Необходимость социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение уровня и качества социальной защиты в Республике Беларусь, поиск и анализ путей её совершенствования и развития.
Объектом данного исследования является уровень социальной защиты населения.
Предмет исследования - показатели уровня и качества социальной защиты населения, динамика и пути совершенствования социальной защиты населения в Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретико-методологические аспекты социальной защиты населения…….....6
1.1 Содержание и основные цели социальной защиты населения…………..…...6
1.2 Принципы социальной защиты населения........................................................10
2 Основные направления социальной защиты населения…………………….....13
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………13
2.2 Социальная защита населения в развитых странах на примере Швеции…..17
3 Проблемы и пути совершенствования социальной защиты населения в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 285.53 Кб (Скачать)

     Особое  внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые  острее других ощущают жизненные  трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

     Приоритетной  задачей государства в области  социальной защиты является забота о  семье, детях, в частности, обеспечение  необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической  функций; обеспечение прав детей  на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

     В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные  пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются  безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи [19].

     Значительную  помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов. 

 

    2 Основные направления социальной защиты населения  

     2.1 Основные направления социальной защиты населения в Беларуси 

     Основная  цель социальной политики в предстоящем  пятилетии – дальнейшее повышение  уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы  как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение  эффективности экономики, обеспечение  роста реальных денежных доходов  как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп  населения в регионах и по отраслям экономики.

     В качестве ориентиров государственной  политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

     - рост реальных денежных доходов – 149–156 процентов;

     - повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников –152–158 процентов;

     - снижение уровня малообеспеченности в два раза;

     - совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

     - дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза [20].

     Государственная политика в области оплаты труда  предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет  основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов  хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

     Важнейшей функцией государства останется  обеспечение государственных минимальных  социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет  сохранено государственное регулирование  оплаты труда на основе изменения  тарифной ставки первого разряда  и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь [21].

     Основные  задачи государственной политики в  области трудовых отношений и  занятости населения – повышение  эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.

     На  рынке труда предусматривается  реализовать систему мер по созданию благоприятных условий для обеспечения  занятости населения, преодолению  дефицита рабочих мест. Это планируется осуществить путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижению напряженности и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременному устранению дисбаланса между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест, удержанию регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня [13, c. 23].

     В области социальной защиты населения  предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

     Это будет достигаться путем:

  • оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;
  • социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
  • повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
  • совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
  • решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.

     Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан  пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного  и дополнительного добровольного  пенсионного страхования, распределительных  и накопительных механизмов финансирования.

     Для улучшения демографической ситуации предусматриваются мероприятия  по обеспечению охраны материнства  и детства, повышению рождаемости  и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

     Это потребует разработки механизма  стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты  пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых  семей в решении жилищных и  других социальных проблем и т.д. Будет ужесточена ответственность  тех родителей, которые оставили своих детей [22].

     В области здравоохранения предусматривается  повышение доступности и качества медицинской помощи для широких  слоев населения на основе:

  • внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;
  • реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
  • совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
  • расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;
  • совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

     Планируется разработать и внедрить систему  стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с  широкой компьютеризацией медицинских  организаций, созданием в них  локальных вычислительных систем, введением  в действие электронных версий медицинских карт пациентов [18].

     В Республике Беларусь приоритетной в  области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно  нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

     Формирование  и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

     - праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

     - адресности социальной помощи;

     - разнообразии форм и видов социальной помощи;

     - предоставлении трудоспособному населению возможности получения достаточного дохода через зарплату;

     - реформировании пенсионной системы;

     - реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д.

[5, c.90-91].

     Происходящие  перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в  системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная  национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.

     Появились новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться  негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д.

     В республике идет поиск наиболее эффективных  организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы.

     Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие  тенденции:

     1 Интернационализация (взаимопроникновение  теоретических идей и практического  опыта);

     2 Усиление внимания к различным  формам демократизации, организационно-управленческой  деятельности.

     3 Совершенствование всех сторон  организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение,  развитие инновационных технологий).

     4 Системно-комплексный характер социальной  работы.

     5 Совершенствование кадрового потенциала  организационно-управленческой деятельности.

     6 Необходимость дальнейшего развития  организационно-управленческой науки. 

     7 Стандартизация и повышение качества социальных услуг [3, С.23].

     Таким образом, современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, адаптируясь к современным условиям мирового общества, применяя зарубежный опыт социальной защиты населения.   

     2.2 Социальная защита населения в зарубежных странах на примере Швеции 

     Система социальной защиты населения нашей  страны существенно отличается от других развитых стран, поэтому, мы решили рассмотреть  особенности социальной защиты Швеции, как одной из развитых стран Европы.  Швеция — страна с относительно высокой долей иммигрантов. Почти каждый десятый родился за рубежом. Иммиграция с начала пятидесятых годов значительно усилилась. Изменился и ее состав. Люди, искавшие работу в Швеции, прибывали сюда больше всего в конце шестидесятых годов. В 1970 году почти две трети из них были гражданами североевропейских стран, однако во второй половине 80-х годов возобладала так называемая иммиграция за счет родственных связей (то есть тех, у которых в Швеции проживают близкие родственники) и иммиграция, состоящая из беженцев. В 1993 году около двух третей новых поселенцев были беженцы, в первую очередь из Боснии и Ирака. Иммиграция с целью поиска работы из стран вне Северной Европы сейчас жестко регламентирована.

     На  рынке труда занято примерно равное число мужчин и женщин, однако женщины  работают в основном неполный рабочий  день. 30 лет назад здесь провозглашалась  политика достижения полной занятости, но в 90-е годы безработица резко  возросла. В предыдущие десятилетия уровень безработицы свыше 3% в Швеции был необычным явлением. Но к осени 1999 года общая безработица составила уже более 12%. При этом более половины безработных заняты в сфере профессиональной переподготовки под эгидой государства и на так называемых временных работах. Временная (максимум 6 месяцев) работа предоставляется государственным бюро по трудоустройству. Остальные безработные получают пособие, равное около 75% обычной зарплаты. Это пособие они получают через систему страхования по безработице, которая регулируется законом и означает компенсацию за утрату дохода из-за безработицы, "которая не вызвана собственными действиями".

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения в Республике Беларусь