Оценка эффективности финансового менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть проблему повышения эффективности методов управления финансами предприятия. Оценка качества менеджмента актуальна не только для управления качеством деятельности. От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие вопросы:
•раскрыть понятие финансового менеджмента, его содержание, цели и функции;
•изучить, кто относится к субъектам финансового менеджмента;
•рассмотреть современные концепции финансового менеджмента;
•оценить эффективность финансового менеджмента на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсач 4 курс.docx

— 731.77 Кб (Скачать)

 

На основе таблицы можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

Довольно трудно однозначно определить конкретные формы и методы проведения финансовой политики. Хотя в рамках отдельных фирм и имеются  существенные отличия в использовании  конкретных форм и методов финансовой политики, можно, тем не менее, говорить об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование деятельности различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.

Финансовые инструменты  составляют важнейшую сторону деятельности фирмы, поскольку движение материальных потоков между расположенными в разных странах родственными компаниями опосредуется денежной формой в международном масштабе. В связи с этим использование финансового механизма значительно усложняется и требует приспособления к денежным рынкам как отдельных стран, так и международной валютно-кредитной системы в целом.

Таким образом, финансовый менеджмент как тактика и стратегия финансового обеспечения предприятий позволяет управлять финансовыми потоками для целей их эффективного функционирования. Стратегические установки финансового менеджмента по управлению совокупным денежным оборотом предприятия направлены на обеспечение воспроизводственного процесса, формирование фондов денежных средств в заданных критериях, их использование по целевому назначению. Финансовый менеджмент не может рассматриваться без основных его субъектов, которые будут рассмотрены далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Субъекты финансового менеджмента

 

Субъектом финансового менеджмента  является финансист-менеджер, курирующий финансовые отношения данного звена  финансовой инфраструктуры.

Фундаментальным, базовым  звеном финансовой инфраструктуры являются финансы коммерческих структур в сфере предпринимательства, где субъектами финансового менеджмента выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового менеджера. В международном бизнесе их обычно называют финансовой бухгалтерией в отличие от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью[15,69].

Служба финансового менеджера  охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и планово-экономический, труда и зарплаты, иногда – снабженческо-сбытовой (маркетинговый), юридический, аналитический (если такой отдел, бюро или участок выделяется организационно). В зависимости от масштаба предприятия и от решения финансового топ-менеджера, каковым обычно является финансовый директор или заместитель генерального директор по экономике и финансам, финансовая бухгалтерия имеет ту или иную организационно-функциональную структуру и охват.

Несмотря на либерализацию  экономики, государство строго регламентировало организационно-правовые форма предпринимательских структур и соответственно их финансово-налоговый статус, частности, условия формирования уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и прочее.

Профессиональные обязанности  и права финансового менеджера  можно сгруппировать следующим образом:

- перманентный финансовый  контроль эффективности деятельности  фирмы, что конкретно выражается  в постоянной заботе об увеличении  денежных доходов и поступлений, оптимизаций расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;

-  планирование, анализ, решение;

- определение прав и обязанностей (участков финансовой работы) каждого сотрудника подведомственных служб;

- выбор системы оплаты труда, стимулирующий рост эффективности всех подразделений фирмы;

- подписание (визирование) всех документов финансовой службы;

- делегирование ответственности по отдельным участкам финансовой работы другим подразделениям фирмы или внешним «подрядчиком» - исполнителем: аудит, эккаутинг (расчеты и бизнес-справки о финансовом состояний контрагентов, смежников, конкурентов и пр.), трастовой (доверительное) управление, например ценными бумагами, партнеров по совместной деятельности, посредническая, в том числе биржевая деятельность, экономическая, юридическая и иная экспертиза при заключении контрактов или принятии инвестиционных решений и т. д.;

- выработка и определение финансовой стратегии в учетно-аналитической, инвестиционной, распределительной политике и т.д.[11,203].

Перечень можно детализировать и расширить. Финансовому менеджеру и нижестоящим на иерархической лестнице финансистам, прежде всего, требуется высокий уровень профессиональных знаний и умение применить их на практике.

Кроме того, финансовый менеджер должен обладать организаторским талантом и владеть искусством общения, проявляющимся  в способности психологической  совместимости с различными людьми, терпимости в деловых отношениях, обеспечивающих продуктивность работы службы финансового менеджера.

Организационная структура  финансового менеджмента представлена на рис.1. На этом рисунке выделены две  группы субъектов финансового менеджмента: прямо и косвенно участвующие в управлении финансово-инвестиционной деятельности.

Рис.1 Организационная структура  субъектов финансового менеджмента

Из приведенного рисунка  можно сделать вывод, что важными  субъектами финансового менеджмента являются: управление экономики, управление финансового учета, управление налоговой отчетности и управление консолидированной финансовой отчетностью.

Главный субъект финансового  менеджмента – служба вице-президента по финансам не может эффективно вести  работу без тесного взаимодействия с дирекцией по учету и дирекцией  по внутреннему аудиту, управлением  акционерного капитала и дирекцией по связям с инвесторами и государственными организациями.

Дирекция по учету для  решения задач, связанных с финансовым менеджментом:

  • аккумулирует, обрабатывает и обобщает всю релевантную бизнес-информацию, связанную с финансово-инвестиционной деятельностью (информационная функция);
  • способствует повышению инвестиционной привлекательности компании (активное влияние на процесс принятия решений инвесторами и контрагентами компаний);
  • оптимизирует налоговые издержки;
  • формирует единую информационную систему в группе взаимосвязанных компаний (контрольная функция);
  • посредством методов и процедуры учетной политики оказывает влияние на финансовые результаты деятельности компании [13,79].

Дирекция по внутреннему  аудиту для решения задач, связанных  с финансовым менеджментом:

  • осуществляет контроль эффективности бизнес процессов компании;
  • обеспечивает взаимодействие компании с внешними субъектами контроля (органами государственного налогового контроля, счетной палатой РФ, контрольными органами субъектов РФ);
  • формирует систему контроля предпринимательских и финансовых рисков;
  • определяет степень достоверности, соответствия законодательным нормам и полноты внутренней информации, используемой в финансовом менеджменте [13,79].

Управление капиталом  обеспечивает корпоративный контроль соблюдения интересов акционеров, в  том числе по реализации положений  дивидендной политики, ведет корпоративный  учет движения ценных бумаг компании, осуществляет мониторинг положения  компании на рынке ценных бумаг. Дирекция по связям с инвесторами и государственными организациями выполняет координационную работу по основным контактам с действующими и потенциальными инвесторами, а также способствует поддержанию связей с государственными структурами.

Эффективность финансового  менеджмента на предприятии в  значительной мере определяется и зависит от используемой информационной базы. В свою очередь, формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятий представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятий стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Формирование системы  информативных показателей финансового  менеджмента для конкретного предприятия связанно с его отраслевыми особенностями, организационно – правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. По этому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.

К первой группе относится  показателей, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирование предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. К данной группе относится следующие показатели:

- объем доходов государственного  бюджета;

- объем расходов государственного  бюджета;

- объем размера бюджетного  дефицита;

- объем эмиссии денег;

- денежные доходы населения;

- вклады населения в  банк;

- индекс инфляции;

- учетная ставка ЦБ  России[5,48].

Формирование показателей  этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.

Ко второй группе относятся  основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия. Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности. К данной группе относятся следующие показатели:

- индекс цен на продукцию;

- ставка налогообложения  прибыли по основной деятельности;

- общая сумма используемого  капитала, в том числе собственного;

- объем произведенной  (реализованной) продукции и др.

К данной группе целесообразно  отнести показатели, характеризующие  деятельность контрагентов и конкурентов. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в процессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.

К третьей группе относятся  показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятий управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций. К данной группе относятся следующие показатели:

- виды основных котируемых  фондовых инструментов (акции, облигации и т.д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

- котируемые цены спроса  и предложения основных видов  фондовых инструментов;

- цены и объемы сделок  по основным видам фондовых  инструментов;

- сводный индекс динамики  цен на фондовом рынке;

- депозитные и кредитные  ставки коммерческих банков;

- официальные курсы отдельных  валют;

- курсы покупки-продажи  отдельных валют на межбанковской  валютной бирже и коммерческими банками и т.д.

Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного  использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых каналов связи.

К четвертой группе относятся  показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Система показателей данной группы составляет основу информационной базы финансового менеджмента. На основе этой системы показателей производится анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, регулярность формирования, высокая степень достоверности и надежности, что определяется соответствующим статусом финансовой отчетности и общими финансовыми показателями, рассчитанными на ее основе[9,125].

Показатели финансового  учета агрегируют в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия.

Таким образом без структурирования субъектов финансового менеджмента со многими иерархическими уровнями система финансового менеджмента компании будет неэффективна. Субъекты финансового менеджмента управляют организацией, их роль в организации очень важна.

Информация о работе Оценка эффективности финансового менеджмента на предприятии