Автор: v*********@list.ru, 25 Ноября 2011 в 15:45, дипломная работа
Целью исследования данной дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учета и аудита нематериальных активов на примере ТОО « Достык – Ден».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть нематериальный актив как экономическую категорию и изучить его роль в рыночной экономике;
- организовать бухгалтерский учет и аудит нематериальных активов в ТОО «Достык - Ден»;
- предложить пути эффективного использования нематериальных активов и совершенствование их учета.
г) способность приносить организации доход.
Идентифицируемость:
- отсутствие материальной формы (носитель не в счет);
- возможность отчуждения для последующей продажи, передачи, лицензирования, сдачи в аренду или обмена;
- непосредственное использование в производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, сдаче в аренду или административных целях, в течении длительного периода времени, более 12 месяцев для получения дохода или уменьшения затрат.
Контроль над активом:
- наличие юридически обеспеченного права на его владение, наличие надлежаще оформленных охранных документов, подтверждающих существование актива и юридических прав на него (лицензионное соглашение, авторские договоры, комплекты НИОКР);
- будущие экономические выгоды – эти выгоды могут включать:
- выручку от продаж, работ, услуг.
Субъект контролирует нематериальный актив, если у него есть право на экономические выгоды, ожидаемые к получению от его использования. Будущие экономические выгоды, непосредственно связанные с данным нематериальным активом, будут получены в случае, если:
а) определена роль нематериального актива в увеличении будущих экономических выгод;
с) существуют адекватные технические, финансовые и другие ресурсы, позволяющие субъекту получить ожидаемые будущие экономические выгоды.
В случае не соответствия объекта критериям определения нематериального актива, затраты на его приобретение (покупку, производство и др.) необходимо признать в качестве расходов по мере их отнесения.
В некоторых случаях субъект может запретить доступ других к экономическим выгодам от использования нематериального актива, без оформления права соответствующими юридическими документами.
Например, предприятие по производству посуды владеет технологией изготовления кастрюль с двойным дном, пользующихся спросом у потребителей. Оно не контролирует экономические выгоды, посредством оформления юридического права, так как технология не запатентована. В качестве защиты от доступа других субъектов к экономическим выгодам предприятие использует как одно из средств защиты правовую ответственность работников. В контрактах с работниками, имеющими доступ к технологии изготовления, предусмотрено, что данная технология является коммерческой тайной, на разглашение которой работники не имеют права.
Нематериальные активы могут быть куплены на стороне (патенты, франчайзинг) или созданы собственными силами предприятия (патенты, торговые марки).
МСФО 38 определяет, что внутренне созданная гудвилл, слоганы, названия публикаций, списки клиентов и аналогичные по сути статьи не должны признаваться в качестве активов. Однако если статья приобретена при объединение бизнеса, учитываемому по методу покупки, эти затраты (включенные в фактическую себестоимость приобретения) должны составлять часть суммы, относимой на гудвилл (отрицательную гудвилл) на дату покупки.
Субъект оценивает вероятность получения будущих экономических выгод, используя обоснованные и подтвержденные предположения. Объективным доказательством того, что ожидаемые экономические выгоды будут получены непосредственно от использования нематериального актива, является оценка руководством возможных экономических условий, которые будут существовать в течение срока полезной службы актива.
Пример. Фармацевтическое предприятие "Феникс", расположенное в зоне повышенной радиации заключило лицензионное соглашение с фармацевтической фирмой "Бота" на производство лекарственного препарата для лечения заболеваний, связанных с радиационным облучением.
У руководства компании есть уверенность в том, что экономические выгоды, непосредственно связанные с лицензионным соглашением (которое будет классифицироваться как нематериальный актив), будут получены, так как:
- данные предварительного социологического опроса о потребности в препарате населения, проживающего в данной местности, дают основание для уверенности в том, что производство препарата принесет будущие экономические выгоды;
- руководство компании намеревается использовать соглашение для производства препарата, что отражено в бизнес-плане; кредиторы, согласно заключенным договорам, предоставят необходимые финансовые и другие ресурсы. Период получения ожидаемой выгоды определяется экономическими обстоятельствами, правовыми ограничениями или условиями контрактов.
Определение нематериального актива требует его распознаваемости с тем, чтобы его можно было четко отделить от других активов. Актив является определяемым в следующих случаях: если его можно отделить от компании и продать, передать, лицензировать, сдать в аренду или обменять, либо отдельно, либо вместе с соответствующим договором, активом или обязательством; или распределять будущие экономические выгоды. Примерами отделяемых активов являются торговые марки, патенты, авторские права. Неотделяемым активом является гудвилл (деловая репутация) – он не существует отдельно от других активов и возникает при покупке предприятия и основан на приверженности потребителей товаров и услуг продаваемой организации.
Как уже говорилось выше, нематериальные активы не имеют физической сущности и могут быть включены в состав как материальных, так и нематериальных активов.
Например, предприятие имеет компьютерное программное обеспечение, предназначенное для управления технологическим оборудованием, без которого это оборудование не может функционировать. Для того, чтобы определить, должно ли это программное обеспечение быть учтено как основное средство в составе оборудования или же оно является нематериальным активом, необходимо принципиально определить является ли это программное обеспечение неотъемлемой частью оборудования или нет. Только после этого, на основе разумных суждений можно определить, где и как должно учитываться компьютерное программное обеспечение: либо в составе основного средства (если оно неотъемлемо от оборудования), либо как нематериальный актив.
Некоторые нематериальные активы содержатся на физических носителях: компьютерное программное обеспечение - на дискете, фильм - на ленте, юридическая документация (лицензия, патент) - на бумаге. В таких случаях, на соответствие определению и критериям признания нематериальных активов проверяются непосредственно компьютерное программное обеспечение, фильм, юридическая документация (лицензия, патент), а не дискета, лента, бумага, которые в свою очередь являются вспомогательными элементами и не могут быть приняты за основу определения сущности актива.
Учитывая сложность рассматриваемого понятия, естественным представляется то, что существуют множество подходов к классификации нематериальных активов.
Эти подходы неоднородны:
- по составу
-
по характеру использования /
эксплуатации в процессе
-
по степени влияния на
Соответственно, необходим дифференцированный подход к их анализу.
Можно выделить наиболее распространённые современные подходы к классификации нематериальных активов.
Во-первых, нематериальные активы можно классифицировать по срокам полезного использования. В соответствии с этим подходом выделяют функционирующие (работающие) и нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы. Работающими называют объекты нематериальных активов, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период, в то время как неработающими - те, которые не используются в настоящее время по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем. Этот подход применяется при планировании на фирме, когда необходимо спрогнозировать возможные будущие доходы.
Во-вторых, исходя из различий в оборачиваемости, различают текущие и долгосрочные нематериальные активы. Текущими считаются те, которые используются в деятельности предприятия не более года. Они быстро теряют свою потребительскую стоимость и, соответственно, включаются в текущие затраты предприятия. В свою очередь, долгосрочные нематериальные активы используются предприятием более года. Их стоимость переносится на стоимость производимого с их помощью продукта по частям (амортизируется). Данная классификация применяется, в основном, при составлении отчётности на фирме.
Третья классификация основана на различиях в степени отчуждаемости. Те нематериальные активы, которые обладают способностью полностью передаваться при их продаже (передаче, аренде), называются отчуждаемыми, а те, которые остаются в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование, носят название неотчуждаемых. К примеру, неотчуждаемой признаётся деловая репутация юридического лица, хотя в особых случаях она может приобретать имущественное содержание и передаваться посредством сделки (по договору коммерческой концессии или по договору простого товарищества). Этот подход применяется при слияниях, поглощениях (реорганизации компании), а также, естественно, и при продаже нематериальных активов.
Существуют также классификации, основными критериями в которых являются степень влияния на финансовые результаты предприятия, степень правовой защищенности и источник приобретения. В первом случае выделяют объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию, а также те, которые влияют на финансовые результаты деятельности фирмы опосредованно. По степени правовой защищенности имеются соответственно нематериальные активы, защищаемые охранными документами (например, авторскими правами), и не защищенные ими.
В зависимости от источника приобретения можно говорить о собственных, паевых и приобретённых со стороны нематериальных активах.
К собственным относятся все активы, разработанные лично работниками или учредителями предприятия; к паевым – разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях; приобретенные со стороны нематериальные активы получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.
Оперируя понятием «интеллектуальный капитал» и таким образом немного расширяя категорию нематериальных активов, можно привести ещё одну классификацию, выделяющую в составе нематериальных активов рыночные активы, интеллектуальную собственность, человеческие активы и инфраструктурные активы. Рассмотрим последовательно каждый элемент.
Интеллектуальная собственность по сути своей является юридическим гарантом защиты прав, относящихся к интеллектуальной деятельности, и включает ноу-хау, патенты, торговые секреты, авторские права, торговые марки товаров и услуг. Изобретения защищаются лицензиями, новые продукты – патентами, оригинальное имя – торговой маркой товара или услуги, торговые секреты – договорами о неразглашении.
Права интеллектуальной собственности иногда относят и к так называемому «структурному капиталу», куда также включаются информационные ресурсы, инструкции и методики работы и т.п. Однако в этом ключе правомерно и более оправданно говорить о понятии «инфраструктурных активов». Оно объединяет в себе технологии, методы и процессы, которые обеспечивают работу предприятия. Это, безусловно, одна из самых разнородных частей интеллектуального капитала, так как он объединяет в себе корпоративную культуру компании, методы управления, применяемые в фирме, финансовую структуру, базы данных по рынку и покупателям, методы оценки риска, коммуникационные системы, - другими словами, всё, на чём основана работа предприятия. При этом важно подчеркнуть, что особое значение имеет не непосредственная материальная стоимость предметов (компьютеров, стоимость подключения к Интернету, и т.д.), а характер, методы их использования в организации, умения и навыки, позволяющие считать всё вышеперечисленное активами.
Что
касается навыков и умений, они
также относятся к
Наконец, рыночные активы связывают компанию непосредственно с рынком. Это марки, бренды, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, приверженность (loyalty) покупателей, каналы распределения, различные контракты и соглашения, деловая репутация компании, наличие своих людей (insiders) в организациях-партнёрах и т.д. Рыночные активы обеспечивают компании конкурентное преимущество во внешней среде. Например, отработанные каналы распределения гарантируют обслуживание всех потенциальных клиентов и, следовательно, получение максимальной прибыли от продажи товаров или оказания услуг. При работе с рыночными активами огромное значение имеет разработка эффективных стратегий по позиционированию компании на рынке, так как осведомлённость потребителей о предприятии и его товаре – залог процветания компании. Поскольку рыночные активы – одно из самых важных составляющих интеллектуального капитала, на них следует остановиться подробнее.