Автор: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
В международной практике наиболее распространено третье определение: аудит - это деятельность, направленная на уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для ее пользователей. Под информационным риском понимают риск, который может получиться в связи с подтвержденной отчетностью (или это вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения).
1
ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АУДИТА
1.1
Сущность, задачи
и цели аудита
В международной практике в настоящее время отсутствует единое мнение, что такое аудит. Поэтому существуют разные определения аудита.
Одно из определений: аудит - это независимое мнение по поставленному вопросу.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности в нашей стране дается следующее определение аудиту: это независимая лицензионная деятельность, основанная на договорных платных условиях, с целью выявления мнения по поставленному вопросу [3, c.1].
В международной практике наиболее распространено третье определение: аудит - это деятельность, направленная на уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для ее пользователей. Под информационным риском понимают риск, который может получиться в связи с подтвержденной отчетностью (или это вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения).
Наличие различных определений аудита говорит о том, что процесс его становления еще не закончен. В то же время, исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что в каждом из них прослеживается сущность, назначение и цели аудита, заключающегося в основном в подтверждении реальности и достоверности информации финансовой отчетности проверяемого субъекта хозяйствования в интересах третьих лиц [20, с. 36].
За последние 25 лет аудит и аудиторские процедуры непрерывно развивались.
Рассмотрим
истоки возникновения аудита, этапы
его развития в Республике Беларусь.
В Советском Союзе уделялось
особое внимание контролю: в 1917 году одним
из первых принятых декретов был декрет
о рабочем контроле. С 1923 года начал
развиваться государственный
Таким образом, с 1991 года ведет свою историю институт независимого аудита. В 1991 году была образована аудиторская Палата СССР (общественная организация, объединявшая множество аудиторских фирм). В Республике Беларусь в 1992 году образована аудиторская Палата Республики Беларусь, которая существовала до 1999 года. В 1999 году Указом Президента управлению аудита Минфина Республики Беларусь были переданы полномочия аудиторской Палаты: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии; ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм; рассмотрение в пределах своей компетенции жалоб, претензий и др.
В настоящее время в нашей стране существует около 144 аудиторских фирм, индивидуальных предпринимателей - около 564. За 2010 год аудиторскими организациями оказано услуг на сумму 63899 млн.рублей. Аудит в 2010 году был проведен в 5617 организациях. В результате проведения в 2010 году аудита в 3122 организациях установлены нарушения ведения бухгалтерского учета, что составляет 55,6 процентов от количества проаудированных организаций. У 2257 субъектов хозяйствования установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 28 млрд. рублей [25].
С
развитием аудиторских
Подтверждающая стадия аудита
характеризовалась тем, что
Аудит, базирующийся на риске – это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки зрения затрат на проверку.
Системно-ориентированный
Правовая база аудиторской деятельности состоит как из национальных правовых актов, так и внутренних локальных нормативных актов самих хозяйствующих субъектов.
Так, основными документами нашей страны по регулированию аудиторской деятельности являются: Закон об аудиторской деятельности, порядка 25 Правил аудиторской деятельности (в части порядка заключения договоров, определения и оценки существенности и аудиторского риска, лицензирования аудиторской деятельности, планирования аудита, получения аудиторских доказательств, отражения событий после отчетной даты, проверки прогнозной финансовой информации, оценки риска в условиях компьютерной обработки данных, внутреннего контроля качества аудита, допущения о непрерывности деятельности аудируемого лица, аудиторской деятельности аудитора - индивидуального предпринимателя, действий аудиторов при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, использования результатов работы аудита и др.).
Экономическая
обусловленность появления
Так основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте. Однако, вместе с тем пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторы в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг: проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций; помощь в организации бухгалтерского учета; помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; помощь в налоговом планировании и расчете налогов; консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности; экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности; консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование; разработка учредительных документов и др.; предоставление информации о будущих партнерах; информационное обслуживание клиентов; другие услуги.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие заключения – аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Данное
определение объясняется тем, что
инвесторы, кредиторы и другие пользователи
отчетности, принимая экономические
решения, должны полагаться на то, что
полученная ими информация достоверна,
но при этом делают поправку на то, что
информация не застрахована от риска.
Аудитор в данном случае должен подтверждать
достоверность публикуемой
1.2
Виды аудита
В
экономической литературе даны различные
классификации видов аудита по различным
критериям, данную классификацию наглядно
можно увидеть в таблице 1.1 «Виды
аудита».
Таблица 1.1. Виды аудита
№ п/п | Критерии | Виды |
1 | По отношению к пользователям информации | Внешний
Внутренний |
2 | По назначению | Аудит финансовой
отчетности
Налоговый Аудит на соответствие требованиям Целевой Управленческий аудит Аудит хозяйственной деятельности Специальный |
3 | По объектам аудита | Банковский
Аудит страховых организаций Аудит фондовых бирж Общий |
4 | По времени осуществления | Первоначальный
Согласованный (повторяющийся) Оперативный |
5 | По отношению к требованиям законодательства | Обязательный
Инициативный |
6 | По характеру проверки | Подтверждающий
Системно-ориентированный Аудит базирующийся на риске |
Примечание
– Источник: [21, с. 22]
Из выше приведенной классификации в литературе выделяют два основных вида аудита: внешний аудит и внутренний аудит.
Внешний аудит – независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором [14, с. 127]. Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Внешний аудит проводится на
договорной основе
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным. Основной целью инициативного аудита является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, проведение анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и предоставление ему помощи в организации учета и отчетности. Инициативный аудит может быть комплексным и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Разной может быть и глубина проверки. Полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов является наиболее трудоемкой и ответственной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. В то время как обязательная аудиторская проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода – можно ли и в какой степени полагаться на информацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности.
Отношения,
возникающие в ходе обязательной
аудиторской проверки, в значительной
мере имеют публично-правовой характер.
Осуществляющая ее аудиторская организация
действует официально в качестве
независимой контрольно-
Информация о работе Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки