Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:56, реферат
В настоящее время международная финансовая система во все большей степени становится глобальным информационно-финансовым комплексом. Поэтому функционирование банков как никогда во многом зависит от изменений, происходящих во внешней среде.
Другой аспект глобализации, связан с тем, что пользователи Интернет в разных странах - потенциальный рынок банковских услуг (емкость рынка можно оценить по размеру активной аудитории Интернет (см. приложение 1). Единственный элемент, который отсутствует - безопасные платежные системы. Если банки упустят шанс войти на рынок, они могут потерять монополию на платежные услуги. Фактор конкуренции и является второй причиной "освоения" Интернет банками.
Относительная стабилизация отечественной экономики в 2008 году обеспечила в свою очередь стабильный рост сектора банковской автоматизации. По мере обострения конкуренции на рынке банки вынуждены диверсифицировать свою деятельность, расширять спектр предлагаемых услуг, а значит инвестировать в соответствующие ИТ-решения, которые позволят повысить эффективность работы. В соответствии с меняющимися тенденциями бизнес-среды компании-разработчики достаточно оперативно выступают с предложениями новых программных продуктов для этого сегмента. Одновременно российские банки готовятся к переходу на МСФО, в связи с чем активизируют процессы модернизации эксплуатируемых АБС или внедрения новых решений, что стимулирует постоянное увеличение объемов рынка банковской автоматизации.11
В целом за последние три года рынок продаж финансового программного обеспечения вырос в два раза — в основном за счет 200-300 крупных, активно развивающихся банковских учреждений, которые постоянно усложняют свои задачи в области автоматизации. Бюджеты, выделяемые ими на информационные технологии, по оценкам «Диасофт», сегодня превышают уровень 1998 г. в некоторых случаях до 10 раз.
Эксперты и ведущие игроки сходятся во мнении, что отечественный рынок банковской автоматизации в 2008 году характеризовался достаточной стабильностью, позволившей компаниям-игрокам внести необходимые изменения в свои продуктовые линейки в соответствии с меняющимися запросами бизнес-среды.
В таблице приложения 2 отражена классификация управленческих задач автоматизации в банковском секторе.
Выделяют несколько основных тенденций, характерных для банковской автоматизации на современном этапе:12
1. Рост рынка.
Развитие банковских технологий отражает те процессы, которые происходят в целом на рынке кредитных организаций. На фоне относительной стабилизации российского финансового сектора с одной стороны увеличивается потребность в банковском обслуживании, а с другой стороны укрупняются банки, конкуренция между ними растет, начинается экспансия столичных компаний в регионы, а также диверсифицируется банковская деятельность.
2. Переход на новые АБС.
В 2008 году банки, подстегиваемые скорым переходом на международные стандарты работы, ускорили темпы замены своего программного обеспечения, установленного в конце 90-х гг. По данным «Диасофт», в среднем каждый банк раз в пять лет либо меняет АБС (примерно треть финансовых учреждений), либо переходит на новую версию. Ежегодно подобные акции осуществляет порядка 20-30% банковских структур. Так, в 2007 году около 170 банков перешли на более современные АБС, а на вопрос о намерении заменить систему в 2008 г. положительно ответили свыше 300 банков. Данный процесс стимулируют, во-первых, объективные причины (совершенствование технологий или появление новых видов бизнеса), а во-вторых, выявление просчетов разработчиков в выборе стратегии.
3. Расширение функциональности АБС.
По мере укрупнения бизнеса и роста сложности решаемых задач банки повышают требования к функциональности АБС — в частности, с точки зрения производительности, быстродействию и комплексности решения. Одновременно с изменением технологического и инструментального подхода к автоматизации банковской деятельности, улучшается и само качество автоматизированных систем, предлагаемых на рынке.
4. Интегрированные решения.
Постепенно возрастают требования рынка к интегрированности решений, эксплуатируемых в банках. Подход к интеграции продуктов от различных производителей, автоматизирующих отдельные направления банковской деятельности, считается сейчас более перспективным, чем использование решения одного поставщика. Разработчики банковского программного обеспечения начинают учитывать этот фактор в своих новых продуктах, что обуславливает переход от жесткой конкуренции к сотрудничеству игроков. Рыночная доля услуг по интеграции различных информационных решений, соответственно, увеличивается.
5. Решения для розничного бизнеса.
Интерес банков к специализированным ИТ-решениям стимулировали такие обозначившиеся в 2008 году тенденции, как развитие розничного бизнеса, ипотечного и потребительского кредитования. Как следствие, по-прежнему уделяется много внимания решениям класса CRM или интернет-технологиям доступа к сервисам банка. Одновременно активизируются работы по развитию интеграционных платформ с различными терминалами для обслуживания физических лиц.
6. Управленческие решения.
Сохранение курса ЦБ РФ на перевод подготовки отчетности в соответствие с международными стандартами активизирует разработку решений, ориентированных на ведение нескольких плоскостей учета, а также различных аналитических и прогнозных систем. Как уже говорилось, переход на МСФО может послужить одним из определяющих на ближайшее время факторов развития банковских ИТ. В частности, по итогам 2008 года отмечается увеличение числа запросов на построение в банках систем консолидации и финансового управления на базе хранилищ — ранее не значившихся в списке банковских ИТ-приоритетов. Сейчас их актуальность возрастает, поскольку подготовка отчетности по стандартам МСФО требует консолидация информации из разнородных источников. По данным Intersoft Lab, число обращений банков по вопросам построения ИАС в прошлом году возросло почти в 5 раз, число проектов по постановке и внедрению различных управленческих технологий — в 2,5 раза. Новые решения в данной области в 2008 году также представили «ПрограмБанк», R-Style, «Диасофт», CSBI и «Заказные ИнформСистемы» и другие.
По итогам
анкетирования российских банков, проведенного
Intersoft Lab в рамках маркетинговой программы
«Бюджетирование для банков» летом 2008 года,
85% опрошенных отметили, что используемые
ими в данный момент «самодельные» решения
для бюджетирования не соответствуют реальным
потребностям бизнеса, и сейчас они выбирают
адекватные промышленные решения для
автоматизации финансового планирования
и бюджетирования (рис. 1).
Рисунок 1 – Внедрение бюджетного планирования13
7. Приоритет тиражируемых решений.
Большинство банков начинает делать выбор в пользу готовых тиражируемых решений, адаптируемых под специфику каждого конкретного банка. Постепенно уменьшается число банков, использующих собственные продукты. По мере ужесточения требований к функционалу и расширения возможностей систем, возрастают стоимость и сложность их разработки и сопровождения, что в итоге приводит к экономической нецелесообразности создания и эксплуатации ИТ-решений силами банковских специалистов.
8. Организация дистанционного обслуживания клиентов .
В 2008 году значительно увеличилось число приверженцев интернет-банкинга, как среди банков, так и среди населения — по итогам года удвоилось и число пользователей, и объемы операций. Активно развиваются мобильные платежи и SMS-банкинг. Новой услугой 2008 год стало развитие SMS-сервиса для владельцев пластиковых карт, в частности, мониторинг карточных операций с помощью SMS-сообщений на мобильные телефоны (включая сообщения об остатке средств на карте, зачислении и списании сумм). Подобное сервисное направление, считается, повышает безопасность карточных операций, особенно в решениях, где комбинируются каналы сотовой связи с интернетом: например, услуга заказывается на сайте с подтверждением по мобильному телефону.
9. Рост инвестиций в консалтинг.
На рынке банковской автоматизации постепенно увеличивается роль и доля участия консалтинговых компаний. Теперь не только крупные, но и средние банки при выборе информационного решения привлекают консалтинговые компании, в частности, прибегая к их услугам для упорядочения внутренней учетной политики — что в целом свидетельствует о большей «цивилизованности» рынка.
10.
Развитие интернет-
Отечественные банки все больше стремятся обозначить свое присутствие в сети, в полной мере оценивая маркетинговый потенциал интернет-ресурса. По оценкам «Газпромбанка», на рынке существует тенденция к обновлению банками дизайна своих сайтов в среднем раз в два-три года. За это время несколько меняются web-технологии, расширяются возможности разработчиков, а также корректируется направленность работы самого кредитного учреждения. Главной задачей для развития интернет-представительства, как известно, является информационное наполнение. По мнению специалистов, поддержкой качественного сайта в структуре банка должно заниматься не менее 4-5 человек, в рамках специального отдела, аккумулирующего информацию из различных банковских подразделений.
Информационные технологии привели к виртуализации и банковской деятельности. Глобальная сеть становится одним из основных источников информации и ее транспортным средством. Наиболее важные достоинства интернет технологии с точки зрения банка - это поддержка распределенной работы, унификация клиентских рабочих мест, упрощение администрирования, снижение общей стоимости владения информационным комплексам.
Интернет
дает возможность создавать
В чем заключается принципиальная разница между виртуальным и классическим банком? Виртуальный банк (virtual bank) - это банк, работающий с клиентами исключительно через Интернет и в отличие от традиционных банков не располагающий филиальной сетью. В случае виртуального банка клиент полностью лишен возможности контакта с его фронтофисом. Банк привлекает и обслуживает клиентов исключительно через Сеть. Таких банков в мире немного. Как правило, банки предпочитают сочетание виртуальных и классических технологий. Существует только один банк, использующий исключительно онлайновые технологии. Это Wingspan, имеющий примерно 100 тыс. клиентов.
От виртуального банка следует отличать Интернет-банк (Internet bank), то есть банк, предоставляющий услуги интернет - банкинга. Интернет - банком может являться как традиционный банк, обслуживающий клиентов, в том числе и через Интернет, так и виртуальный банк.
На Западе интернет банкинг предоставляет следующие возможности:
Первопричинами
использования системы
Первый виртуальный банк Security First Network Bank открылся в 1995 г. в Америке. Он существует и поныне, являясь одним из лучших банков такого рода. В реальном мире он не имеет ни офиса, ни филиалов, ни сколько-нибудь привычных атрибутов банка - операции клиенты банка осуществляли через Интернет. Идея создания интернет-банка возникла именно в Америке. Одной из причин стало существующее в США ограничение на открытие банками филиалов в других штатах. Перемещение клиента (а в США миграция населения очень высока) влечет за собой негативные последствия для обеих сторон: банк теряет клиента, а клиент теряет все привилегии, приобретенные им в банке, и должен доказывать свою платежеспособность заново. Банкам пришлось искать варианты предоставления услуг клиенту, находящемуся в другом штате или стране.