Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение эффективности организационной структуры предприятия.
Указанная цель определила необходимость решения следующего комплекса взаимосвязанных задач:
дать определение организационной структуры и охарактеризовать виды оргструктур;
рассмотреть принципы построения организационной структуры;
исследовать факторы, влияющие на выбор и формирование организационных структур;
рассмотреть области применения различных организационных структур;
определить показатели эффективности организационных структур управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и теории организационной структуры……………………. 5
1.2. Виды организационных структур…………………………………… 7
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
2.1. Принципы построения организационной структуры…………….. 18
2.2 Определение эффективной организационной структуры…………. . 21
2.3 Оценка эффективности организационной структуры……………..... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 32

Работа содержит 1 файл

коровенкова курсовая !!.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ  СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Организационная структура предприятия  и оценка ее эффективности 
 
 

                  Выполнил:

                  Коровенкова Ксения Павловна

                  студентка 309 группы,

                  специальность:

                  080113.51 Страховое дело 

                  Научный руководитель:

                  Гольцова  Ирина Феликсовна 
                   

                                                                     

Допустить к  защите:                                                Курсовая работа защищена

«__»_______________2011г.                                   «__»______________2011 г.

Руководитель:                                                           Оценка_________________

___________И.Ф.Гольцова

                  Председатель  ПЦК:

                  общегуманитарных  и социально-экономических дисциплин

                                                                                   О.А.Кожанова___________

                                      

                                               г.о. Самара, 2011  

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..  3 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и теории организационной структуры…………………….   5 

1.2. Виды организационных структур……………………………………   7 

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

2.1. Принципы построения организационной структуры……………..  18

2.2 Определение эффективной организационной структуры…………. .  21

2.3 Оценка эффективности организационной структуры…………….....  23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...   29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..  32

 
 

 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность темы. Разработка эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования.

      Существует  целый комплекс проблем формирования долгосрочной системной концепции эффективной организационной перестройки. Необходимость комплексного исследования этих проблем, высокая их актуальность и практическая значимость предопределили выбор темы курсовой работы, объекта, предмета и цели настоящего исследования.

      Объектом исследования являются производственные организации (предприятия) различных отраслей промышленности, функционирующие в условиях российской экономической среды.

      Предметом исследования являются управленческие и организационно-экономические отношения, связанные с формированием эффективных организационных структур предприятия.

      Целью курсовой работы является определение эффективности организационной структуры предприятия.

      Указанная цель определила необходимость решения  следующего комплекса взаимосвязанных задач:

  • дать определение организационной структуры и охарактеризовать виды оргструктур;
  • рассмотреть принципы построения организационной структуры;
  • исследовать факторы, влияющие на выбор и формирование организационных структур;
  • рассмотреть области применения различных организационных структур;
  • определить показатели эффективности организационных структур управления.

      В курсовой работе использованы аналитический метод и системный подход, предусматривающие анализ экономических явлений в их развитии и взаимосвязи. В работе использованы труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучаемым проблемам, данные периодической печати.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

      ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

      1.1. Понятие и теории организационной структуры

      Логическое  соотношение функциональных областей и уровней управления, построенное  в такой форме, которая позволяет  наиболее эффективно достигать поставленных целей, представляет собой организационную структуру фирмы. Выбор рациональной организационной структуры фирмы — один из наиболее существенных вопросов, определяющих возможности ее успешной деятельности.

      Впервые за изучение организационной структуры  в бизнесе взялся Анри Файоль, глава одного из крупнейших в Европе производств - горно-металлургической компании. Это произошло примерно на рубеже веков во Франции. («Общее и промышленное управление» 1916 год). Приблизительно в то же время в Соединенных Штатах Америки вопросами организации заинтересовались практики: Джон Рокфеллер-старший (1839-1937), Дж. П. Морган (1838-1913) и особенно Эндрю Карнеги (1835-1919, труды которого по-прежнему заслуживают внимания и пользуются весьма серьезным авторитетом). Чуть позже, как уже было сказано, Элиу Рут применил теорию организации в армии США - и то, что г-н Рут консультировал Эндрю Карнеги по юридическим вопросам, вряд ли можно считать совпадением. Примерно в 1895 году Георг Сименс (1839-1901), основатель (в 1870 году) Deutsche Bank, с помощью концепции организационной структуры, разработанной его другом Файолем, спас идущую ко дну компанию Siemens Electric. Уже в то время необходимость в организационной структуре стала очевидной. Впрочем, Фредерик Уинслоу Тейлор сомневался в ее необходимости. И именно на основании этой концепции, т.е. концепции отсутствия структуры, Генри Форд (1863-1947) до самой своей смерти пытался руководить собственной компанией, которая долгое время (до конца 20-х годов) была крупнейшим в мире промышленным предприятием.

      Первая  мировая война показала необходимость  формальной организационной структуры. Но Первая мировая война показала еще и то, что функциональная структура  Файоля (и Эндрю Карнеги) не была единственно правильным типом организации. Сразу после окончания Первой мировой войны сначала Пьер Дюпон (1870-1954), а затем и Альфред Слоун пришли к идее децентрализации. И, тем не менее, в последние несколько лет мы снова вернулись к превознесению «команды» как единственно правильного типа организации всех и вся.

      Сегодня стало ясно, что такого явления, как единственно правильная организационная структура не существует. Есть просто разные виды структур, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Поэтому организационная структура - не самоцель, а инструмент, с помощью которого можно повысить производительность совместного труда работников. В этом качестве любая организационная структура может быть использована для решения определенных задач в определенных условиях и в определенное время.

      Сейчас  много говорят о «конце иерархии».  В любой организации должен существовать непререкаемый авторитет, «босс», - тот, кто принимает окончательное решение и которому беспрекословно подчиняются остальные сотрудники. В ситуации повышенного риска, - а с такой ситуацией рано или поздно сталкивается любая организация, - от четкого руководства зависит само существование организации. «Иерархия» и ее абсолютное признание каждым членом организации - единственная надежда на спасение в кризисной ситуации. Другая ситуация в той же организации требует обсуждения, третья - коллективного труда («работы в команде») и т.д. Во многих организациях обнаруживается одновременно по несколько организационных структур. 
 
 

       1.2. Виды организационных структур

      Самые малые предприятия имеют руководителя и всего несколько подчиненных работников. Это самая простейшая линейная организационная структура управления с одним уровнем иерархии (рис.1.2.1). Если число подчиненных работников около 7, руководитель полностью справляется как с руководством предприятия (управление предприятием), так и с непосредственным руководством и контролем всеми работниками. Если число подчиненных небольшое, то руководитель предприятия, как правило, сам выполняет часть работ.

      Такие маленькие предприятия имеют  минимальные накладные расходы на управление, максимальную управляемость, максимальную скорость реакции на внешние возмущения и высокую экономическую эффективность. 
При увеличении числа подчиненных работников более 7 (организационная структура становится «плоской») возникает перегрузка руководителя, а при числе подчиненных работников более 10-12, руководитель уже просто не в состоянии качественно выполнять обе указанные выше задачи управления, экономическая эффективность предприятия начнет снижаться. Необходимо создание нескольких уровне иерархии, в этом случае руководитель управляет не отдельными работниками, а структурными подразделениями.

      

      Рис.1.2.1. Линейная организационная структура управления предприятием.

      Основной  вопрос, который надо решить при  внедрении линейной организационной структуры - это вопрос формирования структурных подразделений. На практике применяют следующие принципы формирования линейных структурных подразделений:

  • функциональная модель: структурные подразделения сгруппированы по функциям;
  • процессная модель: структурные подразделения сгруппированы по процессам;
  • проектная модель: структурные подразделения сгруппированы по проектам;
  • продуктовая модель: структурные подразделения сгруппированы по продуктам;
  • контрагентская модель (ориентированная на клиента, поставщика, подрядчика): структурные подразделения сгруппированы по контрагентам.

      При этом получаются совершенно разные предприятия  с разной экономической эффективностью. Функциональной модели соответствует  высокая специализация и, соответственно, низкая себестоимость продукции, что дает максимальную эффективность в бюджетном потребительском секторе. При продуктовой модели получают максимальную кооперацию и максимальное качество продукции, что дает максимальную эффективность в VIP потребительском секторе.

      Примерами предприятий с линейной организационной структурой могут быть, например, для малых предприятий Аудиторская компания «Международный консалтинг и аудит», для крупных предприятий, работающих в условиях достаточно стабильной внешней среды, «Коми энергостытовая компания», для государственных организаций «Федеральная антимонопольная служба (ФАС)» России.

      Для достаточно большого предприятия, работающего  в условиях динамического рынка, необходимо наличие в нем специальных  подразделений, упрощающих и сокращающих  вопросы подготовки и принятия решений, требуется переход от линейной организационной структуры управления, имеющей только линейные структурные подразделения и только вертикальные связи управления, на другие структуры.

      При дальнейшем увеличении числа сотрудников для повышения эффективности предприятия необходима уже качественная структурная перестройка предприятия  - создание штаба руководителя (в простейшем случае – помощника) - линейно-штабная организационная структура (рис.1.2.2). Она возможна и при одном уровне иерархии. 

      

      Рис. 1.2.2. Линейно-штабная организационная структура управления предприятием 

      В линейно-штабной организационной  структуре штаб работает только с  руководителем и не работает с  подразделениями. По сравнению с  линейной, при линейно-штабной организационной структуре возрастают накладные расходы, но экономическая эффективность предприятия повышается за счет повышения качества принимаемых решений и сокращения времени на их принятие. При расширении предприятия, расширения ее функций, увеличения вопросов, решаемых руководителем совместно со штабом, опять начинается перегрузка руководителя. Экономическая эффективность предприятия начинает уменьшаться, и потребуется переход предприятия к линейно-функциональной организационной структуре управления.

      Основная  область применения линейно-штабных  организационных структур – небольшие  и средние широкопрофильные предприятия. 

Информация о работе Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности