Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 11:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является — проведение анализа оптимизации структуры оборотных средств и управление дебиторской задолженности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание понятия оборотных средств предприятия;
- оценить динамику состава и структуры оборотных средств;
- проанализировать оборачиваемость оборотных средств;
- рассмотреть способы рефинансирования дебиторской задолженности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы содержания оборотных средств предприятий……...4
1.1 Экономическое содержание оборотных средств……………………...……4
1.2 Состав и структура оборотных средств……………………………………..6
1.3 Источники формирования оборотных средств……………………………..9
1.4 Методы рефинансирования дебиторской задолженности предприятия……………………………………………………………………...11
2 Анализ установления оптимальной структуры оборотных средств на примере ОАО «Оренбургэнергосбыт»…………………………………………16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….16
2.2 Оценка динамики состава и структуры оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….20
2.3 Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия ОАО «Оренбургэнергосбыт»…………………………………………………...23
2.4 Анализ состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….28
3 Разработка мер по оптимизации структуры оборотных средств ОАО «Оренбургэнергосбыт»………………………………………………………….35
3.1 Факторинг как инструмент рефинансирования дебиторской задолженности…………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………..41
В зависимости от наличия функции финансирования поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:
- факторинг с уплатой, который включает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5-1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его ростом;
- факторинг с уплатой и финансированием включает выплату поставщику сразу после поставки товаров до 90 % от их продажной цены, при наличии накладных, акцептованных покупателем. Остаток выплачивается после погашения долга. В этом случае фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С ростом количества дебиторов риски фактора размываются и комиссия снижается. Также поставщик уплачиваетфФактору плату за использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов выше ставки по кредитам. Размер этой платы зависит от срока оборачиваемости дебиторской задолженности поставщика. В России фактор обычно требует предоставления оригиналов документов по произведенной поставке (счет фактура и товарно-транспортная накладная), взимая незначительную комиссию (порядка 50-70 руб. за с/ф) за регистрацию этих документов. В западной же практике такая составляющая комиссии тоже существует, но часто поставщик присылает в факторинговую компанию электронный файл, содержащий книгу продаж за определенный срок, оригиналы документов по поставкам предоставляются позднее.
В
операциях внутреннего
При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности покупателя, ибо риски Фактора связанные с неоплатой счетов относятся именно к покупателю, а не к поставщику. Конечно, фактор производит проверку и поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери фактора. Во избежание появления “плохих долгов” от покупки некоторых счетов или долгов отдельных покупателей фактор может отказаться, либо предложить соглашение о покупке дебиторской задолженности с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику. В этом соглашении оговаривается срок наступления регресса, на какие долги он распространяется, в какой срок и каким образом происходит его исполнение. В России обычно регресс наступает через 30 дней после истечения отсрочки платежа, но Поставщик имеет возможность с согласия фактора продлить отсрочку платежа при наличии объективных трудностей у покупателя. Наличие регресса не сводит риски фактора к нулю, а лишь снижает их. При факторинге с регрессом фактор не берет на себя кредитный риск, то есть риск неплатежа покупателя вообще, а принимает ликвидный риск-риск неоплаты в срок, что происходит гораздо чаще. Российские покупатели не отличаются четкой платежной дисциплиной. Платеж покупателя через 3-5 дней после истечения отсрочки общепринятая практика.
Существует несколько видов факторинга.
1. Факторинг с правом регресса — наиболее востребованный в России вид факторинга, в рамках которого поставщик, отгрузив товар и предоставив в банк отгрузочные документы, незамедлительно получает финансирование в размере до 90 % от суммы поставки. Оставшуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения банк перечисляет на счет поставщика после того, как дебитор расплатится за товар.
Популярность факторинга с правом регресса у российских компаний объясняется относительно низкой стоимостью в сравнении с другими видами факторинга, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок дебитором поставщик принимает на себя.
2.
Факторинг без регресса к
Факторинг без регресса очень привлекателен для поставщиков товаров, работ и услуг, но поскольку в этом случае банк принимает на себя риски в значительно большем объеме, это не может не отразиться на стоимости услуги. Поэтому, заинтересовавшись факторингом без регресса, клиент должен понимать, что стоимость этой услуги в сравнении с регрессным факторингом будет выше.
3. Экспортный факторинг — это комплекс финансовых услуг, которые фактор-банк оказывает клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности по экспорту. Экспортный факторинг позволяет поставщикам совершать расчеты на условиях отсрочки платежа без существенного отвлечения оборотных средств. Получая финансирование от банка, продавец может предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 календарных дней, а ведь именно отсрочка платежа, как правило, является преобладающим условием оплаты при расчетах на товарных рынках экономически развитых стран.
4.
Импортный факторинг — вид
факторинга, когда покупатель и
фактор являются резидентами
одной страны, а продавец находится
в другой. Банк по запросу экспорт-
Факторинг - незаменимый финансовый инструмент для новых и небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг - беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории.
Операцией, близкой к факторингу, является форфейтинг. Однако в отличие от него форфейтинг - это инструмент управления дебиторской задолженностью, представляющий собой покупку форфейтером у экспортёра долга, как правило, оформленного аккредитивом или векселем, акцептованным импортером. Данный финансовый инструмент применяется также для финансирования внешнеторговых операций, носит среднесрочный характер (от 180 дней и более) и предназначается для экспортёров товаров и услуг капитального назначения (например, строительство промышленных объектов за рубежом).
Принцип
механизма форфейтинга
Реализация форфейтинговой сделки осуществляется в пять этапов:
1. Переговоры с форфейтером.
Экспортёр обращается к форфейтеру с предложением профинансировать будущую экспортную сделку, предварительно подав заявку и указав в ней основные параметры. Форфейтер связывается с экспортёром и оговаривает с ним технические аспекты форфейтинговой сделки: инструмент и схему финансирования, расходы и размер вознаграждения. Далее происходит корректировка параметров будущей сделки и расчёт стоимости финансирования.
2.
Заключение торгового
На этом этапе происходит заключение торгового контракта между экспортёром и импортёром, предметом которого становится поставка оборудования или выполнение работ на условиях рассрочки платежа. Особенностью реализации данного этапа является то, что экспортёр, выступая в роли кредитора, должен предложить готовое решение по финансированию импортёра, а задачей последнего остается открытие аккредитива.
3.
Заключение договора
Экспортёр и форфейтер заключают между собой договор форфейтинга, обязательным условием которого выступает наличие согласованной между всеми участниками сделки проформы аккредитива.
4. Реализация экспортной сделки.
Импортёр дает своему банку распоряжение на открытие аккредитива в адрес форфейтера на ранее оговоренных условиях. Форфейтер информирует банк экспортёра об открытии аккредитива, после чего экспортёр реализует свою продукцию в пользу импортёра.
5.
Исполнение форфейтинговой
Экспортёр, выполнив свои обязательства по экспортной сделке, предоставляет форфейтеру пакет документов и инструкцию об оплате. Форфейтер производит оплату за вычетом стоимости форфейтингового финансирования и информирует банк импортёра о полученных документах, который, в свою очередь, осуществив проверку их подлинности, направляет извещение об оплате импортёру. Только после выполнения импортёром всех своих обязательств перед форфейтером он получает необходимые документы, подтверждающие его право собственности на поставленную продукцию.
Таким
образом, использование форфейтинга
как инструмента
Для экспортера:
- минимизация затрат, связанных с управлением дебиторской задолженностью, возникшей в процессе реализации экспортной сделки
- ликвидация кассовых разрывов за счет получения денежных средств сразу после поставки продукции
- передача рисков, в частности риска неплатежа, форфейтеру
- конфиденциальность подобных сделок
Для форфейтера:
- получение более высокого дохода по сравнению с классическим банковским кредитованием
- диверсификация банковской деятельности
- возможность продажи приобретенных активов на вторичном рынке
- привлечение новых клиентов
Для импортера:
- получение необходимой, в том числе уникальной продукции
- наличие возможности продления срока кредитования в случае затруднений с оплатой по экспортной сделке
-
использование кредитной линии в банке.
2 Анализ установления оптимальной структуры оборотных средств и рефинансирование дебиторской задолженности на примере ОАО «Оренбургэнергосбыт»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика исследуемого
объекта
История создания Энергосбыта началась с 1998 года. Во времена перестройки функции сбыта, закреплённые за предприятием "Энергонадзор" (ранее "Энергосбыт") были переданы на сетевые предприятия и станции. В итоге Энергосбыт как сбытовое подразделение прекратил своё существование. Для координации действий в ОАО "Оренбургэнерго" была создана служба сбыта - информационно-аналитическая служба, занимавшаяся сбором информации с предприятий и формированием отчётов, отправляемых в Уралэнерго и РАО "ЕЭС России".
В 1998 году, были заложены правовые основы энергосбытовой деятельности ОАО "Оренбургэнерго", создан эффективный (по тем временам) механизм ввода ограничений.
С 1 декабря 1998 года Управление по сбыту тепловой и электрической энергии приняло от сетевых предприятий Южно-Уральскую железную дорогу.
1
апреля 1999 года появилось новое
предприятие в составе ОАО
"Оренбургэнерго" - обособленное
подразделение "Энергосбыт". В
него влилось Управление по
сбыту тепловой и
Прекратить неоплачиваемый отпуск энергии, повысить доли "живых" денег в общей оплате, обеспечить автоматизацию расчётов - вот лишь некоторые из задач, которые предстояло решать новому предприятию.
2003-2004года
- время, когда была введена
новая система оплаты за