Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть проблему повышения эффективности методов управления финансами предприятия. Оценка качества менеджмента актуальна не только для управления качеством деятельности. От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие вопросы:
•раскрыть понятие финансового менеджмента, его содержание, цели и функции;
•изучить, кто относится к субъектам финансового менеджмента;
•рассмотреть современные концепции финансового менеджмента;
•оценить эффективность финансового менеджмента на предприятии.
Финансовый менеджмент является самостоятельной областью знаний, учебной и научной дисциплиной. Это подтверждается, в частности, наличием ряда базовых взаимосвязанных финансовых концепций, развитых в рамках теории финансов. С помощью каждой базовой концепции выражается основная точка зрения на какое-либо явление. Такими базовыми концепциями в финансовом менеджменте являются:
Концепция денежного потока (Cash Flow Concept). Существуют различные модельные представления предприятия. Одна из распространенных моделей, составляющая суть денежного потока, - представление предприятия как совокупности чередующихся притоков и оттоков денежных средств. В основе концепции – логичная предпосылка о том, что с любой финансовой операцией может быть ассоциирован некоторый денежный поток, т.е. множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков), понимаемых в широком смысле. В качестве элемента денежного потока могут выступать, доход, расход, прибыль, платеж и др. В подавляющем большинстве случаев речь идет об ожидаемых денежных потоках. Именно для таких потоков разработаны формализованные методы и критерии, позволяющие принимать обоснованные решения финансового характера. Разность между выходными и входными показателями за соответствующий период времени будет представлять собой прибыль организации (предприятия, бизнеса).
Концепция временной ценности (The Time Value of Money Concept) заключается в том, сот денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы, оборачиваемостью.
Концепция компромисса между риском и доходностью (Risk and Return Tradeoff Concept) состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими взаимосвязанными понятиями, как правило, пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, тем выше и степень риска. Верно и обратное. Поэтому ключевым критерием при планировании подавляющего большинства потенциально обещающих доход финансовых операций является критерий субъективной оптимизации соотношения {доходность (доход), риск}.
Концепция операционного и финансового рисков (Operating Risk and
Financial Risk Concept) предопределяется тем обстоятельством, что любой фирме всегда свойственны два основных типа риска – операционный (предпринимательский и производственный) и финансовый. Операционный риск может пониматься в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет об отраслевых особенностях данного бизнеса, предопределяющих специфическую в среднем структуру активов. Так, завод по производству автомобилей существенно отличается по составу и структуре активов от предприятия, производящего продукты питания. Этот риск должен приниматься во внимание инвесторами, вкладывающими капитал именно в эту отрасль, а управление им должно означать расстановку приоритетов в
отношении возможных объектов инвестирования. В этом смысл операционного риска (предпринимательского риска – Business Risk) в широком понимании. Во втором случае речь идет о повышении технического уровня как результате активной инновационной деятельности фирмы, предусматривающий освоение новых технологий. Подобные действия имеют своим результатом структурные сдвиги в активах фирмы, проявляющиеся в повышении доли внеоборотных активов. Уровень этого риска в той или иной степени регулируется высшим руководством фирмы, включая ее топ-менеджеров, предопределяющим политику в отношении ее материально-технической базы (активная сторона баланса, инвестиционный аспект). Приобретение новых дорогостоящих активов означает длительное омертвление денежных средств в материально-технической базе компании. Эти вложения надо постепенно окупать через выручку. Если по какой-нибудь причине бизнес не станет прибыльным, вернуть средства можно будет лишь путем распродажи (вынужденной) активов, что всегда несет серьезные финансовые потери. Выбрав тот или иной вариант обновления долгосрочных активов или вариант приобретения активов в ходе реализации программы диверсификации бизнеса, можно принять неверное решение по инвестированию свободных средств. В этом смысл операционного риска в узком понимании. В основе обоих представлений риска – и предпринимательского, и производственного – лежит отраслевая специфика бизнеса (в первом случае эта специфика рассматривается с позиции инвестора как поставщика финансовых ресурсов фирме, а во втором – с позиции руководителя фирмы). Именно поэтому их можно объединить в одну категорию - «операционный риск». Второй тип риска – финансовый – связан со структурой капитала и должен приниматься во внимание при принятии решений в отношении источников финансирования фирмы (пассивная сторона баланса, источниковый аспект). Дело в том, что любому бизнесу присуща стратегическая нехватка источников финансирования. Возможные варианты развития не могут быть обеспечены только за счет собственных средств, а поэтому фирма как юридически самостоятельный участник рынка факторов производства периодически выступает в роли заемщика, пытающегося на приемлемых финансовых условиях привлечь капитал лендеров на долгосрочной основе. Сделать это возможно, но в этом случае компания на долгий срок обременяет себя необходимостью обслуживать данный источник путем выплаты процентов. Выплаты регулярны и не зависят от эффективности текущей деятельности компании. В отличие от собственников фирмы, которые могут отказаться от получения дивидендов, лендеры ждать не будут, и в случае неполучения выплат по долгу могут инициировать банкротство компании с неизбежными в таком случае потерями для собственников и топ-менеджеров. В этом смысл финансового риска.
Концепция стоимости капитала (Cost of Capital concept). Заключается в том, что обслуживание того или иного элемента капитала обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, которая определяется расходами на его обслуживание, например, процент за банковский кредит или по облигациям, дивиденд на акцию и т.д. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по обслуживанию капитала.
Концепция эффективности рынка капитала (Capital Market Efficiency
Concept). В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или
иной степени связано с рынками капитала, на которых можно найти дополнительные источники финансирования, получить некоторый спекулятивный доход, сформировать инвестиционный портфель для поддержания платежеспособности и др. Принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активоность операций на нем тесно связаны с концепцией эффективности рынка, суть которой может быть выражена следующими ключевыми тезисами: уровень насыщения рынка релевантной информацией является существенным фактором ценообразования на данном рынке. Рынки капитала как основные источники дополнительного финансирования фирмы в информационном плане не являются абсолютно эффективными (здесь термин "эффективность" понимается не в экономическом, а в информационном плане). Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Логика концепции такова: объем сделок по купле и продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Допустим, на рынке, находящемся в стадии равновесия, появляется информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на ее акции и последующему росту ее цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости ее акций. Уровень эффективности рынка капитала характеризует,
насколько быстро информация отражается на ценах[7,23] .
Концепция ассиметричности информации (Asymmetric Information Concept)) тесно связана с предыдущей концепцией. Смысл ее заключается в
том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и владельцы компаний. Наличие такой неравномерности в информировании участников рынка и есть
ассиметричность. В известной мере именно ассиметричность информации способствует существованию рынка капитала, т.к. каждый потенциальный участник рынка имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и
внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет информацией, недоступной другим участникам.
Концепция агентских отношений (Agency relation Concept) состоит в том, что по отношению к любой компании всегда можно обособить группы лиц, заинтересованных в ее деятельности, но интересы которых, как правило, не совпадают, что приводит к конфликту интересов. Как любая социально-экономическая система, компания может рационально функционировать лишь в том случае, если это не противоречит интересам лиц (соответствующих органов), имеющих право и возможности решать ее судьбу. Концепция агентских отношений говорит о том, что в условиях рыночной экономики определенные противоречия между различными группами лиц, заинтересованными в деятельности фирмы, неизбежны, причем наиболее значимы противоречия между собственниками фирмы и ее топ-менеджерами. Причина этих противоречий – в присущем рыночной экономике разрыве между принадлежащей собственникам фи являющейся ключевым элементом права собственности функцией распоряжения в отношении судьбы компании и стратегии ее развития, с одной стороны, и функцией текущего управления и контроля за состоянием и изменением имущества компании, с другой стороны. Суть указанных противоречий, причины ее возникновения и способы их предотвращения и (или) нивелирования негативных последствий в той или иной степени объясняются в рамках агентской теории.
Концепция альтернативных затрат (Opportunity Costs Concept). Финансовое решение должно приниматься в результате сравнения альтернативных вариантов и в результате отказа от какой-либо альтернативы.
Например, доставку материалов можно производить собственным автотранспортом или привлечь специализированную организацию. Альтернативные затраты/результаты представляют собой не совокупный
уровень произведенных затрат или полученных результатов, а дельту (экономию на затратах, прирост результата), полученную в результате отказа от альтернатив, выбрав иной вариант использования ресурсов. Альтернативные затраты/результаты называют ценой шанса или ценой упущенных возможностей [5,26].
Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (Going Concern Concept). Создавая компанию, учредители обычно исходят из стратегических установок, а не из сиюминутных соображений. Именно такая установка дает возможность проводить прогнозно-аналитическую работу. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости развития событий на рынке, динамики цен, залогом долгосрочного инвестирования. В противном случае возможны лишь текущие финансовые оценки, невозможно мобилизовать источники на рынке капитала, подрывается идея рынка ценных бумаг и т.д.
Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования (The firm and Its Owners Separation Concept) состоит в том, что после своего создания хозяйствующий субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. Хозяйствующий субъект является суверенным по отношению к своим собственникам. Эта концепция, тесно связанная с концепцией агентский отношений, имеет исключительно важное
значение для формирования у собственников и контрагентов предприятия реального представления в отношении, во-первых, правомочности своих требований к данному предприятию и, во-вторых, оценки его имущественного и правового положения. В частности, одной из ключевых категорий во взаимоотношениях между предприятием, с одной стороны, и его кредиторами, инвесторами и собственниками, с другой стороны, является право собственности. Это право означает абсолютное господство собственника над вещью и выражается в совокупном наличии прав владения, пользования и распоряжения данной вещью. В соответствии с данной концепцией, любой актив, внесенный в качестве взноса в уставный капитал, поступает в собственность предприятия и, как правило, не может быть востребован собственником, например, в случае его выхода из состава учредителей (собственников).
Краткая характеристика рассмотренных концепций позволяет получить представление об их исключительной важности. Знание их сути и взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных решений в отношении управления финансами компании
Объектом данной курсовой работы является ЗАО «Рыболов-Охотник». Закрытое акционерное общество «Рыболов-Охотник» ( в дальнейшем именуемое «Общество») является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Место нахождение Общества : 398046, Россия, г. Липецк, пр. Победы, дом 91.
Целью деятельности общества является извлечение прибыли. В своей деятельности Общество руководствуется действующим законодательством РФ и на основании лицензии УВД Липецкой области осуществляет:
Информация о работе Оценка эффективности финансового менеджмента на предприятии