Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Под физическими лицами понимаются:

  • граждане Республики Беларусь;
  • граждане либо подданные иностранного государства;
  • лица без гражданства (подданства).

     Налоговым агентом, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу Налогового кодекса Республики Беларусь и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

     Налоговый агент имеет те же права, что и  плательщик, если иное не установлено  Налоговым кодексом Республики Беларусь.

     Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

     Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать в соответствии с  Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) другими актами налогового законодательства нормативные правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.

     Таможенные  органы пользуются правами и несут  обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством, Налоговым кодексом Республики Беларусь, иными актами налогового законодательства.

     Таможенные  органы осуществляют в порядке, установленном  таможенным законодательством, привлечение к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

     Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым  органам полученную от плательщиков информацию по таможенному делу.

     Объекты налоговых отношений Республики Беларусь определены главой 3 Налогового кодекса Республики Беларусь.

     Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика  Налоговый кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.

     Каждый  налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.

     Один  и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый  период. 
 

     
    1. Становление и развитие налоговой  системы Республики Беларусь
 

     Налоговая система Республики Беларусь – один из важнейших элементов экономической  системы государства. В условиях коренных преобразований в экономике, налоговая система испытывает двойную  нагрузку. С одной стороны, она должна стимулировать развитие экономики, а с другой – она испытывает постоянное воздействие со стороны государства, нуждающегося во все возрастающих финансовых ресурсах.

     С обретением национальной независимости  и государственной самостоятельности  перед Республикой Беларусь встала задача создания собственной налоговой системы, адекватной национальным интересам и целям развития Республики Беларусь и соответствующей современным мировым требованиям.

     Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1991 году. Основу ее составил Закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. №1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.

     До 1991 года для нашей страны было характерно практическое отсутствие объективного налогового механизма в связи с тем, что действовал административно-командный метод изъятия доходов предприятий и дальнейшего перераспределения финансовых средств с помощью бюджета, который был единым финансовым планом, оформленным в виде Закона СССР [13, с.7].

     В результате коренных изменений в  налоговой сфере, проведенных в  декабре-январе 1991-1992 гг., социалистическая налоговая система, действовавшая в республике, была заменена системой, отвечающей определенной части европейских и мировых стандартов. Процесс совершенствования белорусского налогообложения продолжается до сих пор. Глубокий и затяжной трансформационный кризис, потрясший Республику Беларусь, и присущая ему финансовая нестабильность выдвинули на первый план проблему стабилизации экономики в специфических переходных условиях и методов ее государственного регулирования. Одним из таких методов и является система налогового регулирования, эффективность построения которой является наиболее актуальной для современного этапа развития отечественного народного хозяйства.

     В механизме построения налоговой системы Республики Беларусь важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулятива и стимулятора. Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие целенаправленный характер. Все льготы применяются только в соответствии с действующим законодательством и не являются индивидуальными. Функционирование налоговой системы Республики Беларусь в течение непродолжительного времени позволяет определить основные особенности этого процесса:

     фискальная  составляющая, характеризующая налогообложение как инструмент формирования доходов государства;

     регулирующая  составляющая, определяющая меру влияния налогов на развитие производства и регулирование пропорций развития экономики;

     стимулирующая составляющая, отражающая развитие приоритетных отраслей и отдельных производств, способных обеспечить экономический  рост;

     социальная  составляющая, устанавливающая степень  справедливости налогообложения разных слоев общества;

     организационная составляющая, связанная с механизмом налогообложения через инструменты налоговых отношений.

     Оценивая  любую налоговую систему, следует  исходить из того, что она представляет собой сложный экономический  феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

     Эффективная налоговая система может состояться при грамотном регулировании  налоговых отношений и соответствующем  требованиям времени налоговом  законодательстве.

 

     2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

     2.1 Совокупность налогов и сборов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь 

     В январе-сентябре 2010 года проведение налоговой  политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации изменений, принятых в налоговом законодательстве на 2010 год.

     Наряду  с мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.

     Согласно  действующему законодательству на 2010 год установлены следующие налоги и сборы.

  1. Подоходный налог с физических лиц. Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в Республике Беларусь и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в Республике Беларусь.

     Есть  несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств бюджета; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества; доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

     Подоходный  налог с физических лиц взимается  по ставке 12 %.

     Плательщики при наличии оснований могут  воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.

  1. Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Ставка  налога на прибыль составляет 24 процента.

     Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для:

  • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
  • организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

     Из  облагаемой налогом прибыли вычитаются суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

     От  налога на прибыль освобождаются:

  • организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
  • организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • другие организации, указанные законодательством.
  1. Налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

     Ставки  налога составляют:

  • 6% – плата за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг;
  • 10% – по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления;
  • 12% – по дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части;
  • 15% по другим доходам.
  1. Налог на добавленную стоимость. Плательщиками НДС признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь