Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Целью данной работы является изучение государственных органов как участников отношений в налоговой сфере, а также анализ и перспективы развития налоговых органов Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Налоговые органы …………………………………………………………... 6
1.1. Понятие и сущность налоговых органов ………………………….....6
1.2. Права и обязанности налоговых органов ………………………........8
1.3. Сопоставление налоговой системы РФ и зарубежных стран……...11
2. Налоговые органы, действующие на территории РФ …………………… 15
2.1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) …………………… 15
2.2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) …………………. 16
2.3. Другие государственные органы – участники налоговых
отношений ……………………………………………………………19
3. Проблемы и перспективы развития налоговых органов РФ ……………. 28
Заключение ………………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы и источников ……………………………. 36
Приложение 1 …………………………………………………………………....... 38
Приложение 2 ………………………………………………………………………39
Приложение 3 …………………………………………………………………....... 40
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012г. составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2012г. составила 321,3 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,4% (рис. 1).
Рисунок 1
В Докладе ФНС России о результатах и основных направлениях деятельности на 2007-2009 годы указано, что целью Федеральной налоговой службы является контроль исполнения законодательства о налогах и сборах, обеспечивающий стабильное повышение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации с одновременным снижением удельных административных затрат и затрат налогоплательщиков, связанных с налоговым администрированием, неопределенностью трактовки налогового законодательства.
Для достижения указанной
цели одной из задач налоговых
органов является совершенствование
существующих методов и процедур
налогового администрирования за счет
развития аналитических механизмов
проведения налогового контроля на базе
использования современных
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах производится налоговыми органами в форме камеральных и выездных налоговых проверок.
Среди форм налогового контроля налоговые
проверки занимают ведущее положение
по действенности, эффективности и,
соответственно, значимости. Вполне закономерно,
что в настоящее время вопросы
правового регулирования
Налоговый контроль является разновидностью финансового контроля. Место налогового контроля в общей системе финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами. Налоговый контроль необходим для более эффективной работы налоговой системы.
Повышение качества налогового контроля и эффективности работы налоговых органов способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Камеральные налоговые проверки проводятся
налоговым органом без какого-
Выездная налоговая проверка. Проводится на основании решения руководителя налогового органа, в котором, в частности, должны быть отражены проверяемые периоды и проверяемые налоги. Проверяемый период – 3 календарных года, предшествующие вынесению решения о выездной проверке. Срок проверки – 2 месяца, указанный срок может быть продлен до 4 и до 6 месяцев.
Эффективность взыскания задолженности – показатель работы налоговых органов.
Сведения о результатах
Таблица 2
Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок1
Количество, единиц |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей | |
Камеральные проверки |
28 325 425 |
45 072 891 |
из них выявивших нарушения |
1 541 694 |
|
Выездные проверки организаций и физических лиц |
49 457 |
217 015 547 |
в том числе: выявившие нарушения |
49 003 |
|
проверки организаций |
37 905 |
203 962 246 |
из них: выявившие нарушения |
37 567 |
|
Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ |
43 314 260 |
Из данной таблицы следует, что
благодаря эффективной работе налоговых
органов при организации
Поскольку налоговая система РФ является не совершенной и имеет некоторые недостатки, система налоговых органов тоже не является идеальной и требует меры по совершенствованию и оптимизации.
Одной из приоритетных задач по модернизации налоговых органов, проводимой в настоящее время, является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Для повышения качества взаимоотношений
налоговых органов и
Целью указанных изменений
является построение работы
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие, значительными трудовыми и временными затратами [12].
В настоящее время
сделаны серьезные шаги по
улучшению обслуживания
Построение структуры
инспекций по функциональному
принципу позволяет наиболее
грамотно использовать
Одним из основных
условий повышения качества
При построении структуры
налоговых органов по
Одной из главных
задач по внедрению новых форм
работы с налогоплательщиками
является информирование и
В такой системе
на первый план выходит
Одной из передовых
систем во взаимоотношениях с
налогоплательщиками является
Одним из основных
принципов изменения форм
Построение структуры
налоговых органов по единому
функциональному принципу
Важным условием эффективной
работы является создание в
инспекциях операционных залов,
Работа по построению
новых форм взаимодействия с
налогоплательщиками одна из
самых важных в ходе
Недостаточно эффективна и деятельность налоговых органов. Часты факты необоснованного привлечения налогоплательщиков к ответственности и нарушения порядка производства по делам о налоговых правонарушениях. А одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, как известно, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления и полнотой, своевременностью поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации и платежей в государственные внебюджетные фонды.
Для совершенствования налоговой системы Российской Федерации, прежде всего, необходимо комплексное реформирование, то есть реформировать не только налоговую систему, а государственную политику Российской Федерации в целом.
Одна из главных проблем Российской Федерации – это огромное количество законов, указов, кодексов, писем, нормативных документов и прочих руководящих документов, зачастую либо не до конца раскрывающих ведомственную трактовку закона или кодекса, либо зачастую разъяснения разных ведомств или разных временных промежутков, при неизменной законодательной основе, бывают полностью противоположны. Все это сказывается на судебное урегулирование вопросов, в частности и в налогообложении. К примеру, возможно, что в одном арбитражном суде примут решение в пользу налогоплательщика, а в другом – в пользу налогового органа, несмотря на то, что вопрос, вынесенный на судебное урегулирование один и тот же. Это возможно из-за того, что разные судьи трактует закон по-разному, опираясь на свой опыт, используют разные предоставленные ему ведомственные разъяснения и письма, и при этом оставаясь в «рамках» закона. А трактовка закона, в развитом, правовом государстве, должна быть всегда одна, поэтому крайне необходимо при проведении реформ, «избавиться» от большей части нормативов, разъяснений и руководящих документов и «привести» законодательную базу к единому, унифицированному виду, не допускающую двойственную трактовку. И это надо делать в первую очередь, а после приступать реформам налоговой системы [23].