Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является — проведение анализа оптимизации структуры оборотных средств и управление дебиторской задолженности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание понятия оборотных средств предприятия;
- оценить динамику состава и структуры оборотных средств;
- проанализировать оборачиваемость оборотных средств;
- рассмотреть способы рефинансирования дебиторской задолженности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы содержания оборотных средств предприятий……...4
1.1 Экономическое содержание оборотных средств……………………...……4
1.2 Состав и структура оборотных средств……………………………………..6
1.3 Источники формирования оборотных средств……………………………..9
1.4 Методы рефинансирования дебиторской задолженности предприятия……………………………………………………………………...11
2 Анализ установления оптимальной структуры оборотных средств на примере ОАО «Оренбургэнергосбыт»…………………………………………16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….16
2.2 Оценка динамики состава и структуры оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….20
2.3 Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт»…………………………………………………...23
2.4 Анализ состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….28
3 Разработка мер по оптимизации структуры оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….35
3.1 Факторинг как инструмент рефинансирования дебиторской задолженности…………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………..41
-
определение характера
-
установление условий
-
ускорение востребования
- уменьшение доли безнадежных долгов.
В зависимости от новации, присутствующей при разработке и реализации кредитной политики хозяйствующего субъекта, методы и инструменты управления можно условно разделить на две группы:
1.
Традиционные методы и
2.
Инновационные методы и
Традиционные методы и инструменты управления возникли на основании функционального подхода в теории управления. К данной группе методов относятся:
- анализ состояния дебиторской задолженности;
- организация системы расчетов с дебиторами;
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов;
-
контроль за движением
В данном случае нас больше всего интересуют инновационные методы и инструменты управления дебиторской задолженностью. При этом под инновацией понимается новый продукт (технология, инструмент), соответствующий четырём ключевым критериям:
1.
Важности. Новый продукт должен
предоставить потребителю
2. Уникальности. Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли будет высоко оценена.
3. Устойчивости. Новый продукт может представлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, то его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными.
4.
Ликвидности. Компания должна
иметь возможность реализовать
созданный товар, а для этого
он должен быть надёжным и
эффективным, должен
Перечисленным
выше критериям соответствуют такие
инструменты управления дебиторской
задолженностью, как форфейтинг и
факторинг. Форфейтинг и факторинг
– это инструменты
Форфейтинг больше связан с развитием международной торговли, требующей увеличение сроков коммерческого кредитования.
Факторинг – инструмент рефинансирования дебиторской задолженности, при использовании которого данный оборотный актив переходит в денежные средства путем предоставления финансовым агентом поставщику финансирования взамен на уступленные им денежные требования к своим дебиторам.
В российском законодательстве под факторингом понимают сделку, оформленную договором финансирования под уступку денежного требования, в соответствии с которым одна сторона (финансовый агент) передаёт или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счёт денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров (работ, услуг) третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Механизм
реализации факторинга заключается
в следующем. Поставщик, уступив
дебиторскую задолженность
-
комиссию за обработку
-
комиссию за оказание
- плату за пользование заёмными средствами;
-
плату за кредитный риск (в
случае безрегрессного
Таким образом отсрочка платежа превращается в поставку с немедленной оплатой, что освобождает поставщика от дополнительных затрат, связанных с управлением дебиторской задолженности (Рис. 4).
1 – поставщик и финансовый агент заключили между собой договор факторинга;
2 –
поставщик осуществил поставку
продукции покупателю на
3 – финансовый агент в рамках факторингового обслуживания осуществляет финансирование поставщика в течение 24-48 часов с момента получения соответствующих документов;
4 –
покупатель по истечении
5 – финансовый агент выплачивает поставщику оставшуюся сумму за вычетом стоимости факторингового обслуживания.
Рис.4 Механизм реализации факторинга
Из
рассмотренных инновационных
Преимущества, которые приносит факторинг участникам сделки:
Для поставщика:
-
Ускорение оборачиваемости
-
Сокращение расходов, связанных
с административным
-
Улучшение финансового
- Усиление конкурентных позиций на рынке
-
Снижение риска упущенной
- Отсутствие залога
- Экономия на налоге на прибыль
Для финансового агента:
- Привлечение новых клиентов
- Получение дохода
- Диверсификация деятельности
Для покупателя:
- Приобретение товаров (работ, услуг) на условиях отсрочки платежа
- Снижение риска приобретения некачественной продукции
- Увеличение объёмов закупок.
Таким
образом, в современных рыночных
условиях ОАО «Оренбургэнергосбыт» вынуждено
уделять пристальное внимание вопросу
управления своей дебиторской задолженностью.
При построении политики управления данным
оборотным активом предприятие может
воспользоваться не только традиционными,
но и инновационными методами и инструментами
управления, в частности, факторингом.
Заключение
Состояние и эффективность
использования оборотных
Делая выводы о деятельности ОАО «Оренбургэнергосбыт», следует отметить, что за анализируемый период (с 2007 года по 2009 год) ключевыми стали следующие моменты:
С 2007г. по 2009г. наблюдалась положительная динамика изменения валюты баланса предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт». Если в 2007г. Валюта баланса составила в среднем 890112 тыс.руб., то в 2009г. сумма увеличилась до 2453722 тыс.руб. Данное увеличение говорит об эффективной деятельности предприятия. Об этом также свидетельствует результат расчета показателя рентабельности оборотных средств, который показал, что прибыль, получаемая на каждый рубль оборотного капитала в 2007г. составила 22,46 %, а в 2009г. – 44,22 %. При этом следует отметить, что самым благополучным стал 2008г., когда рентабельность оборотных средств достигала 46,55 %.
Показатель
- понижается объем реализации на каждый вложенный рубль оборотных средств;
- на тот же объем продукции требуется большая величина оборотных средств.
Ускорения оборачиваемости оборотных средств можно достигнуть за счет использования следующих факторов:
- опережающий темп роста объемов продаж по сравнению с темпом роста оборотных средств;
- совершенствование системы снабжения и сбыта;
- снижение материалоемкости и энергоемкости продукции;
- повышение качества продукции и ее конкурентоспособности;
- сокращение длительности производственного цикла и др.
Дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) перед данной организацией.
Рассчитав долю дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, мы видим, что на конец 2007г. она составила 45,34%, а в 2008г. Доля дебиторской задолженности значительно понизилась до 16,26%, но в 2009г. увеличилась до 25,33% . Очевидно, дебиторская задолженность не является основной составляющей оборотных активов, что позволяет предприятию работать, не прибегая к использованию заемных средств. Тем не менее, существует тенденция к увеличению доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, что должно обратить на себя внимание руководства.
Предприятию ОАО «Оренбургэнергосбыт» можно предложить следующие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:
-
контролировать состояние
-
по возможности
-
следить за соотношением
Список
использованных источников
1. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2007. – 608 с. ISBN 5-85971-706-7
2. Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 447 с. ISBN 5-238-00231-9.
3. Николаева Т.П. Финансы предприятий / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, М., 2003 - 158 с.
4. Финансы организаций (предприятий) [Текст] : учеб. для вузов / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай .- изд. испр. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 576 с. - (Высшее образование). - Прил.: с. 559-571. - Библиогр.: с. 554-558. - ISBN 978-5-16-002926-9.