Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществ
В Особенную часть Налогового кодекса Республики Беларусь, документ прямого действия, включены положения действующих законов, а также декретов и указов Президента Республики Беларусь, регулирующих вопросы налогообложения. Таким образом, принятие Особенной части потребовало отмены более ста законодательных актов. Одновременно, в отношении порядка исчисления и уплаты практически всех налогов произошли некоторые изменения.
Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь определён порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу непосредственно Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях.
С
принятием Особенной части
Таким образом, оборотные налоги, оказывавшие негативное влияние на финансовое положение плательщиков, сложные для расчёта, приводившие к удорожанию белорусских товаров и снижавшие их ценовую конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках, исчезли из белорусской системы налогообложения. С их отменой наша налоговая система приведена в соответствие с системами налогообложения государств, являющихся основными экономическими партнёрами Республики Беларусь.
В
целях компенсации «выпадающих»
доходов бюджета в связи с
упрощением налоговой системы и
сокращением числа налогов
Все плательщики Республики Беларусь с 1 января 2010 года получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Кодексом предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.
Со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь изменение претерпели практически все налоговые платежи в бюджет.
В целом с вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части будет способствовать либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Республике Беларусь. Это обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности и улучшает имидж нашей страны по условиям ведения бизнеса. К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.
Таким образом, в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. При этом представляется безусловно справедливой тенденция к серьезному реформированию системы налогов, но хотелось бы заметить, что кардинальная ее ломка или замена была бы неоправданной [1, C.8].
Обязательность реформирования налоговых систем объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых инструментов регулирования, присущих административной экономике.
Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов должно быть сокращено, а процедура их взимания существенно упрощена. Изменение в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невыгодность и невозможность уклонения от налоговых платежей. Нужно научиться собирать все, что причитается государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и имущества. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства – существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.
Современная налоговая система Республики Беларусь характеризуется следующими чертами:
- базируется на правовой основе, а не на подзаконных актах, как это было ранее;
-
построена по единым правилам,
на едином механизме
-
предъявляет к плательщикам
-
учет опыта западных стран
дает возможность
Вместе с этим, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.
Во-вторых,
важным недостатком системы является
высокий уровень
В-третьих, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков.
В-четвертых, несовершенство налоговой системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.
Можно
предположить, что в перспективе
проявится тенденция к
Одной из важнейших налоговых проблем является сложность налоговой системы Беларуси. В будущем целесообразна отмена некоторых налогов, которые можно охарактеризовать как финансово неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков [18, с. 92].
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; введения дифференцированных налоговых ставок отдельно для производителей национального богатства и тех, кто его перераспределяет; дальнейшего совершенствования подоходного налога в условиях инфляции.
Главным
остается усиление стимулирующей
Требует
налоговой поддержки малое
Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога с физических лиц и налога с имущества физических лиц, – поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление этих налогов и контроль за своевременной их уплатой [22, с. 98].
Следует учитывать, что между налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.
Обобщая отмеченное, следует сделать вывод о том, что основными направлениями налоговой реформы являются:
Таким образом, следует отметить, что налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Республике Беларусь достойно развиваться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.