Налоговые доходы федерального бюджета, анализ их состава, динамики и структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, рассмотрении текущей налоговой политики государства, а также путей совершенствования налоговой политики.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность налоговых доходов федерального бюджета 5
1.1. Структура налоговых доходов федерального бюджета России за 2010 год 5
1.2. Динамика налоговых доходов федерального бюджета России за 2010 год 12
1.3. Сравнительная характеристика налоговых доходов федерального бюджета 1999 и 2008 годов 19
Глава 2. Налоговые доходы в федеральный бюджет в 2011-2013 годах 24
2.1. Доходы от поступлений налога на прибыль организации в федеральный бюджет в 2011- 2013 годах 24
2.2. Доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах 27
2.3. Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах 30
2.4. Доходы от поступлений налога на добычу полезных ископаемых и водного налога в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах 38
Глава 3. Оптимизация налоговых доходов федерального бюджета .44
3.1. Основные направления налоговой политики на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. 44
3.2. Совершенствование налоговой политики России 48
3.3. Оценка бюджетных эффектов от снижения ставки налога на добавленную стоимость 55
Заключение 62
Список литературы 65

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 601.00 Кб (Скачать)

 

Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10%.

Снижение поступлений в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – 94 долл.баррель; 2010 год – 77 долл.баррель; справочно: цена на нефть в 2009 году – 58 долл. баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (справочно: поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составили 55,4 млрд. рублей).

 

 

 

Рисунок 1. Поступление доходов в федеральный бюджет

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 43%, НДС - 41% и налога на прибыль 8%.

Общая структура налоговых доходов отражена в таблице 4.

Таблица 4.

Структура доходов федерального бюджета в 2010 году. Фактическое исполнение по состоянию на 01.01.2011 года

Виды доходов

млрд. руб

% к ВВП

Всего доходов

8 303,8

18,7

Налог на прибыль организаций

255,0

0,6

Единый социальный налог

 

 

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 328,7

3,0

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 169,5

2,6

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

1 361,2

3,1

Ввозные таможенные пошлины

345,0

0,8

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

1 672,4

3,8

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

193,3

0,4

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

603,8

1,4

Прочее

1 374,9

3,1

 

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2008-2010 гг. приведена на следующем графике (рис. 2.).

Рисунок 2. Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2008-2010 гг.

Поступления налога на прибыль организаций в 2010 году составили 255,0 млрд. рублей, что на 31% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2010 году составили 113,9 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года – снизились на 9 процентов.

Налога на добычу полезных ископаемых в 2010 года поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.

По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ выросли на 40%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 57,8$ в декабре 2008 года - ноябре 2009 года до 76,7$ в декабре 2009 года - ноябре 2010 года, или в 1,3 раза), а относительно уровня 2008 года – ниже на 14%.

1.3.           Сравнительная характеристика налоговых доходов федерального бюджета 1999 и 2008 годов

Исполнение федерального бюджета за 2008 год происходило  в условиях мирового финансового кризиса. В результате наблюдалось замедление темпов экономического роста.

В 2008 году объем ВВП увеличился на 5,6% по сравнению с 2007 годом, уровень инфляции составил 13,3% /2007 - 11,9%/".

В 2008 году доходы федерального бюджета составили 9275,9 млрд. рублей, что на 3,5% больше, чем предполагалось в бюджете за прошлый год. Профицит федерального бюджета составил 1705 млрд. рублей. Таким образом динамика исполнения основных показателей федерального бюджета в процентах к ВВП сложилась следующим образом: доходы в 2008 году составили 22,3% к ВВП, расходы - 18,2, профицит - 4,1%. Этот анализ показывает, что в 2008 году наблюдалось снижение общего объема доходов федерального бюджета на 1,2 процентных пункта по сравнению с 2007 годом.

Нефтегазовые доходы в 2008 году составили 4389,4 млрд. руб., что на 3,3% больше прогнозируемого объема доходов. Не нефтегазовые доходы составили 4886,5 млрд. руб., что на 3,6 больше прогнозируемого объема доходов на 2008 год. Налоговые доходы составили 5232,7 млрд. руб., что на 2,2 больше прогноза на 2008 год. Неналоговые доходы составили 4041,9 млрд. руб., превысив прогноз на 5,1 процента.

По данным Минфина, поступления в федеральный бюджет внутреннего НДС составили в 2008 г 998,4 млрд. руб., НДС на ввоз товаров - 1133,8 млрд. руб., НДПИ - 1604,7 млрд. руб., налога на прибыль - 761,1 млрд. руб., ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, - 506,8 млрд. руб., акцизов - 125,2 млрд. руб.

Задолженность по уплате налогов, сборов и пени на 1 января 2009 г составила 968,7 млрд. руб., в том числе 826,7 млрд. руб. по федеральным налогам и сборам.

Структура доходов федерального бюджета на 1999 год формировалась за счёт:

• налога на прибыль (доход) предприятий и организаций;

• подоходного налога с физических лиц;

• налога на игорный бизнес (все три по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ);

•   налога на добавленную стоимость (НДС) на товары производимые на территории РФ (в размере 75% в I кв. и 83% с 01.04.99 г.);

• НДС на ввозимые на территорию РФ товары, а также на драгоценные камни, отпускаемые из Госкомфонда РФ;

• акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, этиловый спирт в размере 100% (за исключением пищевого);

• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку, ликёроводочные изделия (в размере 50%);

• акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ (100%);

• регистрационных и лицензионных сборов (в соответствии с законодательством РФ);

• налога на покупку иностранной валюты, платёжных документов в иностранной валюте (в размере 60% доходов);

• единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности (по нормативам);

• налога на операции с ценными бумагами (100%);

• платежей за пользование недрами (по нормативам);

• налога за пользование лесным фондом, водными объектами (40% от дохода);

• земельного налога и арендной платы за земли городов и посёлков, в частях аккумулируемых      в    федеральном     бюджете       для финансирования централизованных мероприятий;

• платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и др. (10% доходов);

• таможенных       пошлин,     сборов,     иных     платежей,  доходов    от внешнеэкономической деятельности (100% доходов);

• государственной пошлины, дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, доходов от сдачи в аренду федеральной собственности, прибыли ЦБ РФ, консульского сбора, прочих налогов, сборов, платежей, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с законодательством РФ.

Доходы федерального бюджета в 1999 году составили 611,7 млрд. рублей. Превышение фактических поступлений доходов над плановыми показателями составило 138 млрд. рублей и произошло по следующим причинам:

1. фактические макроэкономические показатели превысили показатели, принятые при расчетах к закону "О федеральном бюджете на 1999 год";

2. позитивную роль сыграли меры по улучшению налогового администрирования;

3. иные факторы:

- налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории Российской Федерации, поступал в бюджет по ставке 20% против учтенной при планировании бюджета ставки 15% (Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон "О налоге на добавленную стоимость" был принят Государственной Думой 12 марта 1999 г., одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 г., однако на него было наложено вето Президента Российской Федерации). Кроме того, с июля был сокращен список товаров, облагаемых по 10% льготной ставке НДС;

- ставки вывозных таможенных пошлин неоднократно повышались (с 7,5 до 15 евро/тонну) в период с сентября по декабрь 1999 года - по мере роста цен на сырую нефть и нефтепродукты (дизельное топливо, мазут, авиакеросин, автобензин);

- сократилась по сравнению с прогнозной величиной доля убыточных предприятий (с 51% в 1998 году до 40,0 в 1999 году), что позволило увеличить поступления налога на прибыль;

- в федеральный бюджет поступали доходы, не отраженные в балансе бюджета, но предусмотренные его текстовыми статьями (средства от реализации и использования природной сырьевой компоненты низкообогащенного урана).

В 1999 году осуществлен ряд мер налогового реформирования, обеспечивающих увеличение поступлений доходов федерального бюджета.

Несмотря на то, что в 1999 году не был принят в полном объеме Налоговый кодекс Российской Федерации, как всеобъемлющий документ, призванный упорядочить и упростить существующую налоговую систему, удалось реализовать на законодательном уровне ряд важных решений в области налогового законодательства.По инициативе Минфина России были приняты решения о снижении действующих налоговых ставок. В частности, с апреля 1999 г. предельная ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 30%. Характерно, что, несмотря на снижение ставки по этому налогу физическая величина этого налога, поступающая в бюджеты, заметно выросла. Так, в 1999 г. в доходы консолидированного бюджета мобилизовано 219.8 млрд. рублей от этого налога, что более чем в два раза превышает поступления 1998 года.

Для реализации вступившей с 1 января 1999 г. Первой части Налогового кодекса Российской Федерации важное значение имели подготовленные Минфином России и принятые Государственной Думой поправки, которые были реализованы Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть Первую Налогового кодекса Российской Федерации". Данные поправки позволили исключить из этого документа целый ряд противоречий и несоответствий, а также восстановить нарушенный баланс прав и обязанностей между налоговыми органами и налогоплательщиками. Необходимо отметить, что, несмотря на заметное ограничение полномочий контрольных органов, расширение прав налогоплательщиков и общее ослабление "карательной составляющей" существующей налоговой системы, реальная собираемость налогов в 1999 году не только не уменьшилась, а, напротив, заметно возросла.

Серьезнейшее значение в качестве меры, направленной на усиление стимулирующей роли налоговой системы и повышение справедливости налогообложения, имеют подготовленные Минфином России поправки, принятые Федеральным законом от 02.01.2000 № 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

В 1999 г. также приняты несколько важных законодательных решений, направленных на усиление социальной справедливости при налогообложении. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" размер налога на имущество был поставлен в зависимость от стоимости этого имущества.

Принятые в 1999 году меры налогового регулирования привели к повышению уровня собираемости налоговых доходов в бюджет, который по предварительной оценке составил 76%, что выше уровня 2008 г., рассчитанного исходя из объема "живых" поступлений на 16 процентных пунктов.

Глава 2. Налоговые доходы в федеральный бюджет в 2011-2013 годах

2.1. Доходы от поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2011-2013 годах

Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2011 год прогнозируется в сумме 253 313,8 млн. рублей (0,5% к ВВП).

В основу расчета поступления налога на прибыль организаций принят прогнозируемый на 2011 год объем прибыли в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных Федеральной налоговой службы о налоговой базе за 2009 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2010 году и объема прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представленного в составе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Общий объем прибыли для целей налогообложения на 2011 год прогнозируется в сумме 8 853 239,4 млн. рублей (17,57% к ВВП)[5].

В расчете налога на прибыль организаций указанная сумма прибыли корректируется на объем доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (168 477,3 млн. рублей). С учетом корректировки прибыль для целей налогообложения составит 8 684 762,1 млн. рублей (17,24% к ВВП).

При определении налоговой базы для расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 2%, прибыль для целей налогообложения уменьшается на 1 736 388,0 млн. рублей, в том числе за счет:

- прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, - на 1 403 640,8 млн. рублей;

- полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, - на 332 747,2 млн. рублей.

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета, анализ их состава, динамики и структуры