Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Целью данной работы является изучение государственных органов как участников отношений в налоговой сфере, а также анализ и перспективы развития налоговых органов Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Налоговые органы …………………………………………………………... 6
1.1. Понятие и сущность налоговых органов ………………………….....6
1.2. Права и обязанности налоговых органов ………………………........8
1.3. Сопоставление налоговой системы РФ и зарубежных стран……...11
2. Налоговые органы, действующие на территории РФ …………………… 15
2.1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) …………………… 15
2.2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) …………………. 16
2.3. Другие государственные органы – участники налоговых
отношений ……………………………………………………………19
3. Проблемы и перспективы развития налоговых органов РФ ……………. 28
Заключение ………………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы и источников ……………………………. 36
Приложение 1 …………………………………………………………………....... 38
Приложение 2 ………………………………………………………………………39
Приложение 3 …………………………………………………………………....... 40

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 127.30 Кб (Скачать)

7) принимать решения о  возврате налогоплательщику сумм  излишне уплаченных или излишне  взысканных налогов, сборов, пеней  и штрафов;

8) соблюдать налоговую  тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику  копии акта налоговой проверки  и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, налоговое уведомление  и (или) требование об уплате  налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

11) осуществлять по заявлению  налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  совместную сверку расчетов по  налогам, сборам, пеням и штрафам;

12) по заявлению налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента выдавать копии решений,  принятых налоговым органом в  отношении этого налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента.

Налоговые органы несут также  другие обязанности, предусмотренные  Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами:

  • если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы.

 

 

    1. Сопоставление налоговой системы РФ и зарубежных стран

 

Налоговые системы большинства  стран складывались столетиями под  воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что  налоговые системы разных стран  отличаются друг от друга: по видам  и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям  органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых  льгот и ряду других важнейших  признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные  налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в  тоже время в их числе можно  выделить наиболее важные:

    • принцип равенства и справедливости;
    • принцип эффективности налогообложения;
    • принцип одновременности;
    • принцип стабильности налоговых ставок;
    • принцип дифференциации ставок;
    • принцип четкого разделения налогов по уровням государственного управления;
    • принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика;
    • принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов.

Изучение налоговых систем развитых зарубежных стан, имеющих  долгосрочный опыт в области налогообложения, позволяет оценить изменения, происходящие в Российской Федерации в последние  годы, а также позаимствовать лучшие достижения в этой области государственной  деятельности.

Налоговая политика большинства  зарубежных стран ориентирована  на привлечение частного капитала в  экономику, а в качестве методик  использует стимулирующие или сдерживающие меры, но не административно-командный механизм.

Сравнивая зарубежные системы  развитых стран, мы приходим к выводу, что при всем различии и разнообразии, у них есть много общего, то, что  позволяет им не только успешно выполнять  свои задачи внутри страны и налаживать взаимоотношения с налогоплательщиком, но и эффективно взаимодействовать  на внешнеэкономическом и внешнеполитическом уровне. Все зарубежные налоговые  системы придерживаются следующих  принципов:

  1. расходы государства на содержания налоговой системы и затраты плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими;
  2. налоговую нагрузку нельзя доводить до такого уровня, когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика;
  3. процесс получения налогов нужно организовать таким образом, чтобы он в большей степени благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости;
  4. этот процесс должен влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости; при определении налоговой платежеспособности частных лиц следует требовать предоставления лишь минимума данных, которые касаются личной жизни граждан, но при этом должен быть контроль не только за доходами, но и за расходами.

Закон о налогах в зарубежных странах предельно ясен, не допускает  двусмысленности. Законодательная  база дает большие полномочия налоговым  органам, что позволяет эффективно выполнять свои функции. В отношении  налоговых преступлений закон строг. Однако закон работает не только для  налоговых органов, но и для налогоплательщиков, что дает им правовую защищенность. Зарубежные налогоплательщики защищены от налогового произвола, для них  работают множество консультационных центров, выпускается в большом  количестве информация, при взаимодействии с налоговыми органами предоставляется в полном объеме возможность использовать телекоммуникационные средства связи. Налоговая отчетность предельно проста, не требуется предоставления «лишних» бумаг. В налоговой системе работают высококлассные специалисты, обладающие широкими информационными ресурсами. Очень тесное взаимодействие налоговых органов и других государственных структур. Сильно развит предпроверочный анализ, что позволяет сократить время на проверку налогоплательщика.

В западной научной доктрине относительно построения налоговых  систем господствует истина, что для  осуществления налоговых реформ необходимым условием являются определенные демократические принципы, такие  как свобода политического выбора, наличие выбора вероятного свободного экономического поведения, которое  основывается на частной собственности. При таких условиях все политические и экономические силы с привлечением парламентского механизма законотворчества добиваются удовлетворения собственных интересов путем поиска оптимальных вариантов.

В высокоразвитых странах  Запада, таких как, например США и  Германия, как сама налоговая система, так и система налоговых органов организованны более эффективно, чем в России. И некоторые актуальные аспекты организации налоговых органов следует применить и к нашей стране, что в свою очередь может повысить эффективность работы налоговых органов РФ.

В западных странах создана  структура налогового ведомства с ориентацией на определенные категории налогоплательщиков, а также существует четкая и ясная ответственность по вертикали внутри ведомства; проводится эффективная работа с населением (public relations), связанная с ознакомлением с налоговым законодательством, а также оказывается помощь по заполнению деклараций и другим вопросам, касающимся налогообложения.

Эффективная система отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок дает возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.

Также в высокоразвитых странах  Запада существуют  эффективные формы, приемы и методы налоговых проверок, основанные, как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков. Имеет место разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления, практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений. Также действует отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда (возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества).

 Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

 В европейских странах  налоговая политика формируется  как результат сложного процесса  взаимодействия интересов экономического, социального и культурного характера.  Таким образом, на сегодняшний  день можно утверждать, что налоговая  политика в европейских странах  является составляющей общей  социальной политики общественного  благосостояния.

 

  1. Налоговые органы, действующие на территории РФ
    1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ)

 

ФНС России была создана 19 марта 2004 года. Она является федеральным  органом исполнительной власти и  находится в ведении Министерства финансов РФ, которое координирует и контролирует ее деятельность. Главой ФНС РФ с 6 апреля 2010 года является Мишустин Михаил Владимирович.

К основным задачам ФНС  относятся:

    1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    2. Осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
    3. Контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджеты. Проверяя правильность исчисления налогов и сборов, полноту и своевременность внесения их в бюджет, должностные лица налоговых органов в каждом конкретном случае контролируют соблюдение налогоплательщиками — юридическими и физическими лицами законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, ФНС России —  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти, который представляет интересы Российской Федерации в  процедурах банкротства.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные  органы образуют единую централизованную систему налоговых органов. Единство этой системы обусловлено общностью  задач и функций, которые осуществляют налоговые органы, а также достижением общей цели, которой является обеспечение законности в налоговой сфере.

Структура налоговых органов:

1 уровень (региональный): Центральный аппарат ФНС России  координирует и контролирует  деятельность нижестоящих управлений  и инспекций, а также разрабатывает  и издает методические указания  и инструкции по применению  налогового законодательства;

2 уровень (региональный): Межрегиональные инспекции ФНС  по федеральным округам, межрегиональные  инспекции ФНС по крупнейшим  налогоплательщикам, управления ФНС  по субъектам РФ организуют  и контролируют работу нижестоящих  налоговых инспекций, а также  проводят мероприятия по профессиональной  подготовке и переподготовке  кадров;

3 уровень (местный): Инспекции  ФНС по городам и районам,  межрайонные инспекции и инспекции  ФНС по крупнейшим налогоплательщикам  выполняют основную нагрузку  по контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории.

 

        1. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ)

 

Федеральная таможенная служба РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [2].

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов Андрей Юрьевич.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:

  • ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.);
  • выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела;
  • определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля;
  • классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств;
  • правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела;
  • некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации