Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществ
Под физическими лицами понимаются:
Налоговым агентом, согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу Налогового кодекса Республики Беларусь и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик, если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Налоговые
органы являются государственными органами,
обладающими правами
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) другими актами налогового законодательства нормативные правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством, Налоговым кодексом Республики Беларусь, иными актами налогового законодательства.
Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством, привлечение к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым органам полученную от плательщиков информацию по таможенному делу.
Объекты налоговых отношений Республики Беларусь определены главой 3 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.
Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.
Один
и тот же объект может облагаться
определенным налогом, сбором (пошлиной)
у одного плательщика только один
раз за соответствующий налоговый
период.
Налоговая
система Республики Беларусь – один
из важнейших элементов
С
обретением национальной независимости
и государственной
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1991 году. Основу ее составил Закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. №1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.
До 1991 года для нашей страны было характерно практическое отсутствие объективного налогового механизма в связи с тем, что действовал административно-командный метод изъятия доходов предприятий и дальнейшего перераспределения финансовых средств с помощью бюджета, который был единым финансовым планом, оформленным в виде Закона СССР [13, с.7].
В результате коренных изменений в налоговой сфере, проведенных в декабре-январе 1991-1992 гг., социалистическая налоговая система, действовавшая в республике, была заменена системой, отвечающей определенной части европейских и мировых стандартов. Процесс совершенствования белорусского налогообложения продолжается до сих пор. Глубокий и затяжной трансформационный кризис, потрясший Республику Беларусь, и присущая ему финансовая нестабильность выдвинули на первый план проблему стабилизации экономики в специфических переходных условиях и методов ее государственного регулирования. Одним из таких методов и является система налогового регулирования, эффективность построения которой является наиболее актуальной для современного этапа развития отечественного народного хозяйства.
В механизме построения налоговой системы Республики Беларусь важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулятива и стимулятора. Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие целенаправленный характер. Все льготы применяются только в соответствии с действующим законодательством и не являются индивидуальными. Функционирование налоговой системы Республики Беларусь в течение непродолжительного времени позволяет определить основные особенности этого процесса:
фискальная
составляющая, характеризующая налогообложени
регулирующая составляющая, определяющая меру влияния налогов на развитие производства и регулирование пропорций развития экономики;
стимулирующая составляющая, отражающая развитие приоритетных отраслей и отдельных производств, способных обеспечить экономический рост;
социальная составляющая, устанавливающая степень справедливости налогообложения разных слоев общества;
организационная составляющая, связанная с механизмом налогообложения через инструменты налоговых отношений.
Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.
Эффективная
налоговая система может
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Совокупность налогов
и сборов, предусмотренных
законодательством
Республики Беларусь
В январе-сентябре 2010 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации изменений, принятых в налоговом законодательстве на 2010 год.
Наряду с мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.
Согласно
действующему законодательству на 2010
год установлены следующие
Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств бюджета; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества; доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).
Подоходный налог с физических лиц взимается по ставке 12 %.
Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.
Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.
Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для:
Из облагаемой налогом прибыли вычитаются суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
От налога на прибыль освобождаются:
Ставки налога составляют: