Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:35, реферат
Состав оборотных средств можно рассматривать и с позиции их ликвидности. Наиболее ликвидными средствами, находящимися в немедленной готовности для расчетов, являются деньги в кассе или на счетах в банке. К быстрореализуемым активам относятся краткосрочные финансовые вложения – депозиты, ценные бумаги, товары и имущество, приобретенные в целях перепродажи, реальную дебиторскую задолженность, товары отгруженные, но не оплаченные в срок.
ФИНАНСОВОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.
Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
-
обеспечивает финансовыми
-
предоставляет возможности
-
служит инструментом получения
финансовой поддержки от
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой, – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
К основным задачам финансового планирования в организации относятся:
-
обеспечение необходимыми
-
определение путей
-
выявление внутрихозяйственных
резервов увеличения прибыли
за счет экономного
-
установление рациональных
-
соблюдение интересов
-
контроль за финансовым
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Большое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом – рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию. Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.
На втором этапе составляются основные прогнозные документы: прогнозы баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Процесс
финансового планирования завершается
практическим внедрением планов и контролем
за их выполнением.
Финансовое
планирование (в зависимости от содержания,
назначения и задач) можно классифицировать
на перспективное, текущее (годовое) и
оперативное.
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации (предприятия).
Перспективное финансовое планирование охватывает от одного года до трех лет, но этот период условен, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.
Включает разработку финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности.
Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планировании, так как, будучи основной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта.
Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели организации, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. В ходе стратегического планирования ведется поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего из них и построение на этой основе стратегии развития хозяйствующего субъекта.
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика организации по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.д.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Круг показателей прогноза может значительно отличаться от круга показателей будущего плана.
Основу прогнозирования составляют обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:
- отчета о прибылях и убытках;
- движения денежных средств;
- бухгалтерского баланса.
Основная
цель построения этих документов –
оценка финансового положения
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.
Табл. Прогноз объемов продаж
Показатель | Факти-ческое значе-ние, 2008 г. | Прогнозируемые значения | 2010 г. | |||||||
2009 г. (месяцы) | 2009 г. (кварталы) | |||||||||
1 | 2 | … | 12 | I | II | III | IV | |||
1. Объем продаж в натуральном выражении | ||||||||||
2. Цена за единицу продаж, тыс.руб. | ||||||||||
3. Индекс цен, % | ||||||||||
4. Объем
реализации в денежном |
Объем будущих продаж можно рассчитать с использованием следующих методов.
1. Эвристические. Основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительно то, что метод представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
2. Анализ временных рядов. Используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции (заключается в распространении выводов, полученных из наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее), анализ сезонности, анализ цикличности (позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции).
3. Эконометрические модели. С их помощью определяется корреляция размера продаж с изменениями внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпов роста ВВП, изменения учетной ставки Банка России и т.п.), а также с отраслевыми показателями (состоянием отрасли, уровнем конкуренции в ней, емкостью отраслевого рынка).
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется получаемая прибыль в предстоящем периоде.
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки-объем-прибыль» (анализ безубыточности). Он предоставляет следующие возможности:
-
определить объемы
-
установить размер желаемой
- увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж).
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия организации.
Структура
прогнозируемого баланса