Организационная структура предприятия и оценка её эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Основными задачами являются:
изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
проведение анализа организационной структуры предприятия;
разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….……..3
1.Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия………………………………………………………….……………5
1.1Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия……………………………………………………………………..5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки….9
2.Анализ организационной структуры ООО «Экстрим»…………………..14
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………….…..14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности……………………………………………20
3. Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности…36
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….45

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

      Кроме того, существуют общие факторы, ограничивающие возможности как ООО «Экстрим», так и других рекламных и издательских организаций. Так, например, в России существует достаточно низкая норма рекламных расходов, относящихся на себестоимость, т.е. рекламных расходов, освобождаемых от налогов. С 1 апреля 2001 г. норма рекламных расходов была увеличена с 5 до 7,5%. В европейских странах на рекламные расходы квот вообще не существует. Западные компании в среднем тратят на продвижение товара до 10-15% от выручки. При этом доля рекламы в этом процессе может быть любой в соответствии со строго выверенной стратегией маркетинга. Существование данных нормативов в России ограничивает рекламные бюджеты компаний, соответственно, ограничивает спрос на услуги рекламных и полиграфических организаций.

      5. Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации).

      Целью анализа является оценка способности  организационной структуры управления обеспечить достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели, формализованному в виде обобщающего показателя Кму). Показатель Кму рассчитывается по формуле (2.2). Шкала оценки данного показателя при 10-ти балльной шкале следующая: [0-3]– организационная структура не отвечает целям и задачам деятельности предприятия; [3-6]– организационная структура неэффективна, механизм управления не регламентирует взаимодействие элементов и их целенаправленное развитие; [6-8]– организационная структура способствует эффективной деятельности предприятия, однако механизм управления недостаточно эффективно обеспечивает реализацию целевых установок и выработку решений на достижение максимальных результатов при минимальных и необходимых затратах; [8-10]– организационная структура и механизм управления являются эффективными.

      Для характеристики эффективности механизма  управления в ООО «Экстрим» используем показатели оценки организации управленческих процессов на предприятии, таких как: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки используем экспертный метод. В качестве экспертов выступают работники предприятия: выпускающий дизайнер, директор рекламного отдела, коммерческий директор и начальник отдела полиграфии.

      Таблица 2.8 – Расчет коэффициента эффективности механизма управления

Показатель Коэффициент нт весомости (qi) Оценка в  баллах (Аi)
1 2 3 4
Длительность  управленческого цикла 0,1 7,5 0,75
Непрерывность управленческого цикла 0,1 8,0 0,80
Ритмичность управления 0,13 7,0 0,91
Оперативность принимаемых решений 0,21 6,3 1,32
Экономичность системы управления 0,13 7,5 0,98
Уровень исполнительности аппарата управления 0,07 7,8 0,55
Уровень качества подготовки управленческих решений 0,16 8,3 1,33
Уровень использования рабочего времени 0,1 9,3 0,93
Итого 1 - 7,56
 

      Таким образом, коэффициент эффективности  механизма управления для ООО  «Экстрим» равен 7,56. Данное значение попадает в интервал [6-8], что означает, что организационная структура предприятия обеспечивает эффективность целесообразных взаимоотношений между элементами структуры, однако ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок (например, выработку рекламных предложений и дизайн-проектов на одного работника), а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия. Так, как показал анализ финансовых результатов ООО «Экстрим», себестоимость продукции и оказанных услуг в 2006 году по сравнению с 2003 годом возросла на 50,2%, а коммерческие расходы – на 11,1%.[18]

      6. Анализ качества реализации функций и затрат на их исполнение.

      Целью анализа является формирование информации о расходах на управление для оптимизации  затрат на исполнение функций.

      Для этого проанализируем динамику в 2004-2006 годах показателей использования  трудового потенциала аппарата управления (таблица 2.14).

      Таблица 2.9 – Анализ показателей эффективности использования трудового потенциала аппарата управления

Показатель Способ  расчета 2004 г. 2006 г. Отклонение
абсол. %
Прибыльность  персонала управленческой деятельности, тыс. руб. Чистая прибыль  /численность работников аппарата управления 2429/ 8 = 303,6 2166/ 8 = 270,8 -32,8 89,2
Затраты на содержание одного работника управления, тыс. руб. Затраты на управление/численность работников аппарата управления 2458 /8 = 307,3 3438 /8 = 429,8 +122,5 139,9
Удельный  вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре  себестоимости, % Затраты на управление *100/ себестоимость производства 2458*100 /30404 = 8,1 3438*100 /46675 = 7,4 -0,7 91,3
 

      Прибыльность персонала управленческой деятельности снизилась на 32,8 тыс. руб. и составила в 2006 году 89,2% от уровня 2003 года. Это означает, что каждый работник аппарата управления в 2006 году принес 270,8 тыс. руб. чистой прибыли, тогда как в 2004 году – 303,6 тыс. руб.

      Затраты на содержание одного работника управления увеличились с 307, до 429,8 тыс. руб., т.е. на 122,5 тыс. руб. (или на 39,9%). При этом удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре  себестоимости снизился с 8,1 до 7,4%.

      Таким образом, эффективность управления в ООО «Экстрим» снизилась. Прямо  об этом свидетельствует снижение прибыльности персонала управленческой деятельности, увеличение затрат на содержание одного работника аппарата управления, косвенно – увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.

      В заключение анализа  соответствия организационной структуры  предприятия целям и задачам  его деятельности сделаем следующие  выводы.ООО «Экстрим» является целостным  объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.

      Существующая  организационная структура ООО  «Экстрим» включает наиболее актуальные направления основной деятельности, однако слабо отвечает тенденциям развития рекламного бизнеса из-за недостаточной ее гибкости. В связи со слабостью горизонтальных связей данная структура не может оперативно реагировать на структурные изменения спроса, способствовать разработке новых видов продукции или услуг, открытию новых сегментов рынка, внедрению новейших технологий рекламной деятельности.

      В ООО «Экстрим» отсутствует департамент  стратегии, результатом работы которого являлась бы корпоративная стратегия  компании, обеспечивающая долгосрочную эффективность предприятия.[19]

      Эффективность управления в ООО «Экстрим» снизилась. Об этом свидетельствует снижение прибыльности персонала управленческой деятельности, увеличение затрат на содержание одного работника аппарата управления, а также увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.

    3. Организационная  структура предприятия и оценка  ее эффективности

    Каждое  промышленное предприятие состоит  из производственных подразделений, органов  управления и организаций по обслуживанию работников предприятия. Понятие структуры  можно рассматривать как состав, строение экономического объекта. Различают общую и производственную структуру промышленного предприятия.

    Состав  производственных звеньев, организаций  по управлению предприятием и по обслуживанию работников, их количество, величина и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия.

    К производственным звеньям относятся  цехи, участки, где осуществляются основные, вспомогательные и обслуживающие процессы.

    Производственная  структура представляет часть общей. Это состав производственных подразделений, представленных в виде цехов, участков, и обслуживающих хозяйств, их взаимосвязь  в процессе изготовления продукции, соотношение по численности занятых работников, стоимости оборудования, занимаемой площади и их территориальное размещение.

    В основных цехах и на производственных участках либо выполняется определенная стадия производственного процесса по превращению основного сырья  или полуфабрикатов в готовую продукцию, либо выполняется ряд стадий производства по изготовлению изделия или части его (цех холодильников).

    Вспомогательные цехи оснащают основное производство инструментом, обеспечивают энергией (ремонтные, инструментальные, модельные и др. цехи).

    К обслуживающим цехам и хозяйствам относится то, что называется инфраструктурой  предприятия (складские и транспортные подразделения, жилищно-коммунальные хозяйства, столовые, санатории и  т.п.).

    Различают три вида производственной структуры  промышленных предприятий: технологическая, предметная и смешанная.

    На  предприятиях с технологической  структурой цехи и производственные участки создаются по принципу технологической  однородности, например, прядильные, ткацкие, отделочные производства на текстильных предприятиях.

    При предметной структуре каждый цех  изготавливает какое-либо изделие, или определенные его части (например, на автомобильном заводе - цехи моторов, заднего моста, шасси и т.д.).

    Смешанная структура (предметно-технологическая) предусматривает создание заготовительных цехов по технологическому принципу (кузнечно-прессовый, литейный серого чугуна, литейный ковкого чугуна, сталелитейный и т.п.), а обрабатывающих и выпускающих - по предметному.

    1)Структура промышленного предприятия формируется под влиянием следующих факторов:Особенности техники и технологии.

    2) Масштаб производства.

    3)Формы организации производства (специализация, кооперирование, комбинирование, концентрация).

    4) Сложность и номенклатура выпускаемой продукции и оказание услуг.

    5)Уровень механизации, механизации и роботизации производства.

Информация о работе Организационная структура предприятия и оценка её эффективности