Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение уровня и качества социальной защиты в Республике Беларусь, поиск и анализ путей её совершенствования и развития.
Объектом данного исследования является уровень социальной защиты населения.
Предмет исследования - показатели уровня и качества социальной защиты населения, динамика и пути совершенствования социальной защиты населения в Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретико-методологические аспекты социальной защиты населения…….....6
1.1 Содержание и основные цели социальной защиты населения…………..…...6
1.2 Принципы социальной защиты населения........................................................10
2 Основные направления социальной защиты населения…………………….....13
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………13
2.2 Социальная защита населения в развитых странах на примере Швеции…..17
3 Проблемы и пути совершенствования социальной защиты населения в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………
Мы провели сравнительный анализ некоторых показателей социальной защиты населения в 2010 и 2011 году, чтобы проследить основные тенденции. Первый показатель, который мы сравнили – это развитие рынка труда в Беларуси за 2010 и 2011 годы. Данные представлены на графике в приложении А. На графике мы можем видеть, что увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года. В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2011 г., всего нуждалось в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных. Исходя из графика в приложении А можно сделать вывод, что количество вакансий превышает количество безработных, что свидетельствует о расширении рынка труда в нашей стране [19].
Следующим немаловажным фактором является пенсионное обеспечение граждан. Оно является важным составляющей системы социальной защиты. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек. Законом Республики Беларусь закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий на современном этапе экономического развития осуществляется:
1) в связи с ростом средней заработной платы;
2) в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В связи с обстановкой в стране на современном этапе, учитывая, нестабильность курса доллара, мы проанализировали рост пенсий за октябрь 2011 – ноября 2011 года. Данные представлены в приложении Б. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что благодаря изменению экономической ситуации в стране, произошёл рост пенсионных выплат. Это произошло за счёт увеличения минимального прожиточного минимума и роста заработной платы [19].
Немаловажным звеном социальной защиты населения является государственная поддержка ветеранов и пожилых людей.
По состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь проживало 37,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших в годы войны – 3,1 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 155,0 тыс. человек. В данном случае по результатам обследования данной категории граждан нашей страны, им была выплачена единовременная материальная помощь, которая в совокупности составила 15,6 млрд. рублей.
Наличие в обществе инвалидов обусловливает возрастание требований к созданию необходимых условий для их свободного перемещения в окружающей среде, независимого проживания.
Особое
место в области социальной реабилитации
инвалидов занимает вопрос обеспечения
инвалидов техническими средствами
социальной реабилитации. В систему
Министерства входит Республиканское
унитарное предприятие «
В целях повышения уровня социальной реабилитации детей-инвалидов в 2010 году Центром внедрены новые формы работы: трудовой терапии - графика по стеклу, живопись акварелью по мокрой бумаге; элементы эвритмической лечебной гимнастики; организованы групповые формы работы с родителями детей с ДЦП и др. За 10 лет функционирования центра реабилитацию в нем прошло более 9,5 тыс. детей-инвалидов, в том числе в 2010 году 1183 ребенка-инвалида. Можно сделать вывод, что государство ведёт активную поддержку незащищённых слоёв населения.
Важную роль в системе социальной защиты населения играет социальная адресная помощь. Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации. Особенностью такой помощи является единовременность. Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов критерия нуждаемости.
За период январь - июнь 2011 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 67,2 тыс. человек на общую сумму около 25,6 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 58,5 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 282 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено почти 9,5 тыс. человек на общую сумму около 6 млрд. рублей.
За 1 полугодие 2011 года было освоено 38,1% средств от запланированных на выплату государственной адресной социальной помощи (более 67 млрд. рублей).
Необходимо отметить, что за первое полугодие 2011 года большая часть населения, получившего адресную социальную помощь, это семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе, многодетные семьи, неполные семьи и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Данные по распределению адресной социальной помощи представлены в приложении В. Таким образом, на данном этапе развития общества, государство выделяет первоочередную помощь нуждающимся семьям [19].
К путям совершенствования системы социальной защиты в республике можно отнести:
1. Четкое разграничение функций
социальной помощи и
2.Дифференцированный подход к
различным слоям и группам
населения в зависимости от
их социального положения,
3.Развитие системы социальной
защиты на всех уровнях экономической
системы, в том числе на
уровне субъектов
4.Разработка программ адресной помощи с учетом потребностей конкретных регионов и сегментов населения.
5.Расширение роли в
6.Развитие системы добровольного
социального страхования с
целью минимизации
В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.
В прогнозируемом периоде
Важным направлением социальной защиты населения в 2011 году является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.
В комплексе мер по
Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи [18].
Таким образом, политика государства Республики Беларусь в сфере социальной помощи регулирует её основные направления. Наша страна стремится совершенствовать принципы и методы социальной защиты населения, особенно на данном этапе тяжёлого социально-эконмического развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными целями, в данной работе мы рассмотрели систему социальной защиты, изучили основные направления и механизмы социальной защиты в Республике Беларусь, а также определили основные принципы совершенствования системы социальной защиты в стране.
В целом, Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной, способствовала стабильности в обществе, уверенности граждан в завтрашнем дне, смягчению социальных конфликтов, расширению возможностей для всех слоев населения в удовлетворении своих потребностей.
По всему вышеизложенному можно сделать определённые выводы:
1) Одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, прежде всего, адресной. Что же касается выбора для Республики Беларусь в качестве перспективной модели социально-ориентированной рыночной экономики, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа при выборе оптимальной модели необходимо учитывать зарубежный опыт решения социальных проблем.
2) В сложившейся ситуации необходимо консолидировать общество на принятие решения о скорейшем проведении пенсионной реформы. Но для этого потребуется разработка принципиально повой стратегии формирования и реализации социально-экономической политики Республики Беларусь. Социальная защита государства является комплементарной частью экономической политики, от содержания которой зависят темпы устойчивого развития страны. Необходимы быстрые и четкие меры по разработке принципиально новой социально-экономической стратегии его развития с привлечением профессиональных кадров ученых и практиков, обладающих новым образом стратегического мышления, с широким вовлечением в эту сферу деятельности и информированием о ее результатах населения и общественных организаций.
3)
Для преодоления проблем в сфере реформирования
системы социальной защиты необходимо
создать новый организационно-экономический
механизм консолидации белорусского общества
на основе разработки новой концепции
внедрения Республики Беларусь в глобальную
социально-экономическую систему.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Остапенко, Ю.А. Экономика труда: учебное пособие /Ю.А. Остапенко. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 272с.
2 Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2010. №8. С. 23 – 27
3 Абалкина, Л.И. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим направлениям и специальностям/ Л.И. Абалкина, М.: Финстатинформ. – 1997. – 640с.
4 Алиев И.М. Экономика труда: учебное пособие / И.М. Алиев. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 393, [1] с.
5 Макконнелл, К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, пер.семнадцатого изд. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю – М.:ИНФРА-М, 2009.- 916 с.
Информация о работе Необходимость социальной защиты населения в Республике Беларусь