Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: выявить сущность налогов с точки зрения, основного движущего инструмента государства. Рассмотреть налоговую систему Республики Казахстан на современном этапе.
Исходя из цели, в работе поставлены и решаются следующие основные задачи, определившие ее логику и внутреннюю структуру:
Изучить основные налоговые платежи РК
Рассмотреть основных участников налоговых отношений
Выявить основные пути совершенствования и перспективы налоговой системы РК.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
3
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………...
5
1.1 Экономическое содержание налогов……………………………………
6
Классификация налогов и характеристика основных видов………..
8
1.3 Элементы налога………………………………………………………….
11
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………..
13
2.1 Понятие налоговой системы, состав и структура………………………
20
2.2 Этапы реформирования налоговой системы……………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Согласно Налоговому кодексу РК, налоги - это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или
Благодаря контрольной функции» оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов. выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.
Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному.
Указанное разграничение
функций налоговой системы
Классификация налогов.
Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Классификация налогов
имеет не только сугубо теоретическое,
но и важное практическое значение.
В прикладном аспекте та или иная
классификация позволяет
Налоги и сборы классифицируютс
Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на имущество) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенный налог - налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.
Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, гак и в настоящем известны и натуральные налоги. Так Налоговый кодекс РК допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование.
Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня, как общий денежный фонд соответствующей территории, и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.
Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.
Элементы налога –
это принципы, правила, категории
и термины, которые закрепляются
в нормативных актах и
Основными элементами налога являются субъект налога, объект налога, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговые льготы.
Если какой-нибудь элемент не установлен (за исключением последнего) налог нельзя считать установленным.
Субъект налога – это лицо обязанное платить налог (налогоплательщик, плательщик). Другими словами это физическое или юридическое лицо, объекты которого непосредственно облагаются налогом. В рыночной экономике не исключается возможность создания условий для предложения налога, когда субъект налога не совпадает с его действительным носителем.
Объект налога - это имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Так объектом налога могут выступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных товаров и оказанных услуг).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которого определяется сумма налога.
Налоговая ставка (ставка налогообложения, норма налога) - величина налогового обязательства по исчислению налога на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы.
Налоговый период — это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате.
Порядок исчисления и уплаты налога.
Налогоплательщик
Налоговые льготы – это представляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, позволяющие не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Как известно, налоговая система строится в зависимости от выбранного объекта обложения доходов или расходов. Для промышленно развитых государств с устоявшейся рыночной экономикой характерно применение модели с преимущественным использованием дохода в качестве объекта обложения. Государства с переходной рыночной экономикой слабым налоговым аппаратом используют в качестве объектов обложения - расходы.
Современная налоговая система Республики Казахстан в настоящий период действительно способствует регулированию экономических процессов. В то же время необходимость соответствия условиям сегодняшнего дня требует от нее постоянного совершенствования и модернизации. В этом смысле самым перспективным видится разработка и пременение системы льгот и скидок: во-первых – для стимулирования отечественных производителей; во вторых - для сбалансированности бюджетной и внебюджетной сфер. В целом, это обеспечивает расширение налоговой базы и соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и его местные органы).
Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане включает:
Сборы:
Информация о работе Налоговая система РК на современном этапе