Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов.

     Не  признаются объектом налогообложения  НДС:

  • суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые юридически значимые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, консульский сбор, гербовый сбор), платежи в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды;
  • имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в установленных учредительными документами размерах;
  • обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами;
  • перечисляемые в доход бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду, в том числе финансовую аренду (лизинг), предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности.

     Налог на добавленную стоимость взимается  по следующим ставкам:

     0 процентов: товары, помещенные под  таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенные в Российскую  Федерацию; работы и услуги  по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

     10 процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

     20 процентов: реализация и ввоз  на таможенную территорию Республики  Беларусь других товаров и  услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10) процентов.

     Обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам с учетом налога, облагаются по ставкам, соответственно, 9,09 и 16,67 процента.

     Имеется ряд товаров (работ, услуг), обороты  по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе: лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные и медицинские услуги по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом; услуги в сфере культуры и искусства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемые физическим лицам.

     В соответствии с действующим законодательством  взимание НДС в отношении перемещаемых товаров осуществляется по принципу страны назначения.

  1. Акцизы. Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

     Акцизами  облагаются:

  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • непищевая спиртосодержащая продукция;
  • табачные изделия;
  • микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые;
  • бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

     В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь. Ставки акцизов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь.

     Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные  для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.

     Акцизами  не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

  1. Налог на недвижимость. Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.

     Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством.

     Годовая ставка налога на недвижимость:

  • для организаций устанавливается в размере 1 процента;
  • для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей – в размере 0,1 процента;
  • для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

     Налогом не облагаются здания и сооружения социально-культурного назначения, здания и сооружения организаций, принадлежащих обществам инвалидов, здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п.

  1. Земельный налог. Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных).

     Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой  стоимости земельного участка.

     Земельным налогом не облагаются земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, заповедники, земли историко-культурного назначения, земли населенных пунктов, земли организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также земельные участки некоторых категорий граждан (ветеранов войны, пенсионеров, инвалидов и лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, военнослужащих срочной службы, многодетных семей).

  1. Экологический налог. Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

     Экологическим налогом облагаются объемы:

  • выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
  • нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
  • нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;
  • производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

     Ставки  экологического налога установлены  Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения.

     Объектами налогообложения экологическим  налогом не признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;
  • сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с застроенной территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
  • хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в объемах захоронения таких отходов 50 и менее тонн в год;
  • импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета.
  1. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.

     Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагается фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видов природных  ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом Республики Беларусь перечню.

     Ставки  налога за добычу (изъятие) природных  ресурсов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от видов природных ресурсов.

  1. Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

     Перечень  местных налогов и сборов, которые  вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь. Это:

  • налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);
  • налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 до 1,5 базовых величин в месяц);
  • сбор на развитие территорий (налоговые ставки не превышают 3 процентов валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);
  • сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции);
  • курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).

     При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам. Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.

  1. Особые режимы налогообложения предусмотрены для отдельных категорий плательщиков, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей.

     К особым режимам налогообложения  относятся:

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь