использоваться разнообразные методы: от сплошной проверки до использования аудиторской  выборки, сформированной программным  путем методом случайных чисел. Вид аналитических процедур, используемых аудитором, зависит от целей проведения проверки, доступности информации, профессионального суждения аудитора и др. Недостатком при использовании  аудиторами данных методов является отсутствие либо недостаточность имеющихся  автоматизированных аудиторских процедур и большое количество ручной работы.

       Особое  значение приобретает аудит в  среде компьютерной обработки данных (КОД). Внутренний контроль в условиях применения системы КОД должен сочетать обычные методы контроля, применяемые  в отсутствие системы КОД, и специальные  программные средства контроля. Целью  внутреннего контроля за системой КОД  является обеспечение достаточной  уверенности в надежности обработки  финансовой информации в системе  КОД, наличие системы санкционирования и разграничения доступа, наличие  средств мониторинга за действиями пользователей, наличие журнала  электронного аудита. Контроль за программным  обеспечением, который предполагает проверку того, что аудируемым лицом  приобретается или разрабатывается  только адаптированное к требованиям  законодательства Республики Беларусь и эффективное программное обеспечение (лицензионное, сертифицированное)[4, c.2].

 

    

2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ 
 

2.1 Этапу аудиторской  проверки 

       Аудиторская проверка состоит из взаимосвязанных  этапов: предплановая деятельность, планирование аудита, проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, завершение и оформление результатов аудита.

       ЭТАП  1. Предплановая деятельность. Это деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Например, незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

       Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. Изначально следует выяснить, обладает ли аудиторская фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, а по возможности и налоговыми декларациями.

       При смене аудитора руководство организации  обязано предоставить новому аудитору копии отчетов по результатам  аудиторских проверок подготовленных прежним аудитором.

       Принимая  заказ аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги, т.е. проверить:

- имеется  ли необходимое количество квалифицированных  сотрудников для выполнения заказа  в заранее установленные с  заказчиком сроки;

- может  ли фирма в случае необходимости  привлечь к проведению проверки  других специалистов (внутренние  и внешние возможности).

       Аудитор обязан отказаться от предложенного  ему заказа, если он не может гарантировать  выполнение всех указанных условий.

       Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного  заказа: отрасль хозяйственной деятельности заказчика, текучесть сотрудников за последний год, финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем, уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела, соответствие систем бухгалтерского учета, темпы роста производства и их перспективы.

       Иногда  для того, чтобы получить необходимую  информацию о заказчике, в частности, определить возможный риск для аудитора при выполнении предложенного заказа, необходимо провести предварительную  проверку.

       Как правило, новая оценка постоянных заказчиков необходима, если:

  • произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия,
  • имеется уверенность в том, что заказчик умышленно не предоставляет необходимую для проверки годовой бухгалтерской отчетности информацию,
  • имеется судебное решение по отношению к заказчику, по руководящим или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства,
  • участие в деятельности заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.

       Далее аудиторская фирма подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формы представления отчета, степени его ответственности перед клиентом. Данное согласие оформляется в виде договора «на проведение аудита».

       Договор на проведение аудита является основным документом, удостоверяющим факт достижения договоренности между заказчиком и  аудиторской организацией о проведении аудиторской проверки.

       Договор документально подтверждает, что  стороны пришли к соглашению по всем моментам, оговоренным в договоре. Для того чтобы избежать неправильного  понимания сторонами взятых на себя обязательств, условий их выполнения  и принятой степени ответственности, необходимо максимально  ясно оговорить  в договоре  все существенные аспекты взаимоотношений, возникающие  в связи с заключением договора [19, с.142].

       При этом в договоре должны быть обязательно  оговорены следующие пункты:

  1. доступ к любым записям и документам, запрашиваемым в связи с аудитом,
  2. ответственность руководства за полноту предоставленной информации,
  3. вероятность необнаружения существенных ошибок,
  4. форма информации о результатах проведенной аудиторской проверки,
  5. порядок расчета за выполнение работ по проведению аудита.
<

Информация о работе Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки