Налоговая система РК на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выявить сущность налогов с точки зрения, основного движущего инструмента государства. Рассмотреть налоговую систему Республики Казахстан на современном этапе.
Исходя из цели, в работе поставлены и решаются следующие основные задачи, определившие ее логику и внутреннюю структуру:
Изучить основные налоговые платежи РК
Рассмотреть основных участников налоговых отношений
Выявить основные пути совершенствования и перспективы налоговой системы РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
3
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………...

5
1.1 Экономическое содержание налогов……………………………………
6
Классификация налогов и характеристика основных видов………..
8
1.3 Элементы налога………………………………………………………….
11
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………..
13
2.1 Понятие налоговой системы, состав и структура………………………
20
2.2 Этапы реформирования налоговой системы……………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....

3

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ  КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………...

 

5

1.1 Экономическое содержание  налогов……………………………………

6

    1. Классификация налогов и характеристика основных видов………..

8

1.3 Элементы налога………………………………………………………….

11

2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………..

13

2.1 Понятие налоговой  системы, состав и структура………………………

20

2.2 Этапы реформирования  налоговой системы……………………………

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....

30


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налог - одна из самых  древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. По словам К.Маркса: «Налог- это пятый бог, рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»

Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Другой источник налоговых поступлений- налог с побежденных. К первым налогам иногда относят жертвоприношения. Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно.

История налогов  начинается еще с древнейших времен, но довольно значительную роль в бюджете государств налоги приобретают лишь в пятнадцатом-семнадцатом веках.

Что же прежде всего бросается в глаза при использовании налогов? Это материальный ущерб для плательщика. Невольно возникает чувство жалости: как же так, заработал, а теперь надо отдать часть заработанного. На заработанное приобрел имущество и опять плати  – уже налог на имущество. Поэтому  для всех времен и для всех народов  характерно то, что сначала против налогов возражают. Затем начинают осознавать, что налоги являются источником государственных доходов. Общественное сознание постепенно успокаивается, налоги уже рассматривают как эквивалент плательщику за те выгоды, которые  он получает от государства.

В конце девятнадцатого века приходят к выводу, что налоги, кроме финансовых целей, могут использоваться как  инструмент активной экономической  политики.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что на современное развитие экономики и государства налоги оказывают огромное влияние. Именно поэтому данная тема курсовой, на мой взгляд носит актуальный характер.

Целью данной курсовой работы является: выявить сущность налогов  с точки зрения, основного движущего  инструмента государства. Рассмотреть  налоговую систему Республики Казахстан на современном этапе.

Исходя из цели, в работе поставлены и решаются следующие  основные задачи, определившие ее логику и внутреннюю структуру:

  • Изучить основные налоговые платежи РК
  • Рассмотреть основных участников налоговых отношений
  • Выявить основные пути совершенствования и перспективы налоговой системы РК.

 Обьектом исследования является Республика Казахстан- страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии. Казахстан- президентская республика.

Предмет исследования составляет анализ основных положений общей теории налогов.

В качестве методологической основы работы выступают труды Казахстанских  и зарубежных ученых по вопросам функционирования и развития налогов и налоговой системы, нормативно-правовые акты по налоговому праву, материалы  учебников и учебных пособий по экономике, финансам, налогообложению, материалы переодических изданий и ресурсы  Интернет.

 

 

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

 

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений  налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного  характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

 

1.1 Экономическое содержание налогов.

 

 

Налоги — важная экономическая  категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.  

Формирование финансовой системы и ее составной части  — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ. Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога». Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса физическими лицами, получающими доход; юридическими лицами (хозяйствующими субъектами. 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.                                                                                                       Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм    используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных  платежей формируются финансовые ресурсы  общества. Аккумулируя посредством  налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения.

В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значимых служб: налог — это «форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам». Таким образом налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово-хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, наполняет бюджет.

К настоящему моменту в большинстве  стран мира преобладает смешанная  экономика, в которой действие рыночных механизмов дополняется государственным управлением. С точки зрения теории оправданием вмешательства властных институтов в процесс внутреннего регулирования производственно-коммерческой сферы являются ситуации, когда рынок не в состоянии самостоятельно решить все проблемы (производство общественных благ, социальные вопросы, макроэкономическая стабильность, развитие научно-технического прогресса, экологическое равновесие). Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основным источником которых в данном случае выступают налоги.

В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим  субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые общественными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на плательщика налога лишь опосредованно, через социальную среду. В Республике Казахстан обязанность платить налоги введена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать не только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи.

Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне   это доля произведенного валового внутреннего  продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

Информация о работе Налоговая система РК на современном этапе