Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки

Автор: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

В международной практике наиболее распространено третье определение: аудит - это деятельность, направленная на уменьшение до приемлемого уровня информационного риска для ее пользователей. Под информационным риском понимают риск, который может получиться в связи с подтвержденной отчетностью (или это вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения).

Работа содержит 1 файл

Осн этапы и порядок проведения аудиторской проверки.docx

— 92.44 Кб (Скачать)
p align="justify">       После заключения договора следует момент выдачи задания аудитору на проведение аудита и комплектование аудиторской группы.

       ЭТАП 2. Планирование аудита. Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

       Применяемая методология общего планирования аудита основана на учете факторов риска. Целью  данного подхода является концентрация ресурсов в зонах повышенного  риска или направлениях деятельности, где от аудита возможно получение  наибольшей выгоды. Зоны меньшего риска  подвергаются менее детальным аудиторским проверкам, которые к тому же проводятся реже, чем в других областях.

       Целью данной стадии является сокращение риска  неэффективного проведения аудиторской  проверки.

       Планирование  можно подразделить на пять этапов:

       1. определение направлений аудита;

       2. оценка бизнес-риска по каждому  определенному направлению; 

       3. изучение предыдущей деятельности  аудиторов по каждому направлению; 

       4. изучение систем внутреннего  контроля;

       5. заключение по масштабу и частоте  аудиторских проверок.

       Первый  и, возможно наиболее важный этап общего планирования — определение направлений  аудита.

       Простейший  путь определения направлений аудита заключается в разделении основной деятельности хозяйствующего субъекта на важнейшие участки, получении сведений о формах и методах организации управления, учета, установлении степени доверия к внутренним аудиторам, и установлении мер принятых для выполнения рекомендаций предшествующей проверки.

       Вторым  этапом общего планирования является оценка бизнес-риска, связанного с соответствующим  направлением аудита. Бизнес-риск клиента аудиторами рассматривается как риск деятельности клиента в зависимости от страны, отрасли, оказываемых услуг, организации производства, руководства и т.д.

       Обследование бизнес-риск клиента начинается с изучения деловой среды, в условиях которой ведет свою деятельность проверяемая фирма. При этом аудитор рассчитывает риск его деятельности.

       Для рассмотрения деятельности фирмы аудиторы рассматривают деятельность фирмы в следующих направлениях:

       • кто является учредителями;

       • репутация и длительность работы руководителей;

       • какова организационная структура;

       • какова клиентура;

       • ведется ли разработка новых видов  услуг;

       • как фактически осуществляется оказание услуг клиентам;

       • финансовая устойчивость;

       • отношения с прежней аудиторской  фирмой и т.д.

       Бизнес-риск оценивается после анализа всех установленных аудиторами факторов по трем категориям: высокий, средний, низкий.

       На  третьем этапе изучаются материалы  предыдущих проверок. Так же необходимая информация может быть получена из прессы, ответов на запросы, встречных проверок, проведенных тестов, бесед с персоналом.

       На  четвертом этапе планирования уделяется  внимание изучению системы внутреннего  контроля (СВК). Оценка этих систем позволяет  аудитору судить о качестве информации (полноте, своевременности, точности и т.д.).

       На  основании рассмотренных материалов и в первую очередь после изучения системы внутреннего контроля рассчитывается риск неэффективности системы внутреннего  контроля. Он дает возможность определить наиболее проблемные (критические) места  в работе фирмы, спланировать работу аудитора в направлении наиболее рисковых операций или сфер деятельности, что сократит объем аудиторской  работы и сделает ее более успешной.

       Таким образом, предварительное изучение дает возможность аудиторам составить  наиболее эффективную программу  проверки финансовой отчетности.

       На  пятом этапе, в процессе подготовки к проведению аудита необходим рациональный подход к расчету времени на проведение проверки по каждому направлению, что  дает ему четкий план объема и времени, в сочетании с пожеланиями  хозяйствующего субъекта. Несмотря на то, что на этапе планирования требуется значительное количество времени оно в будущем окупит первоначальные затраты и сократит работу аудитора до оптимального уровня.

       Однако  в процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений, а именно на изменение общего плана могут повлиять:

  • уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;
  • количество ошибок намного превышает планируемый объем, поэтому необходимо увеличить объем проверки;
  • первая предварительная оценка оказалась неправильной. Данная позиция отчетности не содержит риска, т.е. объем проверочных процедур уменьшится;
  • прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.

       Все изменения плана проведения проверки необходимо вносить в рабочую  документацию. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитор должен подробно документировать.

       Документы, составленные во время разработки плана  проведения проверки, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

       Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

       ЭТАП 3. Проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности. Во время проверки отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры.

       Целью данной стадии является сбор достаточного количества сведений, чтобы создать  базу для принятия решения о достоверности представленной информации и принятии решения и соответствии проведенных операций выданным лицензиям, законодательству и установленным нормативам.

       Для обоснованного выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства на основе независимых процедур. Аудиторские  доказательства могут быть: внешние, внутренние, смешанные.

         Внешние — полученные от 3-х лиц. Внутренние — информация, полученная от субъекта хозяйствования в письменном и устном виде. Смешанные — информация, полученная от субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная 3-й стороной в письменном виде.

         Источниками получения аудиторских  доказательств являются:

        - первичные документы; 

        - регистры бухгалтерского учета  субъекта;

        - бухгалтерская (финансовая) отчетность;

        - результаты анализа; 

        - протоколы акционерных собраний;

        - договора;

        - ответа на запросы от 3-х лиц; 

        - результаты инвентаризации;

        - информация, предоставляемая юристами, другими аудиторскими фирмами,  предпринимателями и т.д. 

       Правила аудиторской деятельности предполагают, что в ходе аудиторской проверки необходимо документальное подтверждение  проведенных аудиторами процедур. К  рабочей документации относятся:

  • выписки или копии документов, соглашений и протоколов, касающихся вопросов аудита;
  • информация об особенностях финансово-хозяйственной деятельности и учета;
  • программа и планы проведения аудита;
  • копии писем или записок, характеризующих методы работы аудитора;
  • копии писем или записок, характеризующие существенные ошибки в работе внутреннего контроля, оценка внутреннего контроля;
  • анализ проведенных хозяйственных операций и сальдо по счетам;
  • перечень процедур, выполненных другими аудиторами;
  • объяснения, пояснения, заявления, полученные от руководства;
  • письменно оформленные выводы, сделанные аудиторами по основным вопросам проверки.

       Объем рабочих документов определяется самим  аудитором. Форма рабочей документации разрабатывается аудитором самостоятельно в зависимости от характера работы, вида заключения, состояния бухучета, используемых методик, внутриаудиторских  регламентаций и т.д. Если рабочие  документы стандартизированы, то это  повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что важные моменты не будут упущены. Отчеты и выводы по проверке перед окончательным представлением должны быть проверены старшим аудитором. Такая проверка гарантирует, что все оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведениями и фактами. 

         Кроме того, на второй стадии аудиторской проверки проводится уточнение предоставленной (составленной) системы внутреннего контроля. В результате этой работы аудиторы дают рекомендации по ее совершенствованию.

       ЭТАП 4. Завершение и оформление результатов аудита. На заключительном этапе аудиторского процесса происходит обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, затем составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.

         Аудитор должен решить, соответствует ли предоставленная информация действительности. Важное значение имеет оценка значимости отчетных данных и степени вероятности аудиторской ошибки. Она дает возможность аудитору сделать выводы по проверяемому вопросу и дать аудиторское заключение.

         Цель последней стадии аудиторской  проверки заключается во 1-х, в  оценке значимости полученных  аудиторских доказательств, выявленных  отклонений; во 2-х, в предоставлении  соответствующего аудиторского  заключения.

         При аудите финансовых отчетов  оценка отчетных данных должна  исходить из ряда критериев,  а именно:  полноты учета;  точности  записей;  соблюдение границ учетного  периода;  верности стоимостных  оценок;  объективности; соблюдение прав и обязательств;  открытости сведений.

       После анализа значимости отчетных данных внимание может быть уделено выявлению  риска аудиторской ошибки, т.е. на определение вероятности того, что  вывод аудитора может оказаться  ошибочным, поскольку аудиторская  проверка основывалась на данных, значимость которых была определена неверно. Выполнив оценку значимости данных и определив  вероятность аудиторской ошибки, можно добиться существенного сокращения объема работ по бухгалтерской проверке и связанных с этим затрат сил  и средств. Оценка степени риска  аудиторской ошибки должна осуществляться с учетом величины аудиторского риска, внутренне присущего данной фирме, связанного с системой контроля и  возможностью обнаружения ошибок.

       Обобщив всю полученную информацию, аудитор  формирует свое мнение о достоверности  отчетности и выражает его в форме  аудиторского заключения – безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском  заключении.

Информация о работе Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки