Налоговые доходы федерального бюджета, анализ их состава, динамики и структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, рассмотрении текущей налоговой политики государства, а также путей совершенствования налоговой политики.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность налоговых доходов федерального бюджета 5
1.1. Структура налоговых доходов федерального бюджета России за 2010 год 5
1.2. Динамика налоговых доходов федерального бюджета России за 2010 год 12
1.3. Сравнительная характеристика налоговых доходов федерального бюджета 1999 и 2008 годов 19
Глава 2. Налоговые доходы в федеральный бюджет в 2011-2013 годах 24
2.1. Доходы от поступлений налога на прибыль организации в федеральный бюджет в 2011- 2013 годах 24
2.2. Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах 27
2.3. Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах 30
2.4. Доходы от поступлений налога на добычу полезных ископаемых и водного налога в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах 38
Глава 3. Оптимизация налоговых доходов федерального бюджета .44
3.1. Основные направления налоговой политики на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. 44
3.2. Совершенствование налоговой политики России 48
3.3. Оценка бюджетных эффектов от снижения ставки налога на добавленную стоимость 55
Заключение 62
Список литературы 65

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 601.00 Кб (Скачать)

6. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

3.3. Оценка бюджетных эффектов от снижения ставки налога на добавленную стоимость

В настоящее время в международной практике администрирования НДС основными аргументами в пользу применения льготных ставок обычно является желание государства создать стимулы для потребления товаров и услуг (это касается книг, газет, общественного транспорта), а также перераспределительный (социальный) характер снижения цен на некоторые блага (медикаменты, продукты питания, детская одежда и проч.).

В случае отказа от использования льготной ставки в России представляется необходимым предусмотреть субсидирование государством цен на ряд товаров и услуг первой необходимости (например, продукты питания, электричество, топливо).

С учетом этого обстоятельства снижение ставки НДС будет иметь следующие последствия для бюджетной системы[7]:

- прямые потери федерального бюджета на величину потенциальных доходов от НДС;

- прирост поступлений по налогу на прибыль организаций, ЕСН и НДФЛ вследствие увеличения объемов реализации производителей (или сферы торговли) и расширения налоговой базы этих налогов.

Оценка прямых потерь бюджета от снижения поступлений от НДС выполнена при допущениях:

- доля доходов от НДС на импорт, полученных от налогообложения по ставке 10%, составляет порядка 7,5% от общей величины поступлений НДС на импорт;

-доля доходов от НДС на внутренние операции, уплачиваемого  по ставке 18%,  составила около 95% от общего объема доходов от НДС;

-при расчетах в качестве базы экстраполирования поступления НДС на внутреннюю реализации использовались без учета доходов от НК «ЮКОС»;

-структура налоговой базы, основания применения вычетов и освобождений остаются на уровне 2007 г. 

Таблица 6.

Оценка изменения бюджетных доходов вследствие перехода на единую ставку НДС в 2009 – 2011 годах

Единая ставка НДС

% ВВП

млрд. руб.

2009

2010

2011

10%

-2,56%

-1316,9

-1513,1

-1729,7

11%

-2,20%

-1133,1

-1302,0

-1488,3

12%

-1,84%

-949,3

-1090,8

-1246,9

13%

-1,49%

-765,5

-879,6

-1005,5

14%

-1,13%

-581,8

-668,5

-764,1

15%

-0,77%

-398,0

-457,3

-522,7

16%

-0,42%

-214,2

-246,1

-281,3

16,5%

-0,24%

-122,3

-140,5

-160,6

17%

-0,06%

-30,4

-34,9

-39,9

17,5%

0,12%

+61,5

+70,6

+80,8

18%

0,30%

+153,4

+176,2

+201,4

ВВП,млрд. руб.

 

51475

59146

67 610


 

Однако с точки зрения бюджетных последствий снижение ставки НДС повлечет не только прямые потери бюджета на величину потенциальных доходов от НДС, но и прирост поступлений по налогу на прибыль, единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц вследствие увеличения объемов реализации производителей (или сферы торговли) и расширения налоговой базы этих налогов.

С учетом этих обстоятельств были рассмотрены три модельных сценария потерь бюджета:

1-й сценарий предполагает, что в результате снижения ставки НДС до 12% цены снизятся на величину снижения ставки (всю выгоду от снижения ставки получат потребители. Такая ситуация характерна для рынков совершенно эластичного предложения или неэластичного спроса);

2-й сценарий (наиболее вероятный) предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения ставки, (на 3%, т.е. выгоды от снижения ставки потребители и производители разделят между собой поровну);

3-й сценарий предполагает, что цены останутся без изменений (рынки совершенно эластичного спроса или неэластичного предложения), а весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители.

Кроме того, для всех сценариев были сделаны следующие допущения:

1) согласно проведенным расчетам предельная склонность к потреблению домохозяйств в России 2002-2007 гг. составляла порядка 77% и практически не менялась, а соответственно только 77% от общей величины сэкономленных вследствие снижения ставки НДС средств потребителей (домохозяйств) будет израсходовано в экономике;

2) принимая во внимание сложившуюся структуру ВВП (см. Табл. 7), можно заключить, что расширение налоговой базы по налогу на прибыль, ЕСН и НДФЛ будет эквивалентно не всему приросту ВВП, а лишь той его части, которая соответствует элементам ВВП «официальная оплата труда наемных работников» (в среднем 34% от прироста ВВП) и «чистая прибыль экономики и чистые смешанные доходы» (в среднем 30% от прироста ВВП).

Таблица 7.

Структура ВВП по видам первичных доходов в 2002–2007 гг., %

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

- официальная оплата труда наемных работников

35,2

35,8

34,3

32,0

32,2

33,7

- скрытая оплата труда наемных работников

11,5

11,3

11,7

11,8

11,9

11,9

- чистые налоги на производство и импорт

17,0

16,0

16,9

19,7

20,0

18,9

- потребление основного капитала

7,8

7,2

6,4

6,0

4,8

4,5*

- чистая прибыль экономики и чистые смешанные доходы

28,5

29,7

30,7

30,5

31,1

30,9

оценка[8]

3) Для всех сценариев предполагается, что распределение дополнительно образующихся у предприятий денежных средств между прибылью до налогообложения и официальной заработной платой осуществляется в соответствии с существующей пропорцией между ними в счете ВВП по доходам за вычетом чистых налогов на продукты и импорт (40% : 60% по итогам 2004–2007 гг.).

Результаты расчета последствий снижения ставки НДС до 12% для бюджетной системы страны в условиях 2009 г. представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Последствия снижения ставки НДС до 12% для доходов бюджетной системы России в условиях экономических показателей 2009 г., млрд. руб.

 

 

Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

 

1-й сценарий

2-й сценарий

3-й сценарий

Выпадающие доходы бюджета в результате снижения ставки НДС

-949,3

-1,84%

-949,3

-1,84%

-949,3

-1,84%

Объем израсходованных домохозяйствами средств внутри российской экономики

731,0

1,42%

365,5

0,71%

-

-

Прирост денежных средств в распоряжении предприятий

-

-

365,5

0,71%

731,0

1,42%

Величина мультипликатора расходов

4,35

Величина прироста ВВП вследствие дополнительного спроса домохозяйств

3179,7

6,18%

1589,8

3,09%

-*

-

Прирост официальной оплаты труда наемных работников (включая отчисления в социальные внебюджетные):

 

 

 

 

 

 

- 34% прироста ВВП

1081,1

2,10%

540,5

1,05%

-

-

- 60% прироста денежных средств предприятия

-

-

219,3

0,43%

438,6

0,85%

Прирост прибыли до налогообложения в экономике:

 

 

 

 

 

 

- 30% прироста ВВП

953,9

1,85%

477,0

0,93%

-

-

- 40% прироста денежных средств предприятия

-

-

146,2

0,28%

292,4

0,57%

Дополнительные поступления в бюджет от налогов:

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль (24%)

228,9

0,44%

149,6

0,29%

70,2

0,14%

ЕСН и взносы в социальные фонды**

202,2

0,39%

142,1

0,28%

82,0

0,16%

НДФЛ (13%)

114,3

0,22%

80,3

0,16%

46,4

0,09%

Чистое изменение налоговых поступлений в бюджет вследствие снижения ставки НДС

-403,9

-0,78%

-577,4

-1,12%

-750,8

-1,46%

 

 

 

 

 

 

 

 

* Вследствие отсутствия дополнительного спроса со стороны населения мультипликативного эффекта не последует.

** В сценарных расчетах эффективная ставка ЕСН зафиксирована на уровне 23%, что соответствует данным 2007 г. 

Как видно из таблицы, при всех рассмотренных сценариях в результате снижения ставки НДС даже при самых максимальных допущениях сокращение налоговых поступлений в условиях показателей 2009 г. составит 1,1-1,3% ВВП (2 и 3 сценарий более реалистичны в краткосрочном периоде).

Таким образом, результаты проведенного анализа последствий снижения ставки НДС для доходов бюджетной системы России указывают, что снижение ставки НДС до уровня 12-13% влечет за собой ощутимые потери в налоговых поступлениях. При этом итоги воздействия снижения ставки НДС на повышение деловой активности и ускорение инвестиционных процессов в российской экономике отнюдь не однозначны. Следует также отметить, что по итогам опроса предпринимателей, проведенного лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода по заказу организации «Деловая Россия», подавляющее большинство респондентов выразили намерение направить средства, полученные от  снижения налога на добавленную стоимость, на осуществление капитальных вложений. Учитывая то обстоятельство, что капитальные вложения осуществляются за счет чистой прибыли, предпринимательское сообщество, во-первых, не ожидает снижения цен в результате снижения налоговой ставки и во-вторых, намеревается сформировать прибыль за счет снижения налогообложения, а не направить экономию на снижение цен и (или) рост заработной платы сотрудников.


Заключение

Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие основные выводы.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

После выполнения работы можно предложить следующие пути решения.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

Весьма серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:

                  федеральные налоги и сборы;

                  налоги и сборы субъектов Федерации;

                  местные налоги и сборы.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением – в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.

Одной из главных задач в сфере реформирования налоговой системы является совершенствование налогового законодательства, обеспечение ее стабильности, повышение ее прозрачности и справедливости.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.

Прогнозируемое в 2011 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета, анализ их состава, динамики и структуры