Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Общая модель фирмы рыночного типа и ее основные функциональные сферы деятельности (маркетинг, производство и научно-техническое развитие, материально-техническое обеспечение, сбыт, финансовое хозяйство и учет, управление персоналом), непосредственно связанны с внешней средой функционирования фирмы. Для выполнения этих функций фирма должна иметь эффективную организационную структуру. В связи с этим кратко остановимся на требованиях, предъявляемых к организационной структуре и управленческому персоналу фирмы.

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия.docx

— 43.17 Кб (Скачать)

                                                   Введение.

Общая модель фирмы  рыночного типа и ее основные функциональные сферы деятельности (маркетинг, производство и научно-техническое развитие, материально-техническое  обеспечение, сбыт, финансовое хозяйство  и учет, управление персоналом), непосредственно  связанны с внешней средой функционирования фирмы. Для выполнения этих функций  фирма должна иметь эффективную  организационную структуру. В связи  с этим кратко остановимся на требованиях, предъявляемых к организационной  структуре и управленческому  персоналу фирмы. Организационная  структура и управленческий персонал должны:

-обеспечивать  бесперебойную, слаженную работу  всех составных частей фирмы,  четкое выполнение ее функций;

-обладать необходимой  гибкостью и маневренностью, чтобы  быстро реагировать на изменения  экономической конъюнктуры и  других внешних условий;

-избегать социальных  конфликтов, осуществлять управление  фирмой с учетом интересов  -трудового коллектива, на основе  принципов социального партнерства;

-не допускать  излишеств в численности управленческого  аппарата и в расходах на  его содержание, так как эти  расходы увеличивают хозяйственные  издержки;

-обеспечивать  высокие конечные результаты, получение  необходимой прибыли при своевременном  выполнении всех обязательств  перед поставщиками и покупателями, бюджетом и банками.

Исходя из принципов  горизонтального и вертикального  разделения труда, все хозяйствующие  субъекты, за исключением самых малых, разделены на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления. Этот процесс условно состоит из следующих этапов:

-разделение  всего объема работ на специализированные  задачи;

-группировка  этих задач с целью определения  функциональных видов работ,

-формирование  на основе функциональных видов  деятельности специальных подразделений  и закрепление за каждым конкретным  видом работы специалистов (так  называемое горизонтальное специализированное  разделение труда);

-делегирование  полномочий и распределение ответственности;

-определение  числа уровней в иерархии управления.

Пункты 1-3 характеризуют границы горизонтального разделения труда, а пункты 4-5 - границы вертикального разделения труда. Итак, если пункты 1-3 показывают процесс разделения труда на компоненты общей деятельности, т.е. формирование функциональных управленческих подразделений (с закреплением за ними специалистов), то пункты 4-5- координацию этой деятельности. Логическое соотношение функциональных областей и уровней управления, построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей, представляет собой организационную структуру фирмы. Выбор рациональной организационной структуры фирмы - один из наиболее существенных вопросов, определяющих возможности ее успешной деятельности.

 Целью данного  исследования является изучение  организационную структуру предприятия  и оценку ее эффективности.

 Задачами  данной работы является рассмотрение  следующих вопросов:

-изучить понятия,  характеризующие строение организации;

-рассмотреть  связь типов организации и  принципов построения организационных  структур: линейные структуры управления; функциональные структуры управления; смешанные структуры; дивизиональные  структуры; проектные структуры;  матричные структуры и сетевые  структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятия, характеризующие строение организации.

Структура - это  организационная характеристика системы; совокупность устойчивых, системообразующих  связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и  пропорциональность между составляющими  ее элементами.

Организационная структура управления - это состав, взаимосвязь и соподчиненность  самостоятельных управленческих подразделений  и отдельных должностей, выполняющих  функции управления. Организационная  структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между  элементами управления и надежность функционирования системы в целом.

Звено управления - обособленное подразделение со строго определенными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном  уровне могут находиться несколько  звеньев управления. Из западного  менеджмента в наш профессиональный лексикон пришло понятие «департаментализация», или «департаментизация», означающее процесс организационного обособления, выполнения отдельных работ, выделения  особых подразделений, процесс деления  компании на отдельные блоки (отделения, отделы, сектора) с четко определенными  задачами и обязанностями. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям. По содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на три группы:

1) связи непосредственного  взаимодействия, обеспечивающие формирование  у системы новых системных  свойств, отсутствующих у отдельных  составляющих ее элементов;

2) отношения  соподчиненности, устанавливающие  иерархическую зависимость в  организации и определяющие «этажность»  строения организации;

3) соотношения,  устанавливающие пропорциональность  строения организации и обеспечивающие  взаимное соответствие количественных  и качественных параметров отдельных  составляющих системы.

По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи - связи кооперации и координации равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные  связи - связи руководства и подчинения, субординационные и иерархические  связи. Необходимость в них возникает  при наличии нескольких уровней  управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальные связи могут  носить линейный или функциональный характер.

Линейные связи - связи подчинения по всему кругу  вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство  подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные  связи - связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

Инвариантные  связи - связи, которые могут оставаться практически неизменными при  любых условиях, что обусловлено  сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной конкретной организации.

Вариабельные  связи - связи, которые при изменении  ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться  в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних  классификационных групп в другие.

Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации, но не определяют ее строение. Основой строения структуры  является соединение - узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих  каналов. На базе основных типов соединений в организации ( см.рис.1) может быть построено множество структур,в том числе:

-технологические  структуры - совокупность связей  технологического процесса изготовления  продукции;

-организационно-управленческие  структуры - совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность,  координацию и регулирование  деятельности организации по  достижению ее целей;

-экономические  структуры - совокупность отношений  экономического взаимодействия  отдельных членов организации;

-социально-психологические  структуры - совокупность связей, устанавливающих социальный статус  членов организации, психологические  отношения между людьми.

Структуру формируют  только устойчивые связи и отношения. Составляющие структуру связи должны быть четкими, достаточно выраженными  и сильными, а отношения ясными, определенными и однозначными. Необходимо отметить, что существуют структуры  с ослабленными связями. Такие структуры  образуются при переходе системы  из одного состояния в другое.

2.Связь типов  организации и принципов построения  организационных структур.

Существуют  разнообразные альтернативные варианты построения организационных структур. Можно выделить три крупные группы организационных структур - бюрократические (механистические), дивизиональные и  программно-целевые. Рассмотрим сущность, основные черты и классификацию  этих организационных структур. Организационные  структуры строятся по определенным принципам, которые связаны с  типом организации. Современный  менеджмент рассматривает прежде всего  организации двух типов бюрократическую  и органическую. Для бюрократических  организаций характерны иерархические  структуры:

· линейные;

· функциональные;

· линейно-функциональные;

· дивизиональные.

Органические  организации обычно имеют проектные  и матричные структуры, а также  могут быть деструктурированными.

Линейная структура  управления.

В основе линейной структуры управления лежит принцип  единоначалия, означающий, что во главе  каждого подразделения стоит  руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в  своих руках все функции управления. К достоинствам линейной структуры  относятся:

-единство распорядительства;

-простота и  четкость подчинения;

-полная ответственность  руководителя за результаты деятельности  подчиненных ему подразделений;

-оперативность  в принятии решений;

-согласованность  действий исполнителей;

-получение нижестоящими  звеньями согласованных между  собой распоряжений и заданий.

Недостатками  линейной структуры являются:

-большая информационная  перегрузка руководителя, огромный  поток документов, множественность  контактов с подчиненными, вышестоящими  и смежными звеньями;

-высокие требования  к руководителю, который должен  быть высококвалифицированным специалистом  с обширными разносторонними  знаниями и опытом по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками;

-пригодность  к решению только оперативных  текущих задач;

-невозможность  решать задачи, обусловленные постоянно  меняющимися условиями функционирования  организации.

Линейные организационные  структуры в чистом виде применяются  только в низовых производственных звеньях, а также на малых предприятиях, особенно в период их становления.

Функциональные  структуры управления.

Для функциональных структур управления характерно создание подразделений, каждое из которых имеет  свою определенную задачу и обязанности. Каждый орган управления ориентирован на выполнение отдельных видов управленческой деятельности; в каждом из них создается  аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В  основе функциональной структуры лежит  принцип полного распорядительства, заключающийся в том, что выполнение указаний функционального органа в  Достоинствами функциональной структуры  являются:

-высокая компетентность  специалистов, отвечающих за выполнение  конкретных функций;

-специализация  подразделений на выполнении  определенного вида управленческой  деятельности;

-ликвидация  дублирования в выполнении задач  управления отдельными службами.

К недостаткам  функциональных структур относятся:

-нарушение принципа  единоначалия при использовании  принципа полного распорядительства;

Информация о работе Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности