Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществ
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции применяется производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 2 процента валовой выручки.
Единый
налог с индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц применяется
индивидуальными
Упрощенная
система налогообложения
Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 процентов.
Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 млрд. рублей в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период. Ставка налога для таких организаций установлена в размере 15 процентов валового дохода.
Налог на игорный бизнес применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).
Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового фонда лотереи.
Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр применяется юридическими лицами – организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога – 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр за минусом сформированного выигрышного фонда.
Сбор
за осуществление ремесленной
Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.
2.2 Ответственность
за нарушение налогового
законодательства
Ответственность за нарушение налогового законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего налоговое законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице налоговых органов в установленном порядке санкций в виде взыскания недоимок, пени и штрафов.
В соответствии и действующим законодательством Республики Беларусь ответственность за нарушение законодательства о налогах и предпринимательстве может быть административной или уголовной.
Порядок применения административной ответственности предусматривается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
По
общему правилу, фактическим основанием
для привлечения к
Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кроме того, наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч.7 ст.4.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). (Любое юридическое лицо действует через своих работников. Если работник в ходе исполнения служебных обязанностей совершает правонарушение, то организация всегда ответственна за это.)
Административная ответственность имеет ряд особенностей:
Уголовная ответственность. На сегодняшний день составы, относящиеся к преступлениям в сфере предпринимательской деятельности (что в свою очередь также связано с возможностью уклонения от уплаты налогов), содержатся в главе 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Особо следует отметить составы, предусмотренные ст. 233 (незаконная предпринимательская деятельность – предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно) и ст. 243 (уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе).
Квалифицирующим
признаком вышеприведенных
Крупным размером (сделкой, ущербом, доходом (наживой) в крупном размере) признается размер (сделка, ущерб, доход (нажива)) на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Особо крупным размером (сделкой, ущербом, доходом в особо крупном размере) признается размер в 1000 и более раз превышающий размер такой базовой величины.
Однако в Республике Беларусь возможно наступление административной ответственности и за совершение деяний, содержащих признаки уголовного преступления. В ст. 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь содержится следующая норма: «Лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, и возместившее ущерб либо иным образом загладившее нанесенный преступлением вред, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, если будет признано, что его исправление возможно без применения наказания или иных мер уголовной ответственности». Данная норма права является исключением из общего правила. Следовательно, только суд может освободить от уголовной ответственности по этому основанию.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время действующие в Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи в бюджет в зависимости от выполняемых функций и источника уплаты могут быть объединены в 7 укрупненных групп:
Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс Республики Беларусь; Декреты, Указы и Распоряжения Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства Республики Беларусь, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговый Кодекс Республики Беларусь регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.
Налоговый Кодекс Республики Беларусь декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
Налоговый Кодекс Республики Беларусь не допускает введение налогов, сборов, пошлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.
Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом Кодексе Республики Беларусь дается четкое и однозначное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений.
Помимо фискальных целей в Налоговый Кодекс Республики Беларусь закладываются функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния.[13, c.73]
С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового Кодекса Республики Беларусь – документ, который подводит итог продолжительной работы по совершенствованию налоговой системы и сам по себе значительно упрощает налоговое законодательство и порядок налогообложения в стране, позволяет субъектам хозяйствования и гражданам руководствоваться систематизированным налоговым законодательством.