Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Целью данной работы является изучение государственных органов как участников отношений в налоговой сфере, а также анализ и перспективы развития налоговых органов Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Налоговые органы …………………………………………………………... 6
1.1. Понятие и сущность налоговых органов ………………………….....6
1.2. Права и обязанности налоговых органов ………………………........8
1.3. Сопоставление налоговой системы РФ и зарубежных стран……...11
2. Налоговые органы, действующие на территории РФ …………………… 15
2.1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) …………………… 15
2.2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) …………………. 16
2.3. Другие государственные органы – участники налоговых
отношений ……………………………………………………………19
3. Проблемы и перспективы развития налоговых органов РФ ……………. 28
Заключение ………………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы и источников ……………………………. 36
Приложение 1 …………………………………………………………………....... 38
Приложение 2 ………………………………………………………………………39
Приложение 3 …………………………………………………………………....... 40

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 127.30 Кб (Скачать)

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения (без  учета задолженности по единому  социальному налогу, уплате пеней  и налоговых санкций), в консолидированный  бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012г. составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.

Задолженность по уплате пеней  и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2012г. составила 321,3 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,4% (рис. 1).

 

 

 

 

 

Рисунок 1

 В Докладе ФНС России о результатах и основных направлениях деятельности на 2007-2009 годы указано, что целью Федеральной налоговой службы является контроль исполнения законодательства о налогах и сборах, обеспечивающий стабильное повышение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации с одновременным снижением удельных административных затрат и затрат налогоплательщиков, связанных с налоговым администрированием, неопределенностью трактовки налогового законодательства.

Для достижения указанной  цели одной из задач налоговых  органов является совершенствование  существующих методов и процедур налогового администрирования за счет развития аналитических механизмов проведения налогового контроля на базе использования современных информационных технологий. 

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах производится налоговыми органами в форме камеральных и выездных налоговых проверок.

Среди форм налогового контроля налоговые  проверки занимают ведущее положение  по действенности, эффективности и, соответственно, значимости. Вполне закономерно, что в настоящее время вопросы  правового регулирования налоговых проверок имеют высокую ценность как с теоретической точки зрения - для выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства.

Налоговый контроль является разновидностью финансового контроля. Место налогового контроля в общей системе финансового  контроля можно определить следующим  образом: налоговый контроль - это  государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами. Налоговый контроль необходим для более эффективной работы налоговой системы.

Повышение качества налогового контроля и эффективности работы налоговых  органов способствует увеличению налоговых  доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Камеральные налоговые проверки проводятся налоговым органом без какого-либо специального решения, на основе предоставленных  налогоплательщиком деклараций, либо иных документах, о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Срок проведения – 3 месяца с момента  предоставления декларации. В ходе проведения проверки налоговым органом могут быть обнаружены какие-либо ошибки в заполнении налоговой декларации, либо противоречия, либо несоответствие сведений, в этом случае налоговый орган должен уведомить налогоплательщика об обнаруженном, и предоставить возможность внести исправления и предоставить объяснения в пятидневный срок.

Выездная налоговая проверка. Проводится на основании решения руководителя налогового органа, в котором, в частности, должны быть отражены проверяемые периоды  и проверяемые налоги. Проверяемый  период – 3 календарных года, предшествующие вынесению решения о выездной проверке. Срок проверки – 2 месяца, указанный срок может быть продлен до 4 и до 6 месяцев.

Эффективность взыскания задолженности  – показатель работы налоговых органов.

Сведения о результатах контрольной  работы налоговых органов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сведения об организации  и проведении камеральных и выездных проверок1

 

 

Количество, единиц

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые  санкции и пени), тыс. рублей

Камеральные проверки

28 325 425

45 072 891

из них выявивших  нарушения

1 541 694

 

Выездные проверки организаций  и физических лиц

49 457

217 015 547

в том числе:

выявившие нарушения

49 003

 

проверки организаций

37 905

203 962 246

из них:

выявившие нарушения

37 567

 

Пени за несвоевременную  уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных  статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ

 

43 314 260


 

Из данной таблицы следует, что  благодаря эффективной работе налоговых  органов при организации камеральных  и выездных проверок сумма дополнительно начисленных налогов и сборов в консолидированный бюджет составила 43 314 260 руб.

 

  1. Проблемы и перспективы развития налоговых органов РФ

 

Поскольку налоговая система  РФ является не совершенной и имеет  некоторые недостатки, система налоговых  органов тоже не является идеальной  и требует меры по совершенствованию  и оптимизации.

Одной из приоритетных задач по модернизации налоговых органов, проводимой в настоящее время, является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.

Для повышения качества взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения  системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов  с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными.

 Целью указанных изменений  является построение работы налоговой  службы, направленной на создание  благоприятных условий для исполнения  налогоплательщиками обязанности  по уплате налогов и сборов.

 Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие,  значительными трудовыми и временными затратами [12].

 В настоящее время  сделаны серьезные шаги по  улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится  к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.

 Построение структуры  инспекций по функциональному  принципу позволяет наиболее  грамотно использовать кадровый  состав. В этой связи отделы  работы с налогоплательщиками  комплектуются сотрудниками не  только обладающими достаточными  знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать  с налогоплательщиками.

 Одним из основных  условий повышения качества работы  с налогоплательщиками является  максимальная, вплоть до должностных  инструкций сотрудников отдела  по работе с налогоплательщиками,  регламентация всех процессов.

 При построении структуры  налоговых органов по функциональному  принципу важной задачей становится  обеспечение наличия любого документа  в электронном виде. Электронный документооборот не только усиливает контрольную функцию, но и позволяет в любой момент получить информацию, где находится документ, и в каком он состоянии.

 Одной из главных  задач по внедрению новых форм  работы с налогоплательщиками  является информирование и внедрение  системы представления организациями  и предпринимателями налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности  в электронном виде по телекоммуникационным  каналам связи. Вся необходимая  инфраструктура в настоящее время  практически налажена, утверждена  полная правовая база. При ее  наличии на первый план выходит  проблема мотивации налогоплательщиков  для перехода на представление  отчетности по телекоммуникационным  каналам связи с применением  всех форм защиты информации [15].

 В такой системе  на первый план выходит удобство  передачи отчетности в налоговый  орган в электронном виде по  ТКС. Выгоды для налогоплательщика  очевидны. Никаких очередей, декларацию  можно отослать по электронной  почте в любой день, причем  не до 18.00, а до 23.59. Прежде чем  отправлять, ее можно проверить  с помощью специальной программы.  Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.

 Одной из передовых  систем во взаимоотношениях с  налогоплательщиками является привлечение  к работе по представлению  налоговых деклараций и бухгалтерской  отчетности фирм, выступающих в  качестве представителей в соответствии  со ст. 26, 27 НК РФ.

 Одним из основных  принципов изменения форм работы  с налогоплательщиками является  уход от закрепления организаций  и предпринимателей за конкретным  инспектором. Для этого сотрудники  отделов работы с налогоплательщиками,  выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных  функций. Их задача – принять  пакет документов, провести визуальный  контроль на предмет соответствия  документов требованиям законодательства  и передать весь пакет для  последующей обработки. Такой  подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.

 Построение структуры  налоговых органов по единому  функциональному принципу позволяет  закрепить функции консультирования  за конкретным подразделением, а  значит создать организационные  условия по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей  налоговых органов в работе  с налогоплательщиками. Важность  такой работы осознали все  передовые налоговые службы мира. Инспекции несут обязанность  по оказанию помощи налогоплательщикам  по вопросам исчисления и уплаты  налогов, их консультированию, чем  полностью выполняются требования  НК РФ.

 Важным условием эффективной  работы является создание в  инспекциях операционных залов,  обеспечивающих инспекторов комфортабельными  условиями работы, а налогоплательщиков  – наличием всей необходимой  информации.

 Работа по построению  новых форм взаимодействия с  налогоплательщиками одна из  самых важных в ходе модернизации  налоговых органов.

Недостаточно эффективна и деятельность налоговых органов. Часты факты необоснованного  привлечения налогоплательщиков к  ответственности и нарушения  порядка производства по делам о  налоговых правонарушениях. А одним  из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, как известно, является обеспечение  устойчивого сбора налогов и  надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления и полнотой, своевременностью поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации и платежей в государственные внебюджетные фонды.

Для совершенствования налоговой  системы Российской Федерации, прежде всего, необходимо комплексное реформирование, то есть реформировать не только налоговую  систему, а государственную политику Российской Федерации в целом.

Одна из главных проблем  Российской Федерации – это огромное количество законов, указов, кодексов, писем, нормативных документов и  прочих руководящих документов, зачастую либо не до конца раскрывающих ведомственную  трактовку закона или кодекса, либо зачастую разъяснения разных ведомств или разных временных промежутков, при неизменной законодательной  основе, бывают полностью противоположны. Все это сказывается на судебное урегулирование вопросов, в частности и в налогообложении. К примеру, возможно, что в одном арбитражном суде примут решение в пользу налогоплательщика, а в другом – в пользу налогового органа, несмотря на то, что вопрос, вынесенный на судебное урегулирование один и тот же. Это возможно из-за того, что разные судьи трактует закон по-разному, опираясь на свой опыт, используют разные предоставленные ему ведомственные разъяснения и письма, и при этом оставаясь в «рамках» закона. А трактовка закона, в развитом, правовом государстве, должна быть всегда одна, поэтому крайне необходимо при проведении реформ, «избавиться» от большей части нормативов, разъяснений и руководящих документов и «привести» законодательную базу к единому, унифицированному виду, не допускающую двойственную трактовку. И это надо делать в первую очередь, а после приступать реформам налоговой системы [23].

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации