Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Целью данной работы является изучение государственных органов как участников отношений в налоговой сфере, а также анализ и перспективы развития налоговых органов Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Налоговые органы …………………………………………………………... 6
1.1. Понятие и сущность налоговых органов ………………………….....6
1.2. Права и обязанности налоговых органов ………………………........8
1.3. Сопоставление налоговой системы РФ и зарубежных стран……...11
2. Налоговые органы, действующие на территории РФ …………………… 15
2.1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) …………………… 15
2.2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) …………………. 16
2.3. Другие государственные органы – участники налоговых
отношений ……………………………………………………………19
3. Проблемы и перспективы развития налоговых органов РФ ……………. 28
Заключение ………………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы и источников ……………………………. 36
Приложение 1 …………………………………………………………………....... 38
Приложение 2 ………………………………………………………………………39
Приложение 3 …………………………………………………………………....... 40

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 127.30 Кб (Скачать)

Функциональные обязанности таможенных органов связаны с взиманием таможенных платежей, а также борьбой с нарушениями налогового законодательства. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса их полномочия распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены:

    • ввозная и вывозная таможенная пошлина;
    • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
    • акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
    • таможенные сборы.

Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27–33 Таможенного кодекса РФ [3].

Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. Так, за август 2011 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 529,72 млрд. рублей, за восемь месяцев 2011 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 3642,33 млрд. рублей, а за весь 2010 год перечислено 4329,88 млрд. рублей.

Специальные полномочия таможенных органов: таможенные органы пользуются правами, несут обязанности и ответственность налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, а также иными федеральными законами.

Территориальная структура ФТС  России:

    • Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам Российской Федерации);
    • Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам Российской Федерации);
    • Таможенные посты;
    • Таможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.).

 

 

 

 

 

 

 

    1. Другие государственные органы – участники налоговых отношений

 

Участниками отношений в  налоговой сфере являются также  следующие государственные органы:

  1. Министерство финансов РФ (Минфин России) – является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти [8].

Одна из основных задач  Минфина России – разработка и  реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  РФ.

В сфере налогообложения  Минфин России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  основные функции:

  • разрабатывает совместно с ФНС РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ;
  • координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платеже в федеральный бюджет;
  • участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
  • подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в указанные фонды;
  • подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;
  • участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;

Минфин России имеет право  предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный  бюджет в порядке, предусмотренном  законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра [4].

В подчинении Минфина России находятся следующие службы:

    1. ФНС России (см. выше);
    2. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор, ФССН) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности;
    3. Федеральная служба финансово-бюджетного контроля (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
    4. Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба) осуществляющий функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
  1. Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) - фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Основными по размерам и  значению являются социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средства фондов имеют строго целевое  назначение.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны, крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд осуществляет ряд  социально значимых функций:

- учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному  страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по  старости, по инвалидности, по случаю  потери кормильца), пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, пенсии  военнослужащих и их семей,  социальные пенсии, пенсии госслужащих.  За счет средств Фонда получают  пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение и реализация социальных  выплат отдельным категориям  граждан: ветеранам, инвалидам,  инвалидам вследствие военной  травмы, Героям Советского Союза,  Героям Российской Федерации  и др.

- персонифицированный учет участников  системы обязательного пенсионного  страхования. В системе учитываются  страховые пенсионные платежи  почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных  взносов. Информация о гражданах,  застрахованных в пенсионной  системе, поступает от 6,2 млн. юридических  лиц;

- выдача сертификатов на получение  материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной  системы, в т.ч. накопительной  частью трудовой пенсии, которое  осуществляется через государственную  управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

- реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

 Средства для финансирования  выплаты пенсий стали формироваться  за счет поступления обязательных  страховых взносов работодателей  и граждан.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших, а также санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию. С 2000 года начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.

Среди основных функций фонда:

- Выравнивание условий деятельности  территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

- Финансирование целевых программ  в рамках обязательного медицинского  страхования.

- Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

  1. Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о Департаменте, нормативными правовыми актами МВД России. В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК).

Налоговые органы, как и сама налоговая  система РФ, активно развиваются, но все еще являются не совершенными и требуют меры по оптимизации  и совершенствованию.

По сравнению с развитыми  зарубежными странами, состояние  налоговой системы России в настоящее  время характеризуется низкой собираемостью  налогов и налоговых сборов. Прежде всего, это связано с недисциплинированностью  налогоплательщиков и низкой налоговой  культурой. Практически каждый третий налогоплательщик нарушает налоговое  законодательство, скрывает свои доходы и имущество, и только примерно 10-15% относительно честно и исправно платят полагающиеся налоги[11].

В настоящее время имеют  место задолженности по налоговым  платежам и сборам в консолидированный  бюджет РФ (табл. 1).

Таблица 1

Структура задолженности  по налоговым платежам и сборам

в консолидированный бюджет Российской Федерации (на 1 марта 2012 года)

 

Задолженность

Из нее

млрд.

рублей

в % к

итогу

Недоимка

Урегулированная задолженность

млрд.

рублей

в % к

итогу

млрд.

рублей

в % к

итогу

Всего

689,4

100

306

100

366,9

100

в том числе:

по федеральным налогам  и сборам

574

83,3

225,3

73,6

333,5

90,9

По региональным налогам  и сборам

63,8

9,3

43,8

14,3

19,2

5,2

По местным налогам  и сборам

31

4,5

22,5

7,3

8,2

2,2

По налогам со специальным

налоговым режимом

20,6

3

14,5

4,7

6

1,6


 

 Недоимка по налоговым  платежам на 1 марта 2012г. составила  306,0 млрд.рублей (44,4% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 5,8%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 17,4%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 13,1%, налогу на прибыль организаций - на 7,0%. Сократилась задолженность по акцизам в целом на 18,1%.

Урегулированная задолженность  на 1 марта 2012г. составила 366,9 млрд.рублей (53,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 0,7%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 202,5 млрд.рублей (55,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 110,2 млрд.рублей (30,0%).

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации