Организация бухгалтерского учета и аудита нематериальных активов на примере ТОО « Достык – Ден»

Автор: v*********@list.ru, 25 Ноября 2011 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования данной дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учета и аудита нематериальных активов на примере ТОО « Достык – Ден».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть нематериальный актив как экономическую категорию и изучить его роль в рыночной экономике;
- организовать бухгалтерский учет и аудит нематериальных активов в ТОО «Достык - Ден»;
- предложить пути эффективного использования нематериальных активов и совершенствование их учета.

Работа содержит 1 файл

пример.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающие на основе договора о временном пользовании земельных участком между собственником земельного участка и временным пользователем, это право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности.

      Права землепользования – право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно или в течении определенного срока.

     Стоимость прав на использование земельных участков и природных ресурсов зависит от оценки земли, исходя из её полезности, места расположения земельного участка. Стоимость приобретенных прав на использование земельных участков и природных ресурсов погашается путем начисления износа. Ставка (процент) износа по данному виду нематериальных активов устанавливается строго с учетом срока пользования этими правами, указанными и установленными в соответствующих документах.

     Сервитут – право граждан и юридических лиц на ограниченное целевое пользование земельными участками, находящимися на праве частной собственности или праве землепользования у других лиц.

     Сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами прав частной собственности или землепользования на эти участки. Субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному лицу или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.

Большинство сервитутов подлежат оценке аналогично другим правам пользования и учитываются аналогично правам использования земельных участков и природных ресурсов. Основанием для их оценки служат договоры сторон.

      Франчайзинг (комплексная предпринимательская лицензия).

Франчайзинг представляет собой такую форму организации и ведения предпринимательской деятельности, при которой одна сторона (франшизодатель) передает другой стороне (франшизополучатель) пакет прав, охватывающих права интеллектуальной собственности на один или несколько товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов, технологию ноу-хау и коммерческую тайну.

  Изначальные затраты компании на приобретение франчайзинговых прав капитализируются и амортизируются в течении срока, на который они предоставляются. При отсутствии ограничения такого срока количество периодов амортизации затрат на приобретение франчайзинговых прав определяется методом бухгалтерской оценки. Для обеспечения сопоставления затрат и получаемых при их помощи доходов срок амортизации затрат на франчайзинговые права подлежит периодической переоценке.

     Ко второй категории, как уже говорилось выше, относится гудвилл.

В соответствии с МСФО 22: «Гудвилл (цена фирмы, деловая репутация фирмы) – стоимостная категория, характеризующая, как правило, разницу между стоимостью фирмы как единого целого имущественно-финансового комплекса и стоимостью её материальных активов».

     Гудвилл, или репутация фирмы, в широком смысле слова является одним из самых сложных и противоречиво трактуемых нематериальных активов.

      Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании по сравнению с организацией самостоятельной фирмы.

     Гудвилл может иметь любое предприятие, которое функционирует и может быть куплено. Однако по чисто техническим причинам объектом отражения в бухгалтерском учете может быть только «приобретенный гудвилл», то есть гудвилл, возникающий при купле-продаже собственно предприятия или его акций, гудвилл, за который заплачены или должны быть заплачены деньги. При этом оформлении такой сделки необходимо производить с учетом статьи 119 Гражданского кодекса РК от 27.12.94 года № 268 и статьей 233 Налогового кодекса от 12.07.01 года № 209.

     Сложившийся на рынке ценных бумаг курс акций конкретной компании представляет собой «рыночную оценку стоимости акций как нераспределенной прибыли, уже заработанной».

При приобретении имущественного комплекса превышение покупной стоимости над текущей стоимостью всех активов, определенных на дату приобретения, составляет цену фирмы – гудвилл, который учитывается в бухгалтерском учете как нематериального актива и погашается в виде амортизационных отчислений в течение срока, установленного законодательством, но не более срока деятельности субъекта. 
 

    1. Организация учета нематериальных активов
 

     При организации учета нематериальных активов на предприятии следует руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.

     Бухгалтерский учет нематериальных активов должен обеспечивать выполнение следующих задач:

      - правильное оформление документов и своевременное отражение в учете всех случаев движения нематериальных активов;

     - достоверное определение результатов от списания и прочего выбытия нематериальных активов;

     - контроль за сохранностью нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету.

      Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

      Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект отличается от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо в использовании для управленческих нужд организации.

     Учет нематериальных активов строится на предприятии в соответствии с учетной политикой (Приложение 3), утвержденной руководителем. В ней определяется:

     1. Перечень объектов учета, относящихся к нематериальным активам предприятия.

    2. Срок полезного использования нематериальных активов.

            3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам: линейный по нормам, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) или способ уменьшаемого остатка.

  4. Порядок отражения в учете погашения стоимости нематериальных активов.

      Общим требованием для организации учета нематериальных активов является документальное оформление движения объектов нематериальных активов.

      Помимо документа, подтверждающего существование самого актива (патент, свидетельство, лицензионный договор), в бухгалтерском учете каждый инвентарный объект нематериальных активов должен оформляться соответствующей первичной документацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

      Для документального оформления движения нематериального актива следует применять типовые формы.

      Нематериальные активы по мере создания или поступления в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, следует зачислять в состав нематериальных активов на основании акта приемки (Приложение 4).

      В акте должно быть указано точное наименование вида нематериальных активов, дата его  передачи государственному учреждению, характеристика объектов, его первоначальная стоимость, норма износа и другие необходимые данные. При оформлении приемки нематериальных объектов акт составляется в одном экземпляре на каждый объект нематериальных активов. Допускается составление общего акта, оформляющего приемку нескольких однотипных нематериальных активов.

     Акты оформляются по факту поступления (выбытия) прав интеллектуальной собственности, по факту создания объектов интеллектуальной собственности, по факту получения прав на использование объектов интеллектуальной собственности на основании документов, подтверждающих права организации в качестве правообладателя и отражающих сущность сделок и хозяйственных операций.

     В ряде случаев, определенных законодательством, требуется подтверждение стоимости поступающего объекта нематериальных активов независимым оценщиком, то есть наличие акта оценки.

     Акт после его оформления с приложенной документацией, описывающей сам объект нематериальных активов или порядок его использования, или документы, подтверждающие те или иные имущественные права государственного учреждения, относящиеся к данному объекту, передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером или лицом им уполномоченным и утверждается руководителем государственного учреждения. При передаче (продаже, безвозмездной передаче) нематериальных активов другого государственного учреждения акт составляется в двух экземплярах, для государственного учреждения, сдающего и принимающего нематериальные активы.

      Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание нематериальных активов. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

      При постановке на учет нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации – карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).

      Акт приемки (вместе с актом оценки) является основанием для открытия в бухгалтерии предприятия карточки учета нематериального актива. Карточка учета нематериальных активов применяется для учета всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности.

     На лицевой стороне карточки указывают полное наименование и назначение объекта, первоначальную стоимость, срок полезного использования, норму и сумму начисленной амортизации, дату постановки на учет, способ приобретения, документ о регистрации и основные сведения по выбытию объекта (номер и дата документа, причина выбытия, сумма выручки от реализации). На оборотной стороне карточки изложена краткая характеристика объекта нематериальных активов.

      Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества в целях подтверждения их наличия, состояния и оценки. Порядок и сроки проведения  инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству.

     Инвентаризация обязательно проводится в следующих случаях:

     -  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности  

     - при смене материально ответственных лиц;

     - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

     -  в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

     - при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях.

      Проверяется наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов, правильность и своевременность их

отражения в балансе. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием нематериальных активов и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом: 

Таблица 1. – Корреспонденция счетов  

Содержание  операции Корреспонденция счетов Сумма, млн. тг
дебет кредит
1. излишек нематериальных активов приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты 2710 6280 10,0
2. недостача имущества  и его порча в пределах норм  естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм: 1280 2710 5,0
  - за счет виновных лиц. 1250 1280 5,0
  - если виновные лица не установлены ил суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты. 7210 1280 5,0
Примечание - составлено автором на основании [10 ]

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита нематериальных активов на примере ТОО « Достык – Ден»