Необходимость социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение уровня и качества социальной защиты в Республике Беларусь, поиск и анализ путей её совершенствования и развития.
Объектом данного исследования является уровень социальной защиты населения.
Предмет исследования - показатели уровня и качества социальной защиты населения, динамика и пути совершенствования социальной защиты населения в Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретико-методологические аспекты социальной защиты населения…….....6
1.1 Содержание и основные цели социальной защиты населения…………..…...6
1.2 Принципы социальной защиты населения........................................................10
2 Основные направления социальной защиты населения…………………….....13
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………13
2.2 Социальная защита населения в развитых странах на примере Швеции…..17
3 Проблемы и пути совершенствования социальной защиты населения в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 285.53 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

       кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      по дисциплине: Теория финансов

    на тему: Необходимость социальной защиты населения в   

              Республике  Беларусь

   
 
 
 
 
 
 
 

     
      Студентка

      ФФБД, 3-й курс, ДФС-1 
 

      Руководитель

      ассистент кафедры

 
 
  

  
 

 

                                                     

.   

               А.С.Мартинович 
 
 
 

         Е.А. Гришанова

 
 

МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа: 31 с., 22 источника, 3 прил.

     НАСЕЛЕНИЕ; СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ; ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ; БЕДНОСТЬ; ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; ЖИЛЬЁ; ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА; СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ; ПЕНСИЯ; ПОСОБИЕ. 

            Объект исследования  – социальная защита населения.

     Предмет исследования – уровень развития социальной защиты в Республике Беларусь, необходимость социальной защиты населения, пути совершенствования социальной защиты населения в Республике Беларусь.

     Цель  работы - рассмотреть системы социальной защиты населения, изучить необходимость социальной защиты и пути её совершенствования в Республике Беларусь.

     Задачи  работы:

     – рассмотреть уровень социальной защиты в Республике Беларусь 

     – изучить показатели уровня и качества социальной защиты в современных условиях.

     Методы  исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, математический метод.

    Автор работы подтверждает, что приведённый  в ней расчётно – аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из других источников теоретические, методологические и  методические положения и концепции  сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…..…..4

1 Теоретико-методологические  аспекты социальной защиты населения…….....6

1.1 Содержание  и основные цели социальной  защиты населения…………..…...6

1.2 Принципы социальной защиты населения........................................................10

2 Основные направления социальной защиты населения…………………….....13

2.1 Основные направления  социальной защиты в Республике  Беларусь………13

2.2 Социальная защита населения в развитых странах на примере Швеции…..17

3 Проблемы и  пути совершенствования социальной  защиты населения в

Республике Беларусь……………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованных источников……………………………………………...27

Приложение А Динамика спроса и предложения рабочей силы в 2010-2011

                           годах……………………………………………………………….29

Приложение Б Размер пенсий за октябрь-ноябрь 2011 года…………………….30

Приложение В Распределение адресной социальной помощи между

                          незащищёнными слоями населения……………………………...31  

 

ВВЕДЕНИЕ

       При формировании социальной стратегии  и политики особое значение приобретает  политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы  оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а  не ослаблять его. Правильные шаги в социальной сфере необходимы для того, чтобы укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности. Поэтому необходимо  разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.

       Как известно, экономика функционирует  в целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора - человека. Однако в силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства.  Сюда можно отнести   нехватку и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства; невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; безработицу, когда производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватку жилья при наличии пустующих квартир и т.д.

       Возникает вопрос: можно ли улучшить  развитие общественного производства? Мировая практика дает положительный ответ на данный вопрос. Решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, это осуществляется путём придания общественному производству большей социальной справедливости. С одной стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защиты людей приводит к подавлению  предпринимательской инициативы, снижению эффективности и  конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности. С другой стороны, вмешательство государства даёт возможность справедливому развитию общества и общественных благ, давая возможность совершенствоваться в нелёгких условиях современного общества.

       Необходимость социальной защиты вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защиты состоит в законодательном обеспечении экономических, политических,  социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их реализация – вот та проблема, которая должна еще решаться.

     Актуальность  выбранной темы состоит, прежде всего, в том, что на основе данных по основным показателям уровня социальной защиты населения государство может увидеть «слабые» места в экономике и проводимой социальной политике и, следовательно, определить новые направления и приоритеты в своей деятельности. Сведения полученных данных за несколько лет позволяют проследить динамику основных показателей и выяснить, что было причиной улучшения или ухудшения качества проведения социальной защиты населения в нашей стране, и в будущем не допустить ошибок.

     К задачам данной работы можно отнести следующие:

  • определить суть понятия «социальная защита населения»;
  • выявить главные показатели и индикаторы социальной защиты населения;
  • провести анализ и охарактеризовать качество проведения социальной защиты населения на примере зарубежного опыта;
  • проследить динамику и тенденции развития социальной защиты населения в Республике Беларусь, указав при этом важнейшие направления социальной защиты населения и перспективы повышения её качества.

     Целью курсовой работы является рассмотрение  уровня и качества социальной защиты в Республике Беларусь, поиск и анализ  путей её совершенствования и развития.

     Объектом  данного исследования является  уровень социальной защиты населения.

     Предмет исследования - показатели уровня и качества социальной защиты населения, динамика и пути совершенствования социальной защиты населения  в Республики Беларусь.

     При написании курсовой работы использовались учебники и учебные пособия по теории финансов, макроэкономике, микроэкономике, статьи в периодических изданиях, электронные ресурсы. Среди авторов, которые занимаются данной проблемой можно назвать следующих отечественных ученых: Разумова А.,Лутохину Э.А.., Грекову И. Н., Бондарь Н.Н и др. 

 

     1 Теоретико-методологические аспекты социальной защиты               

     населения 

     1.1 Содержание и основные  цели социальной  защиты   населения  

     Система социальной защиты – это сфера  жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального  и экономического развития государства  и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным  сообществом и гарантированная  государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности  в объеме, необходимом для поддержания  достойной жизни. Таким образом, система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных  стандартов для всех членов общества. Теоретическое обоснование такого подхода было предложено Дж. Роулзом, который полагал, что если человеку не дано предвидеть свое будущее, то он должен быть защищен от разного рода социальных и экономических рисков путем участия в системе страхования, организованной государством. Следовательно, организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства [1, с.15-17].

     Термин  «социальная защита» был впервые  применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил  новый для этой страны институт обязательного  страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться  во многих странах мира и Международной  организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал  сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым  и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно  расширились, а в качестве субъектов  социальной защиты добавились такие  категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф  и другие.

     Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической  политики, цель которой состоит в  обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения  от социальных рисков или проблем. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность. Этим рискам может быть подвержен любой человек в течение своей жизни [2, с.19].

     Под социальной защитой населения в  настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и  прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых [3,c. 19-21].

     Система социальной защиты должна гарантировать:

     1) достойное социальное существование  человека, уважение его чести  и достоинств;

     2) максимально полный охват социального  пространства, ибо невозможно защищать  тех, кто не включен в систему;

     3) равномерное и равновесное распределение  услуг, выплат и льгот в рамках  всей социальной системы;

     4) эффективность функционирования  учреждений социальной защиты.

     Объект  социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи  с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные  родители, жертвы экологических бедствий и т.д.

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения в Республике Беларусь