Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     В Особенную часть Налогового кодекса Республики Беларусь, документ прямого действия, включены положения действующих законов, а также декретов и указов Президента Республики Беларусь, регулирующих вопросы налогообложения. Таким образом, принятие Особенной части потребовало отмены более ста законодательных актов. Одновременно, в отношении порядка исчисления и уплаты практически всех налогов произошли некоторые изменения.

     Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь определён порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу непосредственно Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях.

     С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь ушли в прошлое четыре налоговых платежа: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автомобильных транспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку автотранспортных средств.

     Таким образом, оборотные налоги, оказывавшие  негативное влияние на финансовое положение плательщиков, сложные для расчёта, приводившие к удорожанию белорусских товаров и снижавшие их ценовую конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках, исчезли из белорусской системы налогообложения. С их отменой наша налоговая система приведена в соответствие с системами налогообложения государств, являющихся основными экономическими партнёрами Республики Беларусь.

     В целях компенсации «выпадающих» доходов бюджета в связи с  упрощением налоговой системы и  сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС 20% применяется в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января 2010 года.

     Все плательщики Республики Беларусь с 1 января 2010 года получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Кодексом предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.

     Со  вступлением в силу Особенной  части Налогового кодекса Республики Беларусь изменение претерпели практически все налоговые платежи в бюджет.

     В целом с вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса  налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами  государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части будет способствовать либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Республике Беларусь. Это обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности и улучшает имидж нашей страны по условиям ведения бизнеса. К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.

     Таким образом, в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. При этом представляется безусловно справедливой тенденция к серьезному реформированию системы налогов, но хотелось бы заметить, что кардинальная ее ломка или замена была бы неоправданной [1, C.8].

     Обязательность  реформирования налоговых систем объясняется существенным изменением экономической системы, невозможностью и неэффективностью применения старых инструментов регулирования, присущих административной экономике.

     Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов должно быть сокращено, а процедура их взимания существенно упрощена. Изменение в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невыгодность и невозможность уклонения от налоговых платежей. Нужно научиться собирать все, что причитается государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и имущества. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства – существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.

     Современная налоговая система Республики Беларусь характеризуется следующими чертами:

     - базируется на правовой основе, а не на подзаконных актах, как это было ранее;

     - построена по единым правилам, на едином механизме исчисления  и сбора платежей, независимо  от организационно-правовых форм  субъектов хозяйствования и физических  лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;

     - предъявляет к плательщикам одинаковые  требования и создает равные  стартовые условия формирования  доходов путем определения перечня  налогов, унификации ставок, упорядочения  льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;

     - учет опыта западных стран  дает возможность присоединиться  к мировому рынку, включиться  в международные экономические  интеграционные связи [13, с. 205].

     Вместе  с этим, созданная налоговая система  в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят  в основном фискальный характер. При  решении вопросов о налогах главным  выступает доходность бюджета, тогда  как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

     Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения  хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юридических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных предприятий очень велико. Суммарные налоговые платежи по разным оценкам составляют от 40 до 70 % валовых доходов юридических лиц.

     В-третьих, сложность для плательщиков создает  и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль  и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым  не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков.

     В-четвертых, несовершенство налоговой системы  связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые  нередко самостоятельно трактуют положения  налогового законодательства, наказывая  непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.

     Можно предположить, что в перспективе  проявится тенденция к опережающему росту местных налогов в сравнении  с республиканскими. Залогом этому  является поворот экономики развитых стран к социальной ориентации с передачей социально ориентированных отраслей местным органам власти и управления.

     Одной из важнейших налоговых проблем является сложность налоговой системы Беларуси. В будущем целесообразна отмена некоторых налогов, которые можно охарактеризовать как финансово неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков [18, с. 92].

     При определении основных направлений  налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста  производства и его качественного  параметра. В основу приоритетов  также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.

     Требуют постоянного внимания, глубокого  осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; введения дифференцированных налоговых ставок отдельно для производителей национального богатства и тех, кто его перераспределяет; дальнейшего совершенствования подоходного налога в условиях инфляции.

     Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство  функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической  политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве. Особо  важным направлением в налоговой  политике является стабильность налогового законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае не задним числом, как это бывало неоднократно. В результате нарушается главное требование, необходимое для бесперебойного функционирования налогового механизма – устойчивость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их принимают.

     Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие  места для населения, в том  числе для инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые формы обслуживания населения.

     Проблема  платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного  налога с физических лиц и налога с имущества физических лиц, –  поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление этих налогов и контроль за своевременной их уплатой [22, с. 98].

     Следует учитывать, что между налогами и  инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.

     Обобщая отмеченное, следует сделать вывод  о том, что основными направлениями налоговой реформы являются:

  • сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
  • уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот;
  • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;
  • облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
  • ослабление финансовых санкций.

     Таким образом, следует отметить, что налоговая  система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Республике Беларусь достойно развиваться.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Налоги  как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь