Налоговая система РК на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выявить сущность налогов с точки зрения, основного движущего инструмента государства. Рассмотреть налоговую систему Республики Казахстан на современном этапе.
Исходя из цели, в работе поставлены и решаются следующие основные задачи, определившие ее логику и внутреннюю структуру:
Изучить основные налоговые платежи РК
Рассмотреть основных участников налоговых отношений
Выявить основные пути совершенствования и перспективы налоговой системы РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
3
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………...

5
1.1 Экономическое содержание налогов……………………………………
6
Классификация налогов и характеристика основных видов………..
8
1.3 Элементы налога………………………………………………………….
11
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………..
13
2.1 Понятие налоговой системы, состав и структура………………………
20
2.2 Этапы реформирования налоговой системы……………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

    1. Классификация, функции налогов и характеристика основных видов

 

 

Согласно Налоговому кодексу РК, налоги - это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие важнейшие функции:

  • фискальная (обеспечение доходов бюджетов)
  • регулирующая (создание общего налогового режима)
  • контрольная (координация и финансовый контроль деятельности с использованием государственными органами налоговых методов)
  • правовая (формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация)
  • стимулирующая (регулирование через систему налоговых льгот санкций производственной и социальной активности).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная  функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Благодаря контрольной  функции» оценивается эффективность  налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов. выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.

Последняя функция налогов  — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Классификация налогов.

Классификация налогов  — это распределение налогов  и сборов по определенным группам, обусловленное  целями и задачами систематизации и  сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов  имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить  анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

  • В зависимости от носителя налогового бремени: прямые, косвенные.
  • В зависимости от формы уплаты: натуральные, денежные.
  • В зависимости от субъекта: налоги с физических лиц, налоги с юридических лиц.
  • В зависимости от их территориального уровня: общегосударственные, местные.
  • В зависимости от характера использования: общего назначения, целевые.

 

Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на имущество) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество.

Косвенные налоги - это  налоги на определенные товары и услуги. Косвенный налог - налог, где субъект  налогообложения перекладывает  бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Денежная форма, как  уже отмечалось выше, является преобладающей  формой уплаты налога. Однако, как в  прошлом, гак и в настоящем известны и натуральные налоги. Так Налоговый кодекс РК допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование.

Налоги общего значения зачисляются в  бюджет соответствующего уровня, как общий денежный фонд соответствующей территории, и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют  во внебюджетные целевые фонды или  выделяют в бюджете отдельной строкой.

 

    1. Элементы налога.

 

 

Элементы налога –  это принципы, правила, категории  и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются  для осуществления налогооблажения.

Основными элементами налога являются субъект налога, объект налога, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговые льготы.

 Если какой-нибудь элемент не установлен (за исключением последнего) налог нельзя считать установленным.

Субъект налога – это  лицо обязанное платить налог (налогоплательщик, плательщик). Другими словами это физическое или юридическое лицо, объекты которого непосредственно облагаются налогом. В рыночной экономике не исключается возможность создания условий для предложения налога, когда субъект налога не совпадает с его действительным носителем.

Объект налога - это имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Так объектом налога могут выступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных товаров и оказанных услуг).

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которого определяется сумма налога.

Налоговая ставка (ставка налогообложения, норма налога) - величина налогового обязательства по исчислению налога на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы.

Налоговый период — это  период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена  сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления и  уплаты налога.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговые льготы – это  представляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, позволяющие не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

 

 

2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

Как известно, налоговая  система строится в зависимости  от выбранного объекта обложения  доходов или расходов. Для промышленно развитых государств с устоявшейся рыночной экономикой характерно применение модели с преимущественным использованием дохода в качестве объекта обложения. Государства с переходной рыночной экономикой слабым налоговым аппаратом используют в качестве объектов обложения - расходы.

Современная налоговая  система Республики Казахстан в  настоящий период действительно  способствует регулированию экономических  процессов. В то же время необходимость  соответствия условиям сегодняшнего дня  требует от нее постоянного совершенствования и модернизации. В этом смысле самым перспективным видится разработка и пременение системы льгот и скидок: во-первых – для стимулирования отечественных производителей; во вторых - для сбалансированности бюджетной и внебюджетной сфер. В целом, это обеспечивает расширение налоговой базы и соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и его местные органы).

Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера  в Казахстане включает:

  • Корпоративный подоходный налог.
  • Индивидуальный подоходный налог.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Акцизы.
  • Рентный налог на экспорт.
  • Налоги недропользователей.
  • Социальный налог.
  • Налог на транспортные средства.
  • Земельный налог.
  • Налог на имущество.
  • Налог на игорный бизнес.
  • Фиксированный налог.
  • Единый земельный налог.

Сборы:

  • Сбор за государственную регистрацию юридических лиц.
  • Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
  • Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  • Сбор за государственную регистрацию залога движимого имущества.
  • Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
  • Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов.
  • Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов.
  • Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов.
  • Сбор за государственную регистрацию  ипотеки судна или строящегося судна.
  • Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.
  • Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.
  • Сбор с аукционов.
  • Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.
  • Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

Информация о работе Налоговая система РК на современном этапе