Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Целью данной работы является изучение государственных органов как участников отношений в налоговой сфере, а также анализ и перспективы развития налоговых органов Российской Федерации.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Налоговые органы …………………………………………………………... 6
1.1. Понятие и сущность налоговых органов ………………………….....6
1.2. Права и обязанности налоговых органов ………………………........8
1.3. Сопоставление налоговой системы РФ и зарубежных стран……...11
2. Налоговые органы, действующие на территории РФ …………………… 15
2.1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) …………………… 15
2.2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) …………………. 16
2.3. Другие государственные органы – участники налоговых
отношений ……………………………………………………………19
3. Проблемы и перспективы развития налоговых органов РФ ……………. 28
Заключение ………………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы и источников ……………………………. 36
Приложение 1 …………………………………………………………………....... 38
Приложение 2 ………………………………………………………………………39
Приложение 3 …………………………………………………………………....... 40
Функциональные обязанности таможенных органов связаны с взиманием таможенных платежей, а также борьбой с нарушениями налогового законодательства. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса их полномочия распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены:
Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27–33 Таможенного кодекса РФ [3].
Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. Так, за август 2011 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 529,72 млрд. рублей, за восемь месяцев 2011 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 3642,33 млрд. рублей, а за весь 2010 год перечислено 4329,88 млрд. рублей.
Специальные полномочия таможенных органов: таможенные органы пользуются правами, несут обязанности и ответственность налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, а также иными федеральными законами.
Территориальная структура ФТС России:
Участниками отношений в
налоговой сфере являются также
следующие государственные
Одна из основных задач Минфина России – разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
В сфере налогообложения Минфин России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
Минфин России имеет право предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра [4].
В подчинении Минфина России находятся следующие службы:
Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:
Средства фондов имеют строго целевое назначение.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из наиболее значимых социальных институтов страны, крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:
- учет страховых средств,
- назначение и выплата пенсий.
Среди них трудовые пенсии (по
старости, по инвалидности, по случаю
потери кормильца), пенсии по государственному
пенсионному обеспечению,
- назначение и реализация
- персонифицированный учет
- взаимодействие с
- выдача сертификатов на
- управление средствами
- реализация Программы
Средства для финансирования
выплаты пенсий стали
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших, а также санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию. С 2000 года начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.
Среди основных функций фонда:
- Выравнивание условий
- Финансирование целевых
- Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Налоговые органы, как и сама налоговая система РФ, активно развиваются, но все еще являются не совершенными и требуют меры по оптимизации и совершенствованию.
По сравнению с развитыми
зарубежными странами, состояние
налоговой системы России в настоящее
время характеризуется низкой собираемостью
налогов и налоговых сборов. Прежде
всего, это связано с
В настоящее время имеют место задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ (табл. 1).
Таблица 1
Структура задолженности по налоговым платежам и сборам
в консолидированный бюджет Российской Федерации (на 1 марта 2012 года)
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
Недоимка |
Урегулированная задолженность | |||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |||
Всего |
689,4 |
100 |
306 |
100 |
366,9 |
100 |
в том числе: по федеральным налогам и сборам |
574 |
83,3 |
225,3 |
73,6 |
333,5 |
90,9 |
По региональным налогам и сборам |
63,8 |
9,3 |
43,8 |
14,3 |
19,2 |
5,2 |
По местным налогам и сборам |
31 |
4,5 |
22,5 |
7,3 |
8,2 |
2,2 |
По налогам со специальным налоговым режимом |
20,6 |
3 |
14,5 |
4,7 |
6 |
1,6 |
Недоимка по налоговым платежам на 1 марта 2012г. составила 306,0 млрд.рублей (44,4% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 5,8%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 17,4%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 13,1%, налогу на прибыль организаций - на 7,0%. Сократилась задолженность по акцизам в целом на 18,1%.
Урегулированная задолженность на 1 марта 2012г. составила 366,9 млрд.рублей (53,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 0,7%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 202,5 млрд.рублей (55,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 110,2 млрд.рублей (30,0%).