Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:35, реферат
Состав оборотных средств можно рассматривать и с позиции их ликвидности. Наиболее ликвидными средствами, находящимися в немедленной готовности для расчетов, являются деньги в кассе или на счетах в банке. К быстрореализуемым активам относятся краткосрочные финансовые вложения – депозиты, ценные бумаги, товары и имущество, приобретенные в целях перепродажи, реальную дебиторскую задолженность, товары отгруженные, но не оплаченные в срок.
ОБОРОТНЫЙ
КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Состав
оборотных средств можно
Конкретные
размеры оборотных средств
-
характера и сложности
-
длительности
- сезонности работы;
- темпов роста производства;
-
финансовых возможностей
-
периодичности и сроков
Нормирование представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности организации.
Существуют следующие методы расчета нормативов оборотных средств: аналитический, коэффициентный и метод прямого счета.
Аналитический (опытно-статистический) – метод предполагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их средних фактических остатков. Используется в тех случаях, когда не предполагаются существенные изменения в условиях работы организации и когда средства, воженные в материальные ценности и запасы, имеют большой удельный вес.
Коэффициентный метод основан на определении нового норматива оборотных средств на базе имеющегося с учетом поправок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции, на ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Все запасы и затраты подразделяют на:
-
зависящие от изменения
-
не зависящие от роста объема
производства – запасные части,
По зависящим от объема
По остальным элементам – на уровне их средних фактических остатков.
Метод прямого счета основан на определении научно обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств, т.е. стоимостного выражения запаса, который рассчитывается как в целом, так и по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Этот метод – основной метод определения плановой потребности в оборотных средствах.
Процесс нормирования включает:
-
разработку норм запаса по
отдельным видам нормируемых
товарно-материальных
-
определение частных
- расчет совокупного норматива по собственным нормируемым оборотным средствам.
Нормы оборотных средств – это объем запаса по важнейшим товарно-материальным ценностям, необходимым для обеспечения нормальной, ритмичной работы организации. Нормы – это относительные величины, которые устанавливаются в днях запаса или в % к определенной базе (товарной продукции, объему основных фондов) и показывают длительность периода, обеспеченного данным видом запасов материальных ресурсов.
Нормы устанавливаются раздельно по следующим элементам:
- производственным запасам;
-
НЗП и полуфабрикатам
- запасам готовой продукции на складе организации.
Нормирование этих элементов оборотных средств представляет собой управление материальными оборотными средствами, отвлекаемыми из оборота организации в течение производственного (технологического) оборота. Финансовая политика управления этими материальными средствами заключается в снижении текущих затрат по их обслуживанию, в установлении нижней границы необходимого объема их запасов, в своевременном и оптимальном их пополнении, в контроле за их движением.
Управление ненормируемыми оборотными средствами. К ненормируемым оборотным средствам относятся фонды обращения за исключением готовой продукции на складе организации. Потребность предприятия в этих оборотных средствах определяется расчетным путем, управление ими осуществляется с помощью краткосрочного кредитования.
В
организации рассчитывается потребность
в денежных средствах в кассе,
в оборотных средствах по запасам
товаров (для организаций, использующих
кассовый метод). Методика их расчетов
аналогична нормированию.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБОРОТА ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ В КОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИИ)
Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью проводить расчеты как внутри самой организации, так и вне ее.
Внутренние
расчеты связаны с выплатой заработной
платы и подотчетных сумм работникам,
дивидендов акционерам и т.д. Внешние
расчеты обусловлены
Все
расчеты организации можно
1. Платежи по товарным операциям – операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами.
2. Расчеты по нетоварным операциям – операции, не обусловленные движением товара и вязанные лишь с движением денежных средств: расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.
Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей: платежными поручениями, плановыми платежами, платежными требованиями-поручениями, аккредитивами, расчетными чеками, зачетом взаимных требований, векселями, встречным движением товара (товарообменные операции).
По
нетоварным операциям расчеты
Внутрифирменные расчеты и некоторые из внешних могут осуществляться наличными деньгами через кассу организации. Наличные расчеты с юридическими лицами ограничены суммами, устанавливаемыми ЦБ РФ.
Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в этом случае выступает коммерческий банк. Организация открывает следующие счета:
1.
Расчетные счета,
2. Текущие счета, открывающиеся для некоммерческих учреждений и организаций, не являющихся юридическими лицами (например, филиалов). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.
3.
Специальные счета,
4.
Валютные счета,
Безналичные расчеты осуществляются в соответствии со следующими правилами:
-
банк принимает на себя
- средства с расчетного счета списываются на основании документально оформленного распоряжения владельца счета;
-
без распоряжения клиента
- при наличии на счете клиента денежных сумм, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных счету, средства списываются в соответствии с распоряжениями клиента и другими документами на списание в порядке календарной очередности, если иное не предусмотрено законом;
- при недостаточности денежных средств на счету для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание сумм в покрытие обязательств организации осуществляется в очередности, установленной законом.
В первую очередь списываются суммы, присужденные судом и оформленные исполнительными листами, предусматривающими перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
Во вторую очередь проводится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), , в том числе по контракту, выплату вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь проводится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по части ЕСН, перечисляемого в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ.
В четвертую очередь проводится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
В пятую очередь проводится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
В шестую очередь проводится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности поступления документов.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очередности, проводится в порядке календарной очередности поступления документов.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются в договоре.
Расчеты платежными поручениями распространенная форма расчетов по товарным и нетоварным операциям. Как правило, ими оформляется предварительная оплата товаров и услуг.
Расчеты плановыми платежами используются при наличии долговременных хозяйственных отношений между поставщиками и покупателями, связанных с равномерными и постоянными поставками товаров и услуг. Предполагает не оплату конкретной поставки, а периодическое перечисление платежными поручениями заранее оговоренных сумм в соответствии с планом поставки.
Платежные требования-поручения представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных документов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и др.) стоимость товаров и услуг. Непременным условием является согласие плательщика на списание денежных средств с его счета (акцепт).
Аккредитив – поручение банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов.