Необходимость социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение уровня и качества социальной защиты в Республике Беларусь, поиск и анализ путей её совершенствования и развития.
Объектом данного исследования является уровень социальной защиты населения.
Предмет исследования - показатели уровня и качества социальной защиты населения, динамика и пути совершенствования социальной защиты населения в Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретико-методологические аспекты социальной защиты населения…….....6
1.1 Содержание и основные цели социальной защиты населения…………..…...6
1.2 Принципы социальной защиты населения........................................................10
2 Основные направления социальной защиты населения…………………….....13
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь………13
2.2 Социальная защита населения в развитых странах на примере Швеции…..17
3 Проблемы и пути совершенствования социальной защиты населения в
Республике Беларусь……………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 285.53 Кб (Скачать)

     С середины XIX века и до начала второй мировой войны шведская деловая  жизнь пережила большие перемены. В итоге промышленность постепенно сменила сельское хозяйство в качестве доминирующей отрасли. В послевоенный период продолжилось сокращение сельскохозяйственного сек-тора (по числу занятых), в то время как промышленный сектор еще более вырос [12, c.34-35]. В середине 60-х годов в промышленности было занято наибольшее число людей. После этого количество занятых в промышленности стало снижаться. Сегодня большинство постоянно работающих занято в сфере услуг. Занятость в промышленности достигла высшей точки в 1975 году (1,2 млн. человек). После этого цифра сократилась до 0,77 млн. человек в 1993 году. Шведская промышленность прошла жесткую рационализацию. Вместе с тем сектор услуг вырос весьма значительно, в 1993 году в нем было занято 3,05 млн. человек. В том же году в сельском хозяйстве произведено около 2% ВНП, в промышленности — 25%, а вся оставшаяся часть связана с производством услуг. В промышленности самую заметную роль играет машиностроение, в сфере услуг — государственные органы, система социального обеспечения и здравоохранения, обслуживание недвижимости и торговля товарами.

     Можно сказать, что социальная политика в  современном понимании развивалась вместе с промышленным ростом в XIX веке. В Швеции с начала этого века в большей степени, чем в большинстве других стран, социальная политика формировалась для всего населения. Исходным пунктом явилось решение о всеобщей народной пенсии, принятое в 1913 году, с тех пор менялся характер перераспределения экономических средств. Сначала это была гарантия обеспеченности для тех, чье положение было наихудшим, которая постепенно превращалась в гарантию того, что всем достанется определенный процент достигнутого уровня обеспеченности. При этом налицо стремление к "горизонтальному" выравниванию доходов в большей степени, чем к "вертикальному". Здравоохранение, социальный уход и обслуживание, насколько возможно, стали доступными для всех вне зависимости от дохода и профессии. В 90-е годы такой принцип "благосостояния для всех" подвергся обсуждению в ходе общественных дебатов. Однако и сейчас этот принцип всеобщего благосостояния имеет широкое политическое и всенародное пони-мание. Шведы исходят из того, что подобная система должна финансироваться за счет государственных и коммунальных средств (налогов) [12, c.78].

     Социальная  защита населения должна прямо или косвенно обеспечить гражданам достойные условия жизни или благосостояние. При этом имеются в виду две основные формы: перераспределение доходов, а также здравоохранение, социальное обеспечение и услуги.

     Перераспределение доходов может происходить через социальное страхование, регулируемое законом. Например, страхование по безработице, пенсионное страхование, страхование по болезни и по производственным травмам или перераспределение через прямые пособия нуждающимся инвалидам. Есть также некоторые промежуточные формы между страхованием и пособием. Это государственные пособия на детей (в настоящее время — 640 крон* в месяц на ребенка). Компенсация пособия (общественная компенсация одинокому родителю, если его бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить алименты). И жилищное пособие (общественное пособие по оплате жилищных расходов для семей с низкими доходами).

     Социальная  сфера финансируется частично за счет обычных налогов государству и коммуне, частично за счет взносов на социальное страхование, выплачиваемых работодателями и страхуемыми. Дополнительные сборы и пожертвования для финансирования социальной политики играют очень маленькую роль в Швеции. Вместе с тем взносы получателей социальных услуг или лечения здесь выше, чем во многих странах. Посещение врача стоит 180 крон, но при этом установлен верхний предел допустимых расходов в размере 1800 крон в год. Кроме того, льготы по получению наличных средств по страховке облагаются налогом, что приводит к тому, что нетто-расходы для семьи в конечном счете оказываются ниже, чем это показывает официальная статистика [12, c.90].

     Закон по здравоохранению предписывает, как на губернском и коммунальном уровнях в сфере здравоохранения распределяется ответственность, производится организация, утверждается кадровая структура, размеры взносов с пациентов и формы контроля. Как уже говорилось, здравоохранение большей частью финансируется, организуется и управляется государством. И имеет абсолютно одинаковую структуру по всей стране.

     Губернское  правление отвечает за подавляющую  часть средств для здравоохранения (59%). В качестве других источников финансирования выступают система социального страхования и государство (23%), пациенты (11%; сюда входят их взносы и часть расходов на лекарства, некоторые материалы и очки), а также коммуны (7%). Примерно 10% ресурсов по медицинскому уходу относятся к частному сектору (частные врачи, немногочисленные больницы, а также пансионаты). В частный сектор ресурсы поступают по каналам государственного страхования по болезни и через губернское правление. Губернское правление несет всю ответственность за планирование здравоохранения, включая организации в частном секторе.

     Организация здравоохранения осуществляется на нескольких уровнях. Это — учреждения первичного ухода, отвечающие за состояние здоровья населения в пределах ограниченного географического района. Услуги предоставляются одним или несколькими учреждениями в каждой коммуне, к которым относятся местные больницы. Чаще всего они предназначены для ухода за престарелыми, которые не здоровы, но не нуждаются в больничном уходе.

     Окружные  больницы губернского уровня. Их специализация, предусматривает как минимум следующее: внутренняя медицина, хирургия, анестезиология и рентгенодиагностика [12, c.94]. 

     Швеция  делится на 6 регионов здравоохранения, где действует губернское правление, и 3 коммуны внегубернского правления, которые сотрудничают по наиболее специализированным медицинским услугам, предоставляемым 10 региональными больницами. Большинство из них—университетские больницы.

     По  закону о здравоохранении губернское правление и коммуны внегубернского правления несут также ответственность за планирование профилактики болезней. При большинстве губернских правлений есть так называемые центры народного здоровья или аналогичные заведения. Здесь врачи — специалисты по планированию здравоохранения и распространению медицинских знаний собирают сведения о здоровье населения. И совместно с учреждениями первичного ухода и другими заинтересованными институтами осуществляют профилактические меры. Можно сказать, что у шведской системы здравоохранения высокий и единый стандарт по всей стране.

     Есть  также государственное учреждение для защиты прав пациентов. Это на случай, когда медработники совершают  ошибки или проявили небрежность в своей профессии. Заявление может быть подано пациентом или родственниками, а также и социальным управлением и некоторыми другими учреждениями.

     Организация названных структур регулируется законом о социальной службе. На протяжении ряда последних лет идет исследование определенных изменений в этом законе. Такие изменения еще не вступили в силу, и пока нет никакой ясности, что они будут означать. Закон дополняется постановлением о социальной службе, включающим в себя предписания об организации работы в детских садах и центрах отдыха, домах для ухода или проживания, семейных домах, взносах и т.д. В законе о социальной службе нет никаких предписаний о принудительном уходе. Эти законы о принудительном уходе применяются ограниченно. Для всех форм социального ухода желательна добровольность.

     Закон устанавливает задачу для социальной службы на уровне коммуны: распределение ответственности, содержание деятельности, права отдельных лиц и групп на пособия. Социальная служба охватывает широкий спектр деятельности — от мер, направленных на оказание помощи отдельным лицам в отдельных случаях, до мероприятий, которые направлены на структурную и профилактическую цель.

     Социальный  уход за детьми и молодежью — это мероприятия для детей и молодежи с особыми потребностями. Они нуждаются в поддержке в силу своего психического или физического здоровья, которое вызывает риск их неправильного социального развития. Поддержка и помощь предоставляются в случае необходимости. Также необходима возможность получать уход вне собственного дома. Например, детям, у которых возникли проблемы в семье, должна быть предоставлена возможность временно пожить в детском доме или "другом отдельном доме" [12, c.134].

      Таким образом, система социальной защиты населения Швеции, как одной из развитых стран со смешанной системой социальной защиты, построена на совершенствовании  нормативно-правовой базы и законодательства, регулирующего развитие социальной защиты населения Швеции.

 

    3 Проблемы и пути совершенствования социальной защиты

    населения в Республике  Беларусь  

     В Беларуси утвердилась собственная  модель социально ориентированной  рыночной экономики. Ее стратегическую цель можно сформулировать следующим  образом: к устойчивому социальному  развитию через взаимную ответственность  государства и человека. Работа всех органов управления нацелена на защиту гражданина и удовлетворение его  потребностей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Творческий потенциал  граждан, их умения и навыки, способность  к разработке новых идей и реализации становятся важнейшим ресурсом экономического развития. Именно поэтому, сегодня приоритет  отдается качественному преобразованию систем образования, здравоохранения  и других отраслей социальной сферы.

     Приоритетность  социальной политики подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит  выступающая одним из факторов устойчивого  развития экономики стабильность общества. Ее показатели просты: эффективная  занятость, достойный уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты [19].

     В нашей стране сложилась разветвленная  система поддержки инвалидов, многодетных  и неполных семей, пенсионеров, одиноких лиц пожилого возраста, направленная на обеспечение их жизненного уровня, решение социально-бытовых проблем, проведение медицинской и социальной реабилитации. Характерными чертами  такой национальной модели считаются  ее программно-целевой характер и  адресность.

     Важнейшие программные документы, принятые за последние годы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг., Государственная программа возрождения и развития села на 2011-2015 гг. Все они направлены на повышение благосостояния населения, обеспечение рациональной занятости, социальную поддержку малообеспеченных категорий граждан, стимулирование отраслей социальной сферы [17].

     Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение  государственной поддержки нуждающихся  групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

        Сформировавшаяся к настоящему  времени система социальной защиты  населения представлена многообразными  социальными программами, которые недостаточно скоординированы.

        В ближайший  период предусматривается  завершить  реформирование системы  социальной защиты граждан, направленной  на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение  государственных  минимальных социальных гарантий  до уровня нормативов стоимости   жизни, продолжить совершенствование  системы социальных пособий и  выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции [20].

        В прогнозируемом периоде дальнейшее  развитие получит  социальное  обслуживание как вид адресной  помощи и неотъемлемая часть  государственной системы социальной  защиты. Предусматривается преимущественное  развитие сети нестационарных  учреждений как наиболее экономичных  и приближенных к реальным  нуждам населения и расширение  практики предоставления социальных  услуг на дому.

Информация о работе Необходимость социальной защиты населения в Республике Беларусь