Организационная структура предприятия и оценка её эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Основными задачами являются:
изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
проведение анализа организационной структуры предприятия;
разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….……..3
1.Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия………………………………………………………….……………5
1.1Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия……………………………………………………………………..5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки….9
2.Анализ организационной структуры ООО «Экстрим»…………………..14
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………….…..14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности……………………………………………20
3. Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности…36
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      Надежность  организационной структуры управления может быть определена через комплексный показатель эффективности оргструктуры (2.4):

      

      Степень реализации внешних и внутренних возможностей – через комплексный  показатель эффективности организационного механизма Ком(2.5):

      

где а1, а2, а3, а4 – коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей; (а1 + а2 + а3 + а4) = 1.

      1. Анализ организационно-регламентирующего  обеспечения системы менеджмента.

      Целью анализа оргструктуры на данном этапе  является оценка уровня организационно-регламентирующего  обеспечения (классификации наличных нормативно-методических документов), степени его соответствия теории и практике менеджмента, степени  влияния на постановку регулярного менеджмента.

      В таблице 2.4 приведена классификация  наличных нормативно-методических документов на предприятии.

Таблица 2.4 – Классификация нормативно-методических документов ООО «Экстрим»

Тип документов Виды документов
Нормативно-справочные Гражданский кодекс;

КЗоТ; Закон РФ «О рекламе»; Закон РФ «О защите прав потребителей»; Российский рекламный кодекс

Организационно-распорядительные Правила внутреннего  распорядка; Коллективный договор; Штатное расписание
Организационно-регламентирующие Положение о подразделении;

Должностная инструкция;

Тарифно-квалификационная характеристика

Организационно-методические Рекомендации  по организации подбора и отбора персонала; Положение о системе оплаты труда; Инструкция по соблюдения правил техники безопасности
Экономические Положение о  премировании работников
 

      Из  основных структурообразующих документов, являющихся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии  и перечисленных в таблице 2.4, являются: штатное расписание, должностные  инструкции и положения о подразделениях. Положение об организационной структуре в ООО «Экстрим» отсутствует. Это не позволяет построить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии и создает большие трудности при выявлении дефектов организационной структуры управления.

      Для каждого подразделения разработано  положение о подразделении. Положение  о подразделении представляет собой  документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения: его задачи, права, функции, ответственность, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями.

      В ООО «Экстрим» разработаны должностные  инструкции для всех работников аппарата управления, а для ключевых специалистов – тарифно-квалификационные характеристики.

      Так, если креатор – создает рекламу, основную ее идею и композицию, художник, фотограф и рекламный дизайнер – развивают, обрабатывают эту идею и композицию, то менеджер по рекламе выполняет всю сопроводительную работу (осуществляет отбор патентной информации, изучает требования рекламодателя к рекламе, разрабатывает необходимую редакционно-техническую документацию на проектируемую рекламу, занимается правовой защитой товарных знаков, подготавливает материалы для проведения работ по стандартизации, осуществляет редакторский контроль, участвует в оформлении заявок на промышленные образцы и т.д.).[16]

      Таким образом, ООО «Экстрим» имеет  определенную систему организационно-регламентирующих документов, которая закладывает  основу системы менеджмента на предприятии. Основными структурообразующими документами являются штатное расписание, положения о подразделениях и должностные инструкции. Однако эта система не может обеспечить эффективного функционирования организации без разработки соответствующих нормативных и регламентирующих документов, определяющих цели, задачи каждого структурного блока, связи, формирующие рациональные информационные потоки, соответствие между ответственностью и полномочиями руководителей в пределах выделенных ресурсов. Таковым комплексным документом может быть Положение об организационной структуре.

       2. Анализ целостности объекта  управления

      Целью анализа является оценка степени  взаимосвязи и взаимообусловленности  подразделений организации, которые  обеспечивают их взаимодействие в достижении цели системы.

      Взаимодействовать могут только совместимые элементы, поэтому необходим матричный анализ целесообразной совместимости различных направлений деятельности в выполнении главной функции системы, которая и определяет миссию организации, ее долгосрочные и краткосрочные цели, а также пути их достижения. [12]

      Долгосрочной  целью или стратегическим видением ООО «Экстрим» является лидерство  на рынке рекламных и полиграфических  услуг г. Барнаула.

      Краткосрочной целью ООО «Экстрим» является повышение доходности предприятия.

      Миссия  предприятия – предоставление качественных услуг в сфере рекламного бизнеса, полиграфии и разработки фирменного стиля.

        Основными направлениями деятельности  ООО «Экстрим» являются:

  • полиграфический дизайн;
  • реклама;
  • представительские материалы;
  • фирменный стиль и имидж-реклама.

      С помощью метода проекций, т.е. построения матрицы соответствия, проведем анализ взаимосвязи и взаимообусловленности  структурных подразделений предприятия.

      3. Анализ эффективности системы  целеполагания.

      Цель  анализа – оценка прогнозных возможностей системы управления, характеризующаяся ее способностью через свои организационные структуры вырабатывать комплекс реальных целей и задач, обеспеченных потенциалом организации.

      Прежде  всего, необходимо отметить, что практика построения дерева целей с адекватной системой показателей в ООО «Экстрим» отсутствует. Определена только главная цель предприятия как системы (в долгосрочном плане – лидерство на рынке полиграфических и рекламных услуг города Барнаула, в краткосрочном плане – повышение доходности предприятия).

        Системно не упорядоченные плановые  показатели не согласуются со  структурой организации, не соответствуют  направлениям использования ресурсов  и получению результатов, поэтому  оценить вклад каждого блока  в целевую эффективность системы  сложно. Проведем оценку механизма целеполагания в ООО «Экстрим» на основе формулы (2.3).

      Так как в краткосрочном плане  целью предприятия является повышение  доходности, возьмем в качестве результативного  показателя – фактическую сумму  чистой прибыли предприятия за 2006 год, в качестве цели организации – плановую величину чистой прибыли на 2006 год.

      В соответствии с планом организации  на 2006 год величина чистой прибыли  предприятия составляла 2500 тыс. руб. Фактическая величина чистой прибыли  в 2006 году составила 2166,1 тыс. руб. Соответственно, целевая эффективность ООО «Экстрим» в 2006 году составила: .

      Данный  показатель необходимо скорректировать  на сумму вклада подсистем в достижение цели организации. Для этого необходимо провести оценку показателей эффективности целеполагания каждой подсистемы. Для каждой подсистемы можно выделить собственные показатели эффективности. В таблице 2.7 для каждого структурного подразделения выделен один показатель эффективности работы подразделения, который наиболее характерен ему. В результате сбора информации по данным показателям по структурным подразделениям были получены данные по соотношению результатов и целей подразделений (таблица 2.7).

      Таблица 2.7 – Оценка эффективности целеполагания  структурных подразделений ООО «Экстрим»

Структурное подразделение Показатель  эффективности Результативный  показатель(результат – Рi) Целевой показатель(цель – Цi) Аi = Рi / Цi Коэффи-циент  весомости (qi) Ai* qi
Отдел полиграфии Общий тираж(тыс. экз.)на одного работника отдела 1,84 1,6 1,15 0,1 0,115
Дизайн-бюро Количество  внедренных проектов на одного работника 7 8 0,88 0,2 0,175
Отдел сувениров 58 50 1,16 0,1 0,116
Отдел размещения 35 40 0,88 0,1 0,0875
Отдел по рекламной деятельности Количество  внедренных рекламных предложений на одного работника 34 40 0,85 0,2 0,17
Отдел по работе с клиентами Рентабельность  продаж 4,5 6 0,75 0,1 0,075
Бухгалтерия Эффективность учетной политики (экспертная оценка от 1 до 10 баллов) 9 10 0,90 0,1 0,09
Отдел по управлению персоналом Уровень текучести  кадров, % 8 8 1,00 0,1 0,1
 

      Производим  окончательный расчет коэффициента механизма целеполагания: .

      Таким образом, отклонение коэффициента от единицы  свидетельствует о сбоях в  системе целеполагания ООО «Экстрим», а также об экономических проблемах предприятия. Как видим, проблемы возникли в дизайн-бюро (выполнение плана по выпуску дизайн-проектов в данном отделе составляет 88%), отделе размещения (соответственно, 88%), отделе по рекламной деятельности (85%), отделе по работе с клиентами (план по рентабельности продаж выполнен на 75%), бухгалтерии (по оценке руководителей, оперативность, точность и своевременность бухучета на предприятии составляет 90%). При этом в других подразделениях (например, в отделе полиграфии, отделе сувениров) наблюдается перевыполнение плана. Следовательно, работа структурных подразделений организации недостаточно эффективно скоординирована. Для повышения эффективности системы целеполагания в ООО «Экстрим» необходимо разработать дерево целей решения возникших экономических проблем в структурных подразделения организации. Решение проблем возможно при совершенствовании оргструктуры компании.

      4. Анализ внешней эффективности  организации (анализ степени использования  организацией внешних возможностей).

      Целью анализа является оценка степени  использования системой управления возможностей внешней среды, учета  угроз, выявление причин рассогласования  результата и цели в обнаруженных на предыдущих этапах проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления всей совокупности условий ее функционирования во внешней среде.

      Возрождение традиций создания торговых марок, собственного фирменного стиля у российских предпринимателей открывает возможности для увеличения объемов деятельности ООО «Экстрим». Также в связи с развитием бизнеса в регионе возрастает спрос на рекламную и полиграфическую продукцию. ООО «Экстрим» также имеет возможности открытия новых сегментов рынка, например новой категории потребителей. У предприятия также имеются возможности разработки новых видов продукции и услуг в сфере рекламы, а также использования новейших технологий рекламной деятельности для создания нового и высококачественного продукта.

      Недостаточное количество хороших специалистов, профессионалов в сфере рекламы и дизайна тормозит развитие организации. Это сказывается на отсутствии или даже снижении спроса на продукцию компании, отсутствии нововведений в области маркетинга, разработок новых видов продукции.

Информация о работе Организационная структура предприятия и оценка её эффективности