Назначение финансовых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является:
1. Ознакомиться с теоретическими основами финансового рынка.
2. Рассмотреть сущность, значение и роль финансового рынка
3. Оценить финансовый рынок в условиях мирового финансового кризиса
4. Оценить финансовый рынок в совремемнных условиях
5. Рассмотреть финансовые рынки других государств

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы финансового рынка:
1.1. Сущность финансового рынка, его роль и значение……………………….………………….5
1.2 Финансовый рынок в условиях мирового финансового кризиса……………………………...9
1.3. Оценка финансового рынка в современных условиях:………………………………………13
1.1.3. Структура финансовой системы Российской Федерации …………………………..13
1.2.3. Структура финансового рынка в Российской Федерации ………………………….17
1.3.3. Правительственная программа развития финансового рынка до 2020 года…………………………………………………………………………………………………...21
2. Финансовые рынки и их виды:
2.1. Характеристика финансовых рынков США…………………………………………………..25
2.2. Характеристика финансовых рынков Японии………………………………………………..28
2.3. Характеристика финансовых рынков Германии……………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………………………….38
Приложение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 164.47 Кб (Скачать)

     Федеративное  устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень  субъектов Федерации и местный  уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие  собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных  и муниципальных органов власти.

     Бюджетная система РФ также  включает три  уровня:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
  • бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов
  • бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты)

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и принимаются в форме федеральных  законов. Бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов утверждают в форме  законов субъектов РФ. Местные  бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

     В составе бюджетов могут создаваться  целевые бюджетные фонды, которые  предоставляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся  под контролем фискальных органов  власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

     Финансовые  ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление  их расходования. Структура бюджета (т.е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его  размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в  том числе о материальном положении  основной части населения.

     Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты  муниципальных образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

     Государственные внебюджетные фонды – это фонды  денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ. Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).  Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов» (рисунок 4).

     В качестве самостоятельного звена в  системе государственных и муниципальных  финансов выделяют государственный  и муниципальный кредиты. Такое  отнесение является достаточно условным, т.к. государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория  находится на стыке двух видов  денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий. Государственный  и муниципальный кредиты обслуживают  функционирование и использование  средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как: способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов; средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

     Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между  государством, муниципалитетами, от имени  которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика или гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

     Государственные и муниципальные  займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гаранта. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

     Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового  права в доходы бюджетов всех уровней  и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшим направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий).

     Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются  услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного  и социального развития общества. Для коммерческих организаций главная  цель - получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель - обеспечение наилучшего социального  эффекта, и если такие организации  получают прибыль, то, как правило, не распределяют её между участниками. Финансы некоммерческих организаций  и коммерческих организаций имеют  различия по следующим направлениям: формирование первоначального капитала; процедура создания юридического лица; порядок осуществления хозяйственной  деятельности; реализация права собственности  на имущество; порядок распределения  прибыли; порядок управления юридическим  лицом; объем и порядок ответственности  по своим обязательствам перед третьими лицами;  порядок ликвидации юридического лица.

     Финансы финансовых посредников имеют особое значение в системе децентрализованных финансов, поскольку в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели. Под финансовыми посредниками понимаются фирмы, специализирующиеся на организации  взаимодействия лиц, имеющих свободные  денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. К финансовым посредникам относятся коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные  союзы, компании, занимающиеся страхованием, пенсионные фонды и другие организации, приобретающие и продающие различные  «финансовые продукты», обеспечивая  тем самым эффективное перемещение  финансовых ресурсов к их конечным потребителям.11

     Финансы домохозяйств - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.12 Финансы домохозяйств - это мощный элемент финансовой системы, ведь число домохозяйств на территории страны огромно, они платят налоги, а их денежные сбережения могут быть инвестированы на финансовом рынке в виде операций с ценными бумагами. Домохозяйства участвуют и в кредитных операциях. Денежные сбережения одних людей в форме банковских вкладов служат источником получения кредита другими людьми на покупку дорогого товара, когда нужной суммы нет или она недостаточна. (рисунке 5). 

1.3.2. Структура финансового рынка в Российской Федерации

     Формирование  финансовых рынков в Российской Федерации  непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс  осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами  Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных  министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом  влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового  рынка.

     С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как  совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов. В зависимости от типа финансового института, а также  вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на: денежный рынок; рынок ценных бумаг; рынок страховых полисов и  пенсионных счетов; валютный рынок; рынок  золота и драгоценных металлов. Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств.

     В деятельности экономических субъектов  для обеспечения их текущей ликвидности  важную роль играет рынок денежных средств, имеющий, в свою очередь, несколько сегментов (рис. 6).

     На  дисконтном рынке продаются и  покупаются векселя. Он играет особую роль в денежно-кредитном регулировании  экономики, а его значение заключается  в обеспечении равномерного притока  денег в экономику. Операторами  дисконтного рынка являются Центральный  банк и коммерческие банки.

     Важным  сегментом денежного рынка является рынок межбанковских кредитов, на котором коммерческие банки кредитуют  друг друга. Межбанковские кредиты  предоставляются в форме продажи  излишка средств коммерческого  банка на резервном счете в  центральном банке сверх определенной законом величины обязательных резервов и в форме сделок «РЕПО» (продажа  ценных бумаг с условием обратного  выкупа).

       Рынок евровалют представляет  собой часть денежного рынка,  на котором осуществляется торговля  краткосрочными финансовыми инструментами,  номинированными в евровалютах.  Евровалюта – общее понятие  для обозначения валют, которые  широко используются на международных  рынках при кредитных, депозитных  и иных операциях. Примером  инструментов, обращающихся на рынке  евровалют, являются синдицированные  кредиты сроком от 3 до 6 месяцев,  предоставляемые синдикатами банков  из разных стран в одной  из евровалют.

     Депозитные  сертификаты представляют собой  свидетельства о крупных срочных  вкладах в банках и являются ценной бумагой.

     Основными институтами денежного рынка  являются Центральный Банк РФ и кредитные  организации (коммерческие банки, включая  филиалы и представительства  иностранных банков, специализированные кредитные организации). ЦБ РФ, как  и центральные банки, во всех странах  занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его  деятельности на денежном рынке, прежде всего, регламентируется Федеральным  Законом от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». Основная функция Банка  России состоит в защите и обеспечении  устойчивости рубля. Центральный банк России подотчетен Государственной  Думе РФ. Председатель Банка России и члены Совета директоров назначаются  на должность и освобождаются  от должности Государственной Думой. Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов; регистрирует кредитные организации; выдает и  отзывает лицензии на осуществление  банковских операций; осуществляет регистрацию  эмиссий ценных бумаг кредитных  организаций; осуществляет контроль, за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. На рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и поглощаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители (сертификаты, купоны). Участники рынка ценных бумаг разделяются на:

  • Эмитенты – лица, выпускающие ценные бумаги с целью привлечения необходимых им денежных средств.
  • Инвесторы – лица, покупающие ценные бумаги с целью получения дохода, имущественных и неимущественных прав.
  • Посредники – лица, оказывающие услуги эмитентам и инвесторам по достижению ими поставленных целей.

Информация о работе Назначение финансовых рынков